Сценарий фольклорного русского народного праздника "Живи родник, живи!"
проект (старшая, подготовительная группа)

Метлина Галина Анатольевна

В рамках проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы был разработан сценарий фольклорного Русского народного праздника "Живи родник, живи!"

Цель праздника: Способствовать патриотическому воспитанию детей, познакомить с бытом Русских крестьян, показать уклад деревенской жизни и вспомнить историю и традиции наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._folklor_prazdnik_zhivi_rodnik_zhivi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

       Русский народный праздник

« Живи родник, живи!»

                                                                                 

                                                            Воспитатель: Метлина Г.А.

                                                     

                                                     

 Цель:  познакомить детей с бытом крестьян на Руси.

 Задачи:

 1.  Активизировать и обогатить речь детей словами: лучина, коромысло, изба, лоскутное одеяло, самовар, самотканая дорожка, пряжа, прялка, люлька, рушник, кувшин.

 2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и фольклорным творчеством крестьян.

3. Расширять и способствовать сохранению знаний о прошлом Руси

4.Заинтересовать детей работой с соленым тестом.

 5. Развивать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям.

 Предварительная работа:  знакомство с фольклором, чтение русских народных сказок, поговорок, прослушивание русской народной музыки, разучивание колыбельной, знакомство с предметами быта, внешним и внутренним строением и убранством русской избы.

 Оборудование и материалы: компьютер, аудиозаписи колыбельных песен, русской народной музыки, соленое тесто, предметы быта, скамьи, русский народный женский костюм.                

                                                Ход деятельности

( под русскую народную песню «Во кузнице» входят пританцовывая воспитатель и дети)

Воспитатель:  Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуем хозяюшка.

 Воспитатель: В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице».

-А что означает слово « здравствуйте»? (ответы детей).

Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.

                              Русь деревянная - края дорогие.

                             Здесь издавна русские люди живут.

                             Они прославляют жилища родные,

                             Раздольные русские песни поют.

-Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Ответы детей)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

- Как называли такие дома? (Изба). (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Раньше в старину говорили: срубить избу. Одному человеку было не под силу рубить избу и поэтому все помогали друг другу. Если кто-то строил избу, помогали всей деревней, «одному хорошо, а вместе лучше».

-Ребята, а вы любите путешествовать?

- Я приглашаю вас отправиться в прошлое Руси.

-Хозяйка в избе нас будет встречать.

 Готовы, ребята, пора начинать!

Хозяйка:  Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Дети: здороваются с поклоном.

Хозяйка:  Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.

Проходите, посмотрите. - А вы помните, что такое изба? Правильно, это дом из дерева.

  - Сегодня я вам расскажу про моё житиё-бытиё, как на Руси-матушке жили-поживали. Проходите, на лавочки садитесь.

(Дети садятся)

 -Посмотрите на убранство моей избы.

-Что ребята, вам знакомо в избе?

Дети и Хозяйка: Сундук (в нём храню одежду, холсты и другую домашнюю утварь, сундуки бывают большие и маленькие). Прялка (нужна для того, чтобы сучить пряжу). Печь, самовар, половики……

Хозяйка:  Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? (Коврики.)

 - Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой.

Я их сама связала крючком. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами!

 - Как вы думаете, а для чего использовали половики? (Ответы детей.)

 - Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

 Ребёнок:  Хозяюшка, а что это у вас за кроватка?

-Это люлька, там спит мой сыночек.

Воспитатель: Наверное, надо младенцу поправить одеяльце.

-Ребята, посмотрите, каким красивым одеяльцем укрыт малыш. А чем оно необычно? (ответы детей)

Хозяюшка: Правильно оно сшито из маленьких тряпочек , лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.

Плач младенца.

Воспитатель: Дети, а давайте споём младенцу колыбельную, чтобы крепче ему спалось:

 (Дети встают и поют колыбельную, в руках покачивая воображаемого младенца.)

Ой, люли-люлюшеньки,

 Баиньки-баюшеньки...

 Сладко спи по ночам,

 Да расти по часам.

Хозяюшка:  Спасибо, вам ребятушки, помогли успокоить моего сыночка.

