Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи ребенка трудно переоценить. Педагогов и родителей в первую очередь интересуют вопросы, как развить разные стороны речи ребенка и как помочь ему в освоении норм родного языка.

         В целях развития речи детей и ориентации в окружающем мы попробовали на  занятиях применять технологию с использованием мнемотаблиц, которые решают такие  речевые задачи как обогащение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие разговорной и связной речи.

Мнемотаблицы позволяют воспитателю создать целые программы знаний по определенным темам или в определенных областях и используются для всестороннего развития детей.

С помощью мнемотаблиц дети могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь.

Чтобы мнемотаблицы становились базой знаний, они должны преподноситься грамотно и интересно. Основными требованиями, предъявляемыми к помещаемым в мнемотаблицу сведениям, понятиям, символам, являются точность, дискретность, недвусмысленность и новизна. Под точностью понимается не только соответствие информации общепринятым представлениям об объекте, на и аккуратность, реалистичность изображения его на рисунке. Под дискретностью понимается лишь одна тема, касающаяся описываемого объекта. Недвусмысленность предполагает отсутствие возможности двоякого толкования информации, а новизна подразумевает сообщение того, что ребенок еще не знает.

Данные в таблицы кодируются либо определенными символами, либо картинками. Содержание таблиц позволяет ребенку проводить свою собственную систематизацию, устанавливая взаимосвязи разных объектов и развивая мышление. Полученные знания можно реализовывать на других занятиях – изодеятельности, театрализации, чтении.

Мнемотаблицы можно использовать для занятий с детьми разного возраста. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для малышей – это точные реалистичные рисунки, для детей постарше – абстрактные картинки, буквы, тексты, символы.

Опыт показывает, что малышей проще обучать. Они легче и с большим увлечением осваивают и запоминают факты, быстрее соотносят рисунки с вербальной информацией, полученной от взрослого. Чем раньше мы начнем использовать мнемотаблицы, тем успешнее ребенок будет познавать окружающий мир и приобретать необходимые ему знания, тем быстрее будет развиваться речь.

Наш детский сад работает по программе “Радуга”. Эта программа дает возможность творчески подойти к планированию. Из предложенного содержания мы самостоятельно определяем соотношение материала, которое ребенок может усвоить в самостоятельной деятельности, чего можно добиться в совместной деятельности, а что необходимо включить в образовательную деятельность и другие виды деятельности.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач обучения. Как организовать развитие ребенка таким образом, чтобы сам малыш был активным деятелем? Необходимо заинтересовать детей, вызвать у них интерес к обучению развитию речи.

Проработав много литературы по интересующей меня теме,   предлагаю вам остановиться на интересных находках таких авторов, как Т.В.Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы, представленная авторами интересна. Так пособие “Учимся по сказке” Т.В.Большевой подробно представляет систему работы. Подбор сказок для работы с детьми младшей группы надо подобрать по программе “Радуга”.

Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, вы можете окунуться в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. Вначале надо научить детей понимать мнемодорожки. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, педагоги берут на себя обучающую роль, т.е. доводят до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В младшем возрасте по совету автора пособия, лучше использовать цветные картинки. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса - рыжая, солнышко – желтое.

В начале обучения не желательно использовали метод графической зарисовки, но постепенно уже в младшей группе можно вводить кодирование информации с помощью воспитателя частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии. Выбор темы – залог успеха в ее изучении, залог мотивации, заинтересованности детей.

Таблицы могут быть составлены либо по определенной теме, либо по сказке, либо с целью заучивания стихов.

В мнемотаблице объект рассказа, как правило, помещен в центре. Это позволяет сконцентрировать на нем внимание. Остальная информация располагается в соответствии с общепринятой схемой (слева – направо, сверху – вниз). Необходимо, чтобы дети ясно видели изображение в квадратах. При первом знакомстве воспитатель знакомит детей с новой для них информацией, разбирая то, что изображено в каждом квадрате , а поясняющие фразы проговаривать вместе с детьми, чтобы стимулировать у детей развитие устной речи. В последствии дети сами смогут объяснять, угадывать значение того или иного символа, картинки.

Один из приемов - работа с коллажом. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста с мнемотехникой, можно  отметить, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Путешествуя в “деревню сказкино” дети осваивают все виды деятельности. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т.д.

Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т.д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.

Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, мы используем для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно.

Увидев ценность данной работы, ее результативность можно с легкостью включать данную технику во все виды занятий. Данный прием работы с детьми очень помогает в решении различных задач. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года и описания различных предметов и т.д. Придя к концу дошкольного возраста, дети пользовались схемами во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывали опыты, результаты наблюдений, составляли планы рассказов.

Совместно с воспитателями детей привлекают к изготовлению мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т.д.

Наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне. Кроме специфических умений присущих определенным видам деятельности, дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Вопросы подготовки детей к школе решаются комплексно, и в этом помогаем мнемотехника.

Используемая литература.

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб: “Детство-Пресс”,2000.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotekhnika.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи ребенка трудно переоценить. Педагогов и родителей в первую очередь интересуют вопросы, как развить разные стороны речи ребенка и как помочь ему в освоении норм родного языка.

На начало учебного года был проведен  мониторинг, который показал, что дети имеют разный уровень речевого развития . Высокий уровень преобладал у 20% детей, средний - у 60%, низкий – у 20% детей. Одни дети  говорили и правильно произносили слова, другие не говорили, третьи говорили недостаточно отчетливо, неправильно произносили отдельные звуки, наблюдалась бедность словаря, была слабо развита активная речь. Результаты диагностического обследования по проблемам развития речи подтвердили необходимость использовать в работе эффективные технологии, которые бы решали такие  речевые задачи как обогащение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие разговорной и связной речи.

        В целях развития речи детей и ориентации в окружающем мы попробовали на  занятиях применять технологию с использованием мнемотаблиц.

Мнемотаблицы позволяют воспитателю создать целые программы знаний по определенным темам или в определенных областях и используются для всестороннего развития детей.

С помощью мнемотаблиц дети могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь.

Чтобы мнемотаблицы становились базой знаний, они должны преподноситься грамотно и интересно. Основными требованиями, предъявляемыми к помещаемым в мнемотаблицу сведениям, понятиям, символам, являются точность, дискретность, недвусмысленность и новизна. Под точностью понимается не только соответствие информации общепринятым представлениям об объекте, на и аккуратность, реалистичность изображения его на рисунке. Под дискретностью понимается лишь одна тема, касающаяся описываемого объекта. Недвусмысленность предполагает отсутствие возможности двоякого толкования информации, а новизна подразумевает сообщение того, что ребенок еще не знает.

Данные в таблицы кодируются либо определенными символами, либо картинками. Содержание таблиц позволяет ребенку проводить свою собственную систематизацию, устанавливая взаимосвязи разных объектов и развивая мышление. Полученные знания можно реализовывать на других занятиях – изодеятельности, театрализации, чтении.

Мнемотаблицы можно использовать для занятий с детьми разного возраста. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для малышей – это точные реалистичные рисунки, для детей постарше – абстрактные картинки, буквы, тексты, символы.

Опыт показывает, что малышей проще обучать. Они легче и с большим увлечением осваивают и запоминают факты, быстрее соотносят рисунки с вербальной информацией, полученной от взрослого. Чем раньше мы начнем использовать мнемотаблицы, тем успешнее ребенок будет познавать окружающий мир и приобретать необходимые ему знания, тем быстрее будет развиваться речь.

Наш детский сад работает по программе “Радуга”. Эта программа дает возможность творчески подойти к планированию. Из предложенного содержания мы самостоятельно определяем соотношение материала, которое ребенок может усвоить в самостоятельной деятельности, чего можно добиться в совместной деятельности, а что необходимо включить в образовательную деятельность и другие виды деятельности.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач обучения. Как организовать развитие ребенка таким образом, чтобы сам малыш был активным деятелем? Необходимо заинтересовать детей, вызвать у них интерес к обучению развитию речи.

Проработав много литературы по интересующей меня теме,   предлагаю вам остановиться на интересных находках таких авторов, как Т.В.Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы, представленная авторами интересна. Так пособие “Учимся по сказке” Т.В.Большевой подробно представляет систему работы. Подбор сказок для работы с детьми младшей группы надо подобрать по программе “Радуга”.

Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, вы можете окунуться в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. Вначале надо научить детей понимать мнемодорожки. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, педагоги берут на себя обучающую роль, т.е. доводят до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В младшем возрасте по совету автора пособия, лучше использовать цветные картинки. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса - рыжая, солнышко – желтое.

В начале обучения не желательно использовали метод графической зарисовки, но постепенно уже в младшей группе можно вводить кодирование информации с помощью воспитателя частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии. Выбор темы – залог успеха в ее изучении, залог мотивации, заинтересованности детей.

Таблицы могут быть составлены либо по определенной теме, либо по сказке, либо с целью заучивания стихов.

В мнемотаблице объект рассказа, как правило, помещен в центре. Это позволяет сконцентрировать на нем внимание. Остальная информация располагается в соответствии с общепринятой схемой (слева – направо, сверху – вниз). Необходимо, чтобы дети ясно видели изображение в квадратах. При первом знакомстве воспитатель знакомит детей с новой для них информацией, разбирая то, что изображено в каждом квадрате , а поясняющие фразы проговаривать вместе с детьми, чтобы стимулировать у детей развитие устной речи. В последствии дети сами смогут объяснять, угадывать значение того или иного символа, картинки.

Один из приемов - работа с коллажом. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста с мнемотехникой, можно  отметить, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Путешествуя в “деревню сказкино” дети осваивают все виды деятельности. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т.д.

Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т.д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.

Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, мы используем для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно.

Увидев ценность данной работы, ее результативность можно с легкостью включать данную технику во все виды занятий. Данный прием работы с детьми очень помогает в решении различных задач. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года и описания различных предметов и т.д. Придя к концу дошкольного возраста, дети пользовались схемами во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывали опыты, результаты наблюдений, составляли планы рассказов.

Совместно с воспитателями детей привлекают к изготовлению мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т.д.

Наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне. Кроме специфических умений присущих определенным видам деятельности, дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Вопросы подготовки детей к школе решаются комплексно, и в этом помогаем мнемотехника.

Используемая литература. 

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб: “Детство-Пресс”,2000.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...

Презентация "Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Использование технологии мнемотехникив развитии речи детей младшего дошкольного  возраста....

Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему "Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...