Консультация для педагогов
консультация

Ленбаум Инна Борисовна

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии детей с ЗПР. Главное место в работе отводится игре, так как только в ней   лучше всего усваиваются  и закрепляются полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Консультация для педагогов

Игры и упражнения по формированию предложно – падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии детей с задержкой психического развития.

В основе овладения грамматическим строем речи, в частности, умением использовать в речи предложные конструкции, лежит способность анализировать, сравнивать, обобщать и дифференцировать языковые единицы. 

Недоразвитие познавательной деятельности, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также замедленный темп речевого развития – все это ведет к более позднему становлению у детей с ЗПР грамматических структур.

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Как проводить игры с предлогами?

Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

Коррекционная работа ведется с опорой на взаимодействие с двигательным, тактильным и зрительным анализаторами.

  1. На первоначальном этапе формирования умения правильно употреблять предлоги.  

Работа начинается с уточнения значений предлогов в импрессивной речи,

2. Введение этих предлогов экспрессивную речь.

3. Приобретенные умения закрепляются в практических упражнениях.

Игровые упражнения, направленные на формирование навыков правильного употребления предлогов:

  • Упражнение «Куда закатился мяч?»

На фланелеграфе педагог перемещает мяч под разные предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)

  • Упражнение «Будьте внимательны»

Послушайте меня и поднимите нужную схему.

Кот залез под шкаф.

Подушка лежит на кровати.

Я намазала масло на хлеб.

Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.

  • Упражнение «Маша - растеряша»

- Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она их искала.

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет,

На кровати нет, под кроватью нет,

Вот какая Маша, Маша-растеряша.

Где Маша искала свои вещи?

  • Игра «Скажи  наоборот» 

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

• Машина подъехала к магазину. - …

  • Игра «Исправь ошибки Незнайки» 

-К нам в гости пришёл Незнайка и сообщил, что получил двойку. Он просит вас помочь ему исправить ошибки. Послушайте предложения и исправьте ошибки:

 Я перепрыгнул по лужу.

 Машина едет через дороге.

Кот перепрыгнул по кресло.

Бабушка шагает через тропинке.

Дети перепрыгнули по ручей.

  • Игра «Соедини картинку со схемой» (работа по индивидуальным карточкам)

- Дети, рассмотрите картинки, найдите подходящую к схеме картинку, соедините их линией и составьте предложение. Например: «Миша залез на кресло».

  • Игра «Волчок»

Дети сидят в кругу на ковре. В центре волчок со стрелкой и схемы предлогов, разложенные по кругу. Ребёнок раскручивает волчок. После остановки волчка стрелка укажет на схему предлога. Ребёнок должен составить предложение с выбранным предлогом.

  • Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы.

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

Использование предложных конструкций пространственного значения необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к учебной деятельности, требующей от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений.

Список использованной литературы

1. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2012.

2. Подготовка к школе детей с ЗПР /Под ред. С. Г. Шевченко. - М., 2005.

4. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989.

5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. - М., 2001.

6. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. - М., 2007.

                                           Подготовила учитель-дефектолог: Ленбаум И.Б.

   

                                           Саров, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....