На Руси любили шутки, прибаутки и загадки. Попробуйте отгадать одну загадку:

                         Наша толстая Федора

                         Наедается нескоро,

                         А зато, когда сыта,

                         От Федоры теплота. (Печь)

-Ай да молодцы! Конечно, это печь! Печь в русской избе - самое главное. В старину о ней говорили так:

                         Ой, ты, печка-сударыня,

                         Помоги нам, барыня,

                         Освети, полечи и спаси,

                         В дом богатство неси.

Воспитатель: Почему к печке так ласково обращались люди?( ответы детей)

Хозяюшка:  Да, печь  ласково на Руси называли «кормилицей», «барыней». А почему же печь была главной в избе? (Ответы детей.) - С печью был связан весь быт человека. Печь не только согревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На печи можно было и спать.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых есть печка?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Сивка-бурка»…

-Молодцы, правильно.

Воспитатель: А что это, хозяюшка, у тебя на печи?

Хозяйка:  Дом вести - не бородой трясти, всё надо припасти.

                  Над квашнёй сижу, пятернёй вожу.

                  Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

                  Вот тесто подоспело, нужно взяться нам за дело.

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

 «Умей в гости звать, умей и угощать».

 - Послушайте ещё одну загадку, и попробуйте отгадать, что было самым главным на столе:

                 У носатого у Фоки

                 Постоянно руки в боки.

                 Фока воду кипятит,

                 И как зеркало блестит. (Самовар)

 - На столе в избе всегда стоит горячий самовар. А традиционное угощение к чаю - сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём. - Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? (Вымыть руки.) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Он длинный, красивый. Что его украшает? (вышивка).

(Дети моют руки, воспитатель помогает организовать процесс хозяюшке.)

Воспитатель:  Детки, а давайте разомнем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая игра «Бублички»

 Лепим мы бублички, (Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку.) Круглые, как личики. (Ладошки подносят к лицу.)

 Получили из печи (Руки выставляют вперед ладошками верх.)

 Вкусные куличики!

Хозяйка:  А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. (Хозяйка лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а хозяйка «кладет их в печь»)

- Ой, какие молодцы, все постарались. Вытирайте руки.

 Воспитатель:  Пока наши бублики пекутся, мы поиграем с мячом, с которым играли в старину.

Игра «Поговорочки -  договорочки»

Описание. Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребёнок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

  • «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
  • «Хозяин весел – и гости рады».
  • «Много гостей – много новостей».
  • «Что есть в печи – на стол мечи».
  • «С миру по нитке – нищему рубашка».
  • «Как аукнется, так и откликнется».
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
  • «Делу - время, а потехе - час»

Хозяюшка:  Ой, я совсем с вами заигралась и забыла про наши бублики.

(Достаёт из печи противень уже с настоящими бубликами).

-Ах, какие они у нас румяные получились! А аромат-то, какой!

(отдает противень воспитателю)

Воспитатель: Спасибо хозяюшка за приём, за угощение!

Хозяюшка: Приходите ещё, всегда вам рада!

Воспитатель:  Обязательно придём ещё. Правда, ребята? Вам понравилось в гостях?

               Времена теперь другие,

               Как и мысли, и дела –

               Далеко ушла Россия

               От страны, какой была!

               Умный, сильный наш народ

               Далеко глядит вперед,

               Но преданья старины

               Забывать мы не должны!

 - Возвращаемся в свою группу и будем готовиться  к чаепитию.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля русской народной сказки "Гуси-лебеди"

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Учит детей любви к родным и близким, также учит уважиительному отношению к просьбам родных людей....

Сценарий постановки русской народной сказки в кукольном театре

Цель: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной деятельности, создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное о...

Сценарий постановки русской народной сказки в кукольном театре

Цель: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной деятельности, создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное о...

Сценарий постановки русской народной сказки Теремок

Сценарий постановки русской народной сказки Теремок...

Сценарий по русской народной сказке «Теремок»

Сценарий по русской народной сказке «Теремок»2 младшая группа №42011-2012 год...

Сценарий фольклорного фестиваля народных талантов для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Народные таланты!»

Цель: Продолжать знакомство детей с народным творчеством, приобщать к русской культуре.Задачи:  - Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь...