Опыт работы "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье"
методическая разработка (подготовительная группа)

Логунова Елена Александровна

Цель: определить методы и формы, приемы и способы, необходимые для знакомства родителей и детей с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

РОССИИ

Главное управление общего и профессионального

Псковской области

                                 Районная аттестационная комиссия

Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье

                      Творческая работа воспитателя МДОУ № 10

                       «Звездочка»

                      г. Невель     Псковской области

                      Логуновой Елены Александровны

                       Проживающей по адресу г. Невель

                        Комсомольская д.9   кв8

                        Научный консультант: Шабанова Н.А.

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Соблюдение прав детей в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………………7

1.1Задачи и нормативные основы защиты прав детей………………………….7

1.2Проблемы защиты прав ребенка в семье…………………………………..20

1.3Детско-родительские отношения в современных семья………………….25

Глава 2.Практическая работа по реализации Конвенции о защите прав ребенка…………………………………………………………………………..31

2.1Методика работы по правовому воспитанию в семье и ДОУ…………….31

2.2Результаты работы с детьми………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………...37

Введение

Права ребенка. Это словосочетание вызывает неоднозначную реакцию в мире взрослых. Некоторые наши соотечественники в сердцах восклицают:

«О каких правах детей может идти речь! Посмотрите вокруг! Люди, прожившие не один десяток лет, умудренные  опытом, не могут правды найти! Законы не совершенны, права нарушаются повсеместно. Куда уж там детям с их правами!»

Можно услышать и другую позицию: «Наши дети и подростки и так уже однобоко воспринимают свободу и права, понимают их как возможность делать все, что заблагорассудится. Если им еще и о своих правах говорить, то не пришлось бы взрослым защищаться от детей».

Действительно, в этих доводах есть свой резон, они основаны на реалиях нашей действительности.

С другой стороны, искать выход из сложившейся ситуации необходимо. Одним из способов преодоления правового нигилизма общества, формирование позитивного отношения к праву как регулятору отношений в обществе является правовое просвещение в широком его понимании.

Мы вступили в 21 век. Наша цивилизация в своем  развитии делает гигантские шаги. То, что вчера казалось невозможным, фантастическим, сегодня становится реальным. Мы покоряем просторы космоса и глубины океанов, силу атома и природные стихии, но одним из основных показателей уровня развития общества является не его технический уровень, а его отношение к детям, и поэтому показателю нам еще далеко до цивилизованного общества. Мир переполнен детской болью и страданиями.

Десятки миллионов детей голодают, лишены возможности посещать школу

И обеспечивают свое существование лишь за счет изнурительной работы, воровства, проституции и нищенства. Миллионами исчисляется количество

бездомных и беспризорных детей. Миллионы детей лишены заботы, подвергаются побоям, плохому обращению, сексуальной эксплуатации или

становятся жертвами злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Нельзя сказать, что мировое сообщество безучастно относится к этому. Еще в  1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка, в которой наметила меры по ликвидации детского рабства и торговли детьми, ограничению детского труда и искоренению проституции среди несовершеннолетних.

Следующим шагом было принятие Всеобщей декларации прав человека, где отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе как до, так и после рождения» и в силу этого должен быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 г.Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка ,содержащую 10 положений, провозглашающих необходимость защиты основных прав детей. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Однако все эти документы имеют лишь рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Не был разработан  и юридический механизм защиты прав детей, то есть механизм реального обеспечения выполнения прав ребенка.

В 1979 г. В Международный год ребенка, Комиссия ООН по правам человека, приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка .Сложная работа продолжалась в течение 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г.

Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Правовые предписания Конвенции являются нормами международного права.

Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую  ответственность за действия в отношении детей, они обязались пересмотреть свое национальное законодательство,  обеспечить его соответствие положениям этого документа. В 1990 г. Этот документ был ратифицирован  нашей страной.

Принятие данной Конвенции было большим шагом вперед в защите прав ребенка. В этом документе не только развиваются положения Декларации прав ребенка 1959 г., но и выработан механизм их юридической защиты.

Определены права детей, отражающие весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля, учреждает Комитет ООН по правам ребенка, наделенный полномочиями.

Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция состоит из 54 статей.

Наше ДОУ № 10 «Звездочка» г.Невеля, Псковской области с 2000 года работает по программе Венгера «Развитие». В данной программе отсутствует такое направление в обучении, как правовое воспитание. Но детский сад работает по нравственно-патриотическому воспитанию. Таким образом актуальность нашей темы очевидна.

Цель работы:

Определить методы и формы, приемы и способы, необходимые для знакомства родителей и детей с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка.

Задачи:

1.Определить возможности и педагогические условия использования Конвенции о правах ребенка в дошкольном учреждении.

2.Изучить теоретические и методические основы обучения.

3.Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка, других родителей.

4.Сделать анализ практики работы в этом направлении.

5.Подготовить методические рекомендации о знакомстве детей и родителей с Конвенцией о правах ребенка.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

1.Изучение Конвенции о правах ребенка.

2.Метод социального опроса- анкеты.

3.Опытно педагогическая работа.

4.Тестирование.

5.Педагогические наблюдения.

6.Самооценка.

Таким образом, предметом нашего исследования являются  знания, умения и навыки необходимые для детей, чтобы изучать свои права.

Объект исследования- пути и методы формирования знаний, умений и навыков.

Творческая работа состоит из ведения, двух глав: теоретическая и практическая, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Соблюдение прав детей в дошкольных образовательных учреждениях и семье.

1.1. Задачи и нормативные основы защиты прав детей.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине XIX века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова – Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку».

На страницах газет и журналов педагоги, врачи, учёные, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития. Поэтому наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации. Работающие над созданием социальных стандартов защиты прав детей. Так, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб, разработал Декларацию прав ребёнка.

В 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчёркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детства.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составной части защиты прав человека сложилась гораздо позже – только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так был создан детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка;
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка;
  • содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребёнка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребёнка. Здесь впервые ребёнок рассматривается не только как объект, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей. Детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком – независимо от расы. Цвета кожи. Пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

  • на воспитание;
  • на развитие;
  • на защиту;
  • на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, Государства – участники уважают права ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; государства – участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного. Нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична.

Государства – участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст. 19, п. 1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31. п. 1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, оральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1); ст. 37 требует, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут… уничижающим его достоинство видам обращения или наказания.

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст. 27, п. 2).

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено:

  1. на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объёме;
  2. на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  4. на подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами;
  5. на воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Очевидно, то контролировать соблюдение прав ребёнка в семье возможно только при наличии определённого механизма. Нам представляется, что дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребёнка – дошкольника, представленных в Конвенции:

  • право на охрану здоровья;
  • право на образование;
  • право на участие в играх;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На её основе разрабатываются нормативно – правовые документы федерального и регионального уровней. Кроме того, выше перечисленные права детей представлены в федеральных законодательных актах и конкретизированы в документах на уровне региона и каждого дошкольного образовательного учреждения.

Согласно Конституции Российской Федерации, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Для создания и развития механизма реализации прав ребёнка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Закон «Об образовании».

Семейный кодекс РФ вступил в силу с марта 1996 года и представляет сегодня принципиально новый документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящён правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». Рассмотрим отдельные статьи из этих глав.

Ст. 54 гарантирует ребёнку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В ст. 55 рассмотрено право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками. В ней указано, что ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание не влияют н6а право ребёнка.

Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребёнка родителями или лицами, их заменяющими, и органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным, до достижения совершеннолетия имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

В статье указано, что ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребёнка. В том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться в орган опеки и попечительства. А по достижении четырнадцати лет – в суд.

Кроме того, должностные лица и иные граждане, которым станет об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

В ст. 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчёркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребёнка.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей излагаются в ст. 64 и ст. 65.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

Таким образом, в Семейном кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребёнка на жизнь и воспитание в семье, на защиту. На возможность свободно выражать своё мнение» и т. п.

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка», предусмотренных Конституцией РФ, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами, жертвами вооружённых и межнациональных конфликтов и т. п. к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения  их социальной адаптации и реабилитации. На основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатываются индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребёнка.

С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие деятельность по защите прав детей. Получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, граждан (в том числе родителей), педагогическим, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

В ст. 4 Федерального закона впервые в российском законодательстве государственная политика в интересах детей названа приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ. А в главе 2 – «Основные направления обеспечения прав ребёнка в РФ» - указывается на обязанность органов государственной власти, а также родителей, педагогов, медицинских и социальных работников и общественных объединений содействовать ребёнку в реализации и защите его прав и интересов посредством проведения работы по разъяснению его правового статуса.

П. 1 ст. 9 Федерального закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребёнка в семье, в образовательном или любом другом учреждении: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребёнка».

Таким образом, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в российской Федерации» конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

Кроме того, государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья и развития детей:

  • Закон российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • указы Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (национальный план действий в интересах детей);
  • программы: президентская – «Дети России», федеральная – «Развитие образования в России» и др.

В последнее десятилетие стала выстраиваться система совместной работы Минобразования России с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности. Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и другими министерствами и ведомствами российской Федерации по охране здоровья детей в образовательных учреждениях.

Так, во исполнение совместного приказа Минобразования с Минздравом России от 30. 06. 92 № 186/272 «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;

- разработаны и внедряются в практику методические рекомендации по реализации медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и их оздоровлением в условиях ДОУ;

- проводятся всероссийские совещания с руководителями территориальных органов управления образованием с привлечением работников Минздрава, МПС, Минатома, Минобороны России и др.

Право ребёнка – дошкольника на образование гарантируется ст. 43 Конституции и конкретизируется в ст. 18 Закона «Об образовании». В статье указано, что родители являются первыми педагогами дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.

Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоёв населения.

В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием.

В 1995 году заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Кроме многочисленных постановлений глав администрацией краёв и областей, правительств республик о мерах по выполнению законодательных актов Российской Федерации, на местах разрабатываются и принимаются (в пределах их компетенции) законодательные акты, направленные на усиление социально – правовой защиты детей.

Так, в Псковской области принят Закон «О правах ребёнка» от 09. 06. 95; 14–оз, в Свердловской области – Закон «О защите прав ребёнка» от 23. 10. 95 № 28–оз, в Омской области – Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14. 11. 95 № 33-оз, в Республике Карелия – Закон «О защите прав детей от 30. 12. 95 № 94-зрк.

В названных актах субъектов Российской Федерации. Наряду с воспроизведением уже действующих федеральных правовых норм, содержится и ряд положений, дополняющих и конкретизирующих эти нормы и предусматривающих дополнительные гарантии прав детей, а также оказание дополнительной социальной помощи наименее защищённым категориям детей и семей с детьми.

Рассмотрим нормативные документы, касающиеся непосредственно дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» правительством России было принято Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Этот подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов на территории Российской Федерации. Его основные положения конкретизируются, в свою очередь, в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Министерство образования в помощь детским садам разработало пакет образцов документов, в которых основным нормативным документом является Устав ДОУ.

Согласно Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению, в Уставе представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в сфере образования и вместе с соответствующим органом здравоохранения – в сфере здоровья, что соответствует требованиям Конвенции и действующему законодательству РФ.

В то же время имеется ряд положений в федеральных законах, которые отсутствуют в Уставе или при формулировке которых допускается разная степень конкретности и свободы изложения. Так, например, в Конвенции о правах ребёнка указано, что каждый ребёнок имеет право свободно выражать мнение, а также за них сохраняется право на проявление своей индивидуальности. В Уставе дошкольного образовательного учреждения эти права включены в состав права на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении и развитие творческих способностей и интересов.

Не нашли отражение в Уставе отдельные статьи Семейного кодекса РФ (2000) и Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Как известно, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметов основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».

Безусловно, ДОУ не может осуществлять свою деятельность в противоречии с этим требованием и в целом придерживаться данного правила. Однако в Уставе эта сторона взаимоотношений с родителями не нашла отражения. Скорее всего, родителям не известно это требование.

Кроме того, в Уставе не конкретизированы отдельные личные права детей, которые представлены в Конвенции о правах ребёнка:

  • право на отдых и досуг, на участие в культурной и творческой жизни;
  • право свободно выражать своё мнение, включая право свободно искать, получать информацию и идеи любого рода.

Важным дополнением к Уставу является Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребёнка. Очевидно, что содержание этого документа, касающееся соблюдения прав детей в семье, обязательно должно меняться с учётом тех изменений, которые произошли в нормативно-правовой базе на федеральном уровне. Для этого имеется достаточная законодательная база. Так, например, ст. 7 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» гласит, что государственные органы и их должностные лица обязаны, в соответствии со своей компетенцией, содействовать ребёнку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребёнком по разъяснению его правового статуса.

Следовательно, в Договоре должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения.

Очевидно, для определённой категории родителей такого рода информация может сыграть положительную роль. С одной стороны, поможет осознать незаконность своих действий по отношению к ребёнку, а с другой – понять, что ребёнок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение со стороны семьи контролируется педагогом.

1.2. Проблемы защиты прав ребёнка в семье.

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребёнка в семье.

В периодическом докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребёнка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведёт к дезорганизации семьи, росту насилия в ней, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля должно быть включено требование знания Конвенции о правах ребёнка. К работе ДОУ преимущественное отношение имеют следующие статьи документа.

Ст. 19 оговаривает, что «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные. Социальные и просветительные меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения. Грубого отношения или эксплуатации <…> со стороны родителей…»

Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут <…> унижающим его достоинство видам обращения или наказания».

Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

  1. 2. 1. Нарушение прав ребёнка в нормальных семьях.

Результаты проведённого в ДОУ исследования показали, что нарушения прав ребёнка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребёнка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Исследования юридической грамотности родителей детей дошкольного возраста позволили выявить, что большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение прав ребёнка лишение свободы движения, которое относится к его базовым физическим потребностям. Только половина родителей – 54% - считают, что, оставляя ребёнка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ, запирание ребёнка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Исследование психологической грамотности родителей показало, что 85,7% родителей понимают, что унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу – а именно указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 14,3 % ожидают, что ребёнок вырастет озлобленным, в нём проявятся замкнутость, трусость или садизм; некоторые указывают, что такое обращение приведёт к нарушению взаимоотношений ребёнка со взрослыми – «неуважению унижающего», потере доверия. Таким образом, основной ущерб, который наносит ребёнку унижение его достоинства, большинство родителей справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чреват для ребёнка унижение его достоинства.

Вместе с тем установлено, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% - из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребёнка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной работы с детьми на основе взаимного уважения.

Таким образом, налицо следующие факты:

- недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте;

- рассогласование правильных представлений о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей.

Родителям предложено проанализировать, что вынуждает их использовать жёсткие меры воспитательного воздействия на детей. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребёнка, на которое они не могут воздействовать по-другому: ребёнок не слушается (24%), ребёнок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%). 40% в качестве причины указали состояние взрослого: нервы не выдерживают (14%), заканчиваются аргументы и терпение (6%), взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребёнке (4%). 14% прямо указали на отсутствие других способов воздействия на ребёнка: нет возможности избежать наказания (2%), у родителей нет терпения или времени объяснить ребёнку, что можно делать, а что нельзя; нет понимания; родители по-другому не могут повлиять на ребёнка.

Таким образом, большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит. Очевидно, именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребёнка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родители склонны видеть причину не в ребёнке, а в педагогической беспомощности взрослых. При этом они называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям. Эти данные позволяют выделить те классы ситуаций, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу с родителями в направлении повышения их родительской компетентности.

Таким образом, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространённое явление. Типичная ситуация, в которой возникают эти нарушения, - некомпетентные воспитательные воздействия на детей.

Причина выбора именно этих методов кроется:

- в аналогичном собственном детском опыте родителей, на который мы не модем повлиять, но можем организовать работу по переосмыслению его;

- отсутствии альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

- отсутствии рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Корреляционный анализ показал, что методы воспитательного воздействия. Которые являются отражением объектного отношения к ребёнку, - это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребёнка. Методы, отражающие субъектное отношение к нему, - критика, утешение, обращение в шутку, обида. Родителей можно учить использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Используя методику «Тест родительских отношений» и проведя корреляционный анализ с результатами анкетирования по методам наказаний, мы выделили характеристики группы риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, власть матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Таким образом, в семьях, где матери не работают, больше вероятность нарушения прав ребёнка. Своевременная диагностика родительских проблем может помочь выявить семьи, с которыми следует начать превентивную работу или более детально исследовать принятые в семье способы регулирования поведения детей. Эти проблемы могут быть объектом психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Частота использования наказаний связана с установкой на важность агрессивного поведения вообще. Агрессия родителей в этом случае не представляет собой реакции на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они не могут справиться, а представляет собой исключительно привычный способ поведения. Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе физические) не видят ничего плохого в том, что ребёнок агрессивен так же, как и они сами. Фактически в ребёнке поощряется следование родительской модели поведения.

Это очень важный вывод, который направляет коррекционные усилия на изменение отношению родителей к агрессивному поведению в целом.

1. 2. 2. Нарушения прав ребёнка в семьях группы риска.

Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования выделили факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушению прав детей. К их числу относятся:

- тесное жильё и большая скученность проживающих, что порождает серьёзные проблемы у всех членов семьи;

- низкие доходы сказываются на реализации права ребёнка на образование и всестороннее индивидуальное развитие способностей;

- исследования, проведённые в разных странах, в разное время, в различных слоях общества, подтверждают положительную корреляцию между образованием, профессиональной квалификацией родителей и интеллектуальным развитием ребёнка. Таким образом, их низкий образовательный статус также влияет на реализацию права ребёнка на развитие;

- отсутствие отца – источника уверенности и авторитета создаёт предпосылки к формированию у ребёнка таких черт характера, как агрессивность в отношении взрослых, недисциплинированность, асоциальность, которые могут провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребёнком;

- отмечается снижение среднего интеллектуального уровня при повышении числе детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей внимательнее друг к другу, сплочённее, больше центрированы на семье, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, не учитывающим их индивидуальные потребности. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении;

- наиболее чувствительно к размеру семьи вербальное развитие детей. С когнитивным развитием ребёнка, независимо от его пола, коррелируют интеллектуальные характеристики отца. Столь же положительное влияние на когнитивные характеристики оказывает авторитарность отца в семье.

Таким образом, при первичным знакомством с семьёй необходимо предложить родителям заполнить анкету, которая отразит эти социальные параметры жизни семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска. Подчеркнём ещё раз. Что к их числу относятся: тесное жильё, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, неполнота семьи, многодетность.

1. 3. Детско-родительские отношения в современных семьях.

По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высоко заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Всё это не может сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально – экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращения в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессами. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости. Давления со стороны своих родителей.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания.

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймёт. Что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребёнок ведёт себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Речевая агрессия (ругань, оскорбления). Подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

Весьма распространённой формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространённым в семье является наказание естественными последствиями, состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказания «естественными последствиями», нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех».

Наказывая, подумай: «Зачем?»

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли. Что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз – одно! Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. А не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
  • Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
  • Наказание без унижения. Что бы то ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает. Что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  • Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребёнка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребёнка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребёнка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ним запрещены».

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.

Нелюбовь, неприязнь к ребёнку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

Добрые слова, обращённые к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях!

Глава 2.Практическая работа по реализации Конвенции о защите прав ребенка.

2.1 Методика работы по правовому воспитанию в семье и ДОУ.

Цель: дать детям элементарные знания и представления о Международном документе «Конвенция о правах ребенка».

Задачи:

1.Дать детям общее представление об их правах.

2.Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

3.Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

4.Обогащать детско-родительские отношения опытом введения споров,  дискуссий, совместной творческой деятельностью.

В конце года дети должны знать:

1.Что есть книга законов для детей «Конвенция о правах ребенка».

2.Что дети имеют собственные права.

3.Формировать представление о семье и семейном клане.

4.О значении семьи в жизни ребенка, о трудностях детей, живущих вне семьи, о семейных традициях.

5.Знать содержание важнейших международных законов.

Уметь:

1.Рассказать о своих правах.

2.Составить свое семейное древо.

3.Составлять модель дома-семьи.

Работа проходила в несколько этапов.

Для ее реализации было сделано следующее:

- разработана система планирования;

- обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления;

-подготовлены дидактические материалы.

Реализация положений Конвенции началась с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования.

Проблемы защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Были определены следующие формы их взаимодействия:

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы;

-инсценировки;

- встречи с интересными людьми;

- дискуссии.

В 2006 г. в детском саду состоялся семинар «Защита прав и достоинства маленького ребенка».

В группе была проведена диагностика, которая показала, что родители имеют низкую педагогическую культуру: с положением Конвенции о правах ребенка знакомы лишь 20% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 60% опрошенных, но назвать свои права и обязанности смогли только 15%. Об остальных нормативных правовых документах РФ родителям ничего не известно.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребенка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать ее нужно с выявления неблагополучных детей. Эффективным в этой связи я считаю наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношение и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение ее членов, время рисования. Для изучения семьи рекомендуется использовать проективные методики, например, предложить воспитанникам разрешить следующие ситуации:

-У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?

-Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и решил остаться дома. Кто это?

-Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

-Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

-У тебя болит зуб и ты должен идти к врачу. С кем ты пойдешь?

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются тестирование и анкетирование родителей (приложение 1) и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма работы позволяет столкнуться с определенными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребенку, употребление  уменьшительно-ласкательных имен или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, а также на эмоциональную общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

Для получения полноценной картины развития ребенка в семье педагогу необходимо владеть следующей информацией:

-состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей;

-общая семейная атмосфера; характер взаимоотношений в семье: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые;

-приоритеты в воспитании ребенка(что для родителей является главным в его воспитании);

-понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка;

-уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей;

-система воспитательных воздействий на ребенка;

-организация совместных форм деятельности в семье;

-создание развивающей среды в семье.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:

-использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?» (приложение 2);

-фотовыставку, иллюстрирующую работу ДОУ по соблюдению прав ребенка;

-уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка;

-рисунки детей.

Одним из популярных методов работы являются семинары, проводимые заведующим или старшим воспитателем. На семинаре идет разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, обсуждением литературы. В качестве тематики может быть предложена следующая:

-Что такое наказание и запрет?

-Типы родительской любви.

Знакомство детьми с их правами проходит через праздники, литературу, стенды, беседы, игры.

Проведенная работа дала возможность ближе узнать семьи наших воспитанников, познакомиться с методами поощрения и наказания, и выяснить насколько соблюдаются права ребенка в каждой семье. Надо сказать, что на первых порах родители с удивлением и недоверием отнеслись к нашему начинанию, но по мере работы они прониклись доброжелательностью. Дети стали более открытыми  и откровенными с педагогами.

Хочется верить, что наша работа не прошла бесследно для родителей и детей и хотела бы порекомендовать свой опыт для внедрения в другие группы ДУ.

2.2 Результаты работы с детьми

Чтобы выявить результаты моей работы, необходимо было провести ряд занятий, направленных на выявление уровня усвоения детьми знаний, полученных в процессе работы.

Мною были проведены занятия (приложение 3).

На занятиях у детей сформировалось представление о семье, о том , что никто не должен разлучать ребенка с родными;

-о доброжелательных отношениях родных людей;

-сформировалось представление о значении семьи в жизни ребенка, о трудностях детей, живущих вне семьи, о семейных традициях;

-дети познакомились с новыми понятиями, содержанием важнейших международных законов.

Дети после прочтения литературных произведений могли рассказать как нарушались права героев. Какие права.

В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания.

Дети вспомнили пословицы, поговорки  о семье, доме, о Родине, маме.

Из всего перечисленного можно сделать вывод: проведенный эксперимент показал, что дети с легкостью усваивают материал, у них появился интерес и желание продолжить работу, все больше и больше узнавать нового.

Таким образом, работа по правовому воспитанию, необходима в дошкольном учреждении.

Заключение

Изучив Конвенцию о правах ребенка можно сделать вывод: занятия по правовому воспитанию интересны детям и способствуют их развитию. В процессе обучающего эксперимента мы убедились, что произошло всестороннее развитие ребенка.

1.Дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу об окружающих, оказывать им помощь и поддержку.

2.У детей появилось чувство правосознания, значимости своего «Я».

3.Дети получили новые знания, которые пригодятся в дальнейшем.

4.Произошло развитие памяти, повышение интереса.

5.Расширился словарный запас слов.

Данная работа может быть использована воспитателями всех возрастных групп.

Литература

1.Азаров А.Я. Права человека. М., 1995.

2.ДаниловаА.П.Права человека и система их защиты в России. Клио 1998.

3.Зайцев Е.А., Семина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. М.: ИЧП Издательство «Магистр» 1998.

4.Кишенькова О.В. Путешествие юного гражданина. М.: Дрофа, 1997.

5.Кишенькова О.В. Основы гражданских знаний. М.: Дрофа, 1998.

6.Королькова Е.С. Путешествие юного гражданина. М.: Дрофа ,1997.

7.Краковский К.П., Ньютон Д. Ты и твое право. Ростов,1998.

8.Краковский К.П., Ньютон Д. Ты и твоя ответственность. Ростов,1998.

9.Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ.М.,2006.

10.Лебедев О.Е. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ. Доклад.СПб 1999-2000.

11.НикитинА.Ф. Права человека. М.,1993.

12.Пронькин В.Н., Гутников. Живое право.СПб,2000.

13.Сапогов В.М. право-это так сложно. Псков «Возрождение»,1999.

14.Семина Л., Фесуненко И., Черткова Ю. Право на каждый день. М.:ИЧП Издательство «Магистр»,1998.

15.Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М.:ИЧП Издательство «Магистр»,1998.

16.Сапогов В.М. Твои права в самостоятельной жизни. Псков «Возрождение»2002.

17.Шварцапель Ф.С., Пасман Т.Б. Права человека. Псков,1996.

18.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва,1992.

19.Нормативные правовые акты

Конвенция ООН о правах ребенка от 20ноября 1989 г.

Семейный кодекс РФ.1995.

20.Журнал «Дошкольное воспитание» № 8,9.,2001.

21.Журнал «Управление ДОУ» №8,9,12,13,14.,2003.

22.Журнал «Управление ДОУ» №6.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

Информация для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье....

семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"

Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы ...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.   Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день....

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"

Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему.  Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...