«Работа воспитателя, по развитию игровых умений детей 2-го года жизни»
статья (младшая группа)

Зарубина Светлана Владимировна

Статья на тему:«Работа воспитателя, по развитию игровых умений детей 2-го года жизни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Работа воспитателя, по развитию игровых умений детей 2-го года жизни»

Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты всё время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребёнок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребёнка.

В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать основными игровыми способами, а именно: игровыми действиями разной степени сложности, первыми речевыми высказываниями, дополняющими, а иногда и заменяющими игровые действия [3].

При руководстве игрой недопустимо прямое обучение игровому действию без учёта жизненного опыта, интересов каждого ребёнка. Воспитатель, развивая игру, должен не только учитывать личный опыт детей, но и своевременно обогащать его, побуждая детей к активному посильному участию в жизни семьи, группы.

Воспитатель должен как можно шире привлекать детей не только к наблюдениям за окружающим, но и к посильному участию в решении доступных ребёнку практических задач (в быту, на участке во время прогулки, на занятиях). Только тогда дети сами смогут по-настоящему понять назначение предметов, смысл действий с ними.

Однако дети второго года жизни сами не могут перевести свои жизненные познания в игровой условный план. Им должен помочь в этом отношении взрослый путем организации обучающих игр, например,  организуя показы - инсценировки. Эти игры являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой – средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей. Содержанием показа – инсценировки  могут служить доступные малышам народные сказки, попевки, потешки («Курочка Ряба, «Репка» и др.).  Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребёнок, закрепляет полученный в повседневной жизни или на занятиях опыт, понимание назначения предметов, смысла действий с ними.

Также для ознакомления с окружающим необходим демонстрационный материал (иллюстрации, предметные картинки, книги), для получения разнообразных впечатлений, который меняется в зависимости от тематики обучения. Например,  настенные картины (2-3) с доступными детям сюжетами «Таня кормит голубей», «Кошка с котятами», «Дети пляшут».

Если ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для игры, то сама самостоятельная игра, её содержание, способ решения детьми игровых задач определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным (побуждающим к самостоятельному решению игровых задач) общением взрослого с ребенком в процессе игры.

Сначала рекомендуется рассматривать вместе с ребенком единичные игрушки, сравнивать с предметами, которые они изображают, называть их, выделяя основные признаки, предлагать ребёнку найти, а позднее и назвать эти признаки. Показать одно-два понятных простых действия с игрушкой: например «Мишка ходит». Воспитатель выполняет не только характерные  действия, но и дополняет эти действия мимикой и речевым сопровождением. Можно продолжить игру с мишкой («Мишка пляшет») и предложить ребёнку потанцевать вместе с мишкой. Очень важно показать ребенку свое положительное эмоциональное отношение к игрушке и ее действиям.

Затем по возможности в показах повторяются знакомые действия, но с другими игрушками (кормление куклы, мишки, петушка и т. д.), при этом эмоционально подчеркивается главное – смысл действия, его воображаемый результат («Ох, как вкусно поел зайчик!»). В то же время дети должны видеть, чем отличается, например, кормление куклы и петушка и т. д.

Пальчиковая гимнастика играет немаловажную роль в ознакомлении с окружающим, она как-бы отображает реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы («Дом», «Рыбки», «Давай с тобой похлопаем…», «Ладушки», «Дождик капнул на ладошку»). В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Это та же инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Относительно большое место среди других видов обучающих игр детей раннего возраста занимают дидактические игры.

Они требуют пристального руководства со стороны взрослого.

На занятиях с дидактическими игрушками обращается внимание детей на свойства предметов, предлагаются задания на соотнесение, группировку, сортировку по сходству и различию; дети узнают зависимость между частью и целым, знакомятся с количеством. Такие занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений. На занятиях взрослый должен стремиться поддерживать у детей устойчивый ориентировочный интерес к игрушкам и давать возможность самостоятельно действовать.

На занятиях используются 5 видов дидактических игрушек:

– игрушки для нанизывания на стержень (кольца, втулки, шары, кубы);

– объёмные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) для группировки по цвету, величине, форме;

– игрушки – вкладыши;

– народные сборно-разборные игрушки (яйца, матрёшки);

– небольшие сюжетные игрушки (куколки, грибочки, овощи и т. д.).

На втором году жизни для развития предметной деятельности можно использовать следующие игры и упражнения:

– Найди колечки такого же цвета;

– Собери башенку (конус) из 3 – 5 чашей;

– Положи в одну сторону все большие, в другую все маленькие предметы;

– Игры – занятия с предметами – орудиями;

– Игры с народными игрушками – вкладышами.

Каждый раз цели, задачи и приёмы усложняются. Задания не должны быть слишком лёгкими: посильная трудность повышает интерес, работоспособность детей.

Подводя итог можно сказать, что воспитателю необходимо привлекать детей не только к наблюдениям за окружающим, но и к посильному участию в решении доступных ребёнку практических задач.

Организуя игры, педагог использует не только дидактические игрушки, но и предметы - орудия.   Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности.

Взрослый при обучении детей предметным действиям не должен торопиться, спешить. Обучение должно строиться по типу сотрудничества с ребёнком.

Используемая литература

  1. Аракелова Т.Л. Организация игровой деятельности дошкольников // Воспитатель. – 2012. - № 10. – С. 14-17.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с. – (От рождения до трёх).
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

  1. Соловьева Ю.А. Развитие игровой деятельности у ребенка  раннего возраста // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 2. – С. 48-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия детей 3-го года жизни на тему "Зима".

Конспект игрового занятия детей 3-го года жизни на тему "Зима".Задачи:Активизировать словарь детей по теме.Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.Формировать умение сравн...

Исследовательская работа на тему:"Роль сюжетно-ролевой игры в развитии межличностных отношениях детей 6-го года жизни"

Владение способами общения- важное условие налаживания взоимоотношений между детьми в игре....

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Организация предметно-пространственной средыи ее влияние на развитие игровых умений старших дошкольников...