Авторская программа вокального кружка
методическая разработка

Гущина Анжелика Леонидовна

кружок "Здравушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravushka.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 23

Утверждаю

Заведующий МАДОУ №23

_________________Е.И.Гузар

«_________________» 2018 г.

Рабочая программа

вокального кружка «Здравушка»

для детей 4-6 лет

Срок реализации дополнительной

образовательной программы – 2 года

Автор-составитель:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Гущина Анжелика Леонидовна

2018-2020 г.

Структура программы

I.Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи реализации

1.2. Направленность программы

1.3.Принципы построения программы

1.4. Организационные условия реализации программы

1.5.Планируемые результаты

II.Содержание программы  

2.1.Приемы  и методы организации образовательного процесса

2.2.Итоговые  мероприятия

2.3.Методологическая основа программы

2.4.Методики развития вокально-хоровых навыков

III. Диагностика уровня музыкальных способностей

IV.Необходимые условие реализации программы

V. Список литературы

I.Пояснительная записка

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.  

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.  

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт – терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности  при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и  физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности  являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

  • поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;
  • создают игровую мотивацию, стимулируя  детей  к деятельности;
  • вовлекают в  процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
  • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
  • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
  • повышают  уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана Рабочая Программа вокального кружка «Здравушка».

Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий при использовании возможностей  музыкального искусства в системе дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья детей младшего и старшего дошкольного возраста.

1.1.Цель Программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

Задачи:

Образовательные:

  •  стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии;
  • учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара;
  • обучать умению использовать приобретённые навыки на практике.

Развивающие:

  • развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности;
  • развивать способности к самосозиданию и самовыражению;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оздоровительные:

  • укреплять психическое и физическое здоровье детей;
  • уделять внимание профилактике простудных заболеваний;
  • способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.

Речевые:

  • воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства;
  • укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
  • формировать чёткую и правильную дикцию;
  • пополнять словарный запас, образность речи;
  • развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования (гласных и согласных)

 Воспитательные:

  • воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую зрительскую культуру и художественный вкус;
  • формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.

1.2.Направленность программы

Программа составлена с учётом нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155;
  • ФГОС ДО No30384;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Конвенция о правах ребенка.

Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных

 данных: развитие певческого дыхания, певческих навыков,

звукоизвлечения и звуковедения  с использованием методов

звукотерапии; развитие  исполнительского мастерства.

1.3.Основные принципы построения программы

  • Принцип  научности – предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно – обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип  целостности, комплексности педагогических процессов – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.
  • Принципсистематичности и последовательности: предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип  связи теории с практикой - формирует у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип  активного обучения  - обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии)
  • Принцип  целостно-смыслового равенства взрослого и ребёнка – подразумевает создание в ДОО условий для наиболее полного раскрытия личности ребёнка.

1.4.Организационные условия реализации программы

Программа вокального кружка «Здравушка» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 4-6 лет и рассчитана на 2 года.Заниматься может любой ребёнок, желающий красиво и грамотно петь, независимо от природных способностей. Ему предоставляется возможность раскрыть свою индивидуальность, скрытые способности; добиваться успехов на сцене. Дети, занимаясь в вокальном кружке, не только получают вокальную подготовку, но также приобретают знания и умения использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

Состав группы 5 человек.

Продолжительность занятия: 25-30 мин.

Количество занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность реализации программы: 2 года.

Форма организации учебного занятия: кружковое.

1.5.Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

*Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности.

*Развитие речевого аппарата, чувства ритма, восстановление координации между слухом и  голосом, расширение голосового диапазона.

*Улучшение общего состояния здоровья детей.

*Повышение их самооценки, уверенности в себе.

*Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу

  Результаты отслеживаются по критериям оценки уровней музыкальных способностей и эмоционального развития детей старшего возраста.

  Учебный материал выстроен  по тематическому принципу – поделён на несколько крупных разделов, которые в свою очередь, подразделяются на несколько подразделов.

II.Содержание программы

Занятия вокального кружка с использованием игровых методов и технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

I этап – речевой.

 Цель  речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

  • артикуляционная гимнастика,  помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
  • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.
  • развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогаютсопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
  • речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
  • логоритмика – комплексная методика, включающая в себясредствалогопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекциюречевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов памяти и внимания.
  • игровой самомассаж. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
  • музыкальные пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи.   Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

IIэтап – певческий:

1.формирование и развитие певческой интонации;

2.песенное творчество;

3.работа над разучиванием песенного материала.

Приемы работы над отдельным произведением:

*пение песни с полузакрытым ртом;

*пение песни на определенный слог;

*проговаривание согласных в конце слова;

*произношение слов шепотом в ритме песни;

*остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

*анализ направления мелодии;

*использование элементов дирижирования;

*пение без сопровождения;

*зрительная, моторная наглядность.

    2.1.Приемы  и методы организации образовательного процесса

В работе кружка применяются различные методы обучения:

-практические (упражнения, массаж, динамические паузы, голосовые игры);

-словестные (рассказы музыкального руководителя и детей, беседа, объяснение, пояснения);

-наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал);

-методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя музыкальному руководителю донести до детей знания, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют и на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения. Фантазии, возникновению добрых, положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться к окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие, дают возможность самовыразиться, проявить свою индивидуальность.

2.2.Итоговые  мероприятия

*Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих отчётных программ для родителей и детей.

*Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференциях.

*Отчёт музыкального руководителя на педсовете.

2.3.Методологическая основа программы

  • «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова
  • «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер
  • Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
  • Опыт работы музыкального  педагога-новатора Т. Тютюнниковой
  • Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии  музыкальных способностей.

Методики, направленные на обеспечение эмоционального благополучия и развитие вокально-хоровых навыков

Пение

Вокалотерапия

(методика А.И, Попова и С.В. Шушурджана)

Вокалотерапия – лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы.

Дыхательная гимнастика

по методу А.Н. Стрельниковой

Эта методика направлена на укрепление и восстановление здоровья детей, коррекцию логоневрозов, лечение  и восстановление певческого голоса.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире дыхательная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку.  Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма,  обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

  Вдох должен быть резким, шумным, коротким.

Артикуляционная гимнастика

Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценые движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика не отнимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

  Основные требования к работе артикуляционного аппарата – естественность и активность. В работе над освобождением аппарата непременное условие – не заниматься до усталости, т.к. она может вызвать зажатие как дыхания, так и артикуляции.

Фонопедический метод развития голоса

(ФМРГ) В.В. Емельянова

Данный метод направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса.

ФМРГ направлен на оздоровление голосового аппарата, способствует улучшению психоэмоционального фона,  развитию и гармонизации личности. Важная особенность метода – развитие у ребёнка способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдение за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

  Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические  ресурсы организма.

Дикционные упражнения

Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, поговорки; произношение текста песен шёпотом и без звука; ритмодекламация) позитивно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют им укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки).

Проговаривать текст нужно сначала медленно, а затем постепенно переходить на более быстрый темп. Следует  использовать разные варианты проговаривания скороговорки: полушёпотом, шёпотом, громким звуком (но не криком!)

Ритмодекламация - чёткое произношение текста или стихов в заданном ритме. Её основная цель – развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук произносится осмысленно. Один и тот же текст окрашивают разными эмоциями, поскольку отношение к одному и тому же персонажу или событию может  изменяться.  Ритмодекламацию можно проводить на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки…), шумовых инструментов. Звучание мелодии сопровождается различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмотерапия

Ритмотерапия включает  музыкально-ритмические упражнения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию.

Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи со сверстниками.

Терапия творчеством (арт-терапия)

Эта методика благотворно действует на психику ребёнка, расширяет репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный и ритмический слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции, память.

Игровое творчество

Игровой  массаж обладает не только лечебным действием. Проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, выступает своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубжележащих тканей. Массаж, укрепляя организм и содействуя общему развитию, помогает предупредить заболевания.

Массаж рук. Задачи массажа рук: воздействовать на руки через поглаживание, пощипывание, похлопывание, поколачивание; стимулировать приток крови к рукам. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Массаж пальцев. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполняя круговые  растирания. Большой палец руки связан с лёгкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Пальчиковая гимнастика

Эта гимнастика нацелена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, т.е. на развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, а также на укрепление межфункциональных связей. Задачи пальчиковой гимнастики и игр – стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки.

III. Диагностика уровня музыкальных способностей

  Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Диагностирование проводилось в 2 этапа: начало и конец учебного года (промежуточная диагностика - по необходимости).  В процессе исследования проверялись:  музыкальный слух, память, чувство ритма.

 Диагностические задания (по Егоровой Л. В.) для определения музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку.

  • задание 1. -Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки»;
  • задание 2. –Тест-игра на изучение звуковысотного  чувства (мелодического и гармонического слуха)
  • "Гармонические загадки«;
  • задание 3 - Тест – игра на изучение динамического чувства "Мы поедем в "Громко-тихо»;
  • задание 4. –Тест – игра на изучение ладового чувства «Повтори мелодию»;
  • задание 5. - Тест – игра «Музыкальная палитра"  (диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку).

1. Тест - игра на изучение чувства ритма"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

 Критерии оценки:

  • точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  • воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) -средний уровень;
  • адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень. .

 2. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

3. Диагностика динамического чувстваТест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

Барабан или бубен;фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

4. Тест –игра на изучение ладового чувства  "Повтори мелодию"

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

спеть любую известную ему песенку;

повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыкуТест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений.
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки.
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме.

IV.Необходимые условие реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного  зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Медиатехника.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

V. Список литературы

Программы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
  2.  Авторская программа музыкального здоровьесберегающего развития «Музыка здоровья»Анисимова М.В., М. «ТЦ СФЕРА»-2014.

  1. А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнниклва «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра» 2012 г.

Методические пособия:

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.
  3.  Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
  4. Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»
  5. Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи»  Издательство научной и учебной литературы УРСС
  6. Тютюнникова Т.Э. "БИМ! БАМ! БОМ! 100 секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками"- М.: АСТ, 2000 г.
  7. Поддубная Е. А. «Музыкальные пальчиковые игры» Ростов-на-Дону «Феникс», 20012г.
  8. Волошина Л. Голосовые игры для детей «Музыкальные складушки про весёлые игрушки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет

Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...

Авторская программа работы кружка "Домисолька" по развитию вокальных навыков детей среднего, старшего дошкольного возраста

laquo;Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются...