ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
методическая разработка на тему

Жолнерчук Ольга