ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (старшая группа)

Гольник Юлия Сергеевна

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_statya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Гольник Юлия Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Д/сад №51», г.Бийск.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

       В последние годы проблема повышения речевой активности детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Низкий ее уровень в ранний период развития особенно опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.

      Формирование речи на протяжении дошкольного возраста – не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Речевое общение осуществляется между двумя или несколькими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Особой формой активности является речевая активность.

      Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы, средства и условия для развития речевой активности детей. Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.

       Изучив современные механизмы повышения уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.  Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, ведь методы и приёмы технологии направлены на развитие речи дошкольников.

      Среди педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения  эта технология пришла в 1987 году.

        В дошкольном возрасте ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «творчество во всем». Целью использования этой технологий является развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремление к новизне. Она дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.

       Применение элементов ТРИЗ технологий в практике снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, связная речь.

       Все игры, упражнения и задания по технологии построены на использовании схем, моделей, каких- либо алгоритмов. Цель использования этой технологии развитие речи и творческого воображения. Элементы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

       С использованием ТРИЗ технологий в своей работе, я не даю детям конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самим. Тем самым, преодолевая застенчивость в неправильности или неточности своих размышлений, дети не только проявляют свою самостоятельность, но и активно развивают речевой аппарат, активизируют словарный запас.

        С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеки дидактических игр, комплексных занятий, бесед и наблюдений.

        Результаты работы убеждают в правильности, выбранной технологии для совершенствования речевой активности детей. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск по данной теме продолжается.

      Таким образом, хочется отметить, что использование  методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности

Список литературы

  1. Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. –М.: КТК «Галактика», 2018. –138 с.: ил.
  2. Кашкаров А. П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. –М.: СОЛОН-Пресс, 2017. –124 с.: ил.
  3. Садыкова Г. Триз-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий. –М.: КТК «Галактика», 2018. –70 с.: ил.
  4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. –4-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2016. –80 -с. (Растем умными(Технология ТРИЗ)
  5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. –М.: АРКТИ, 2016. –28 с.: ил. -(Растем умными(Технология ТРИЗ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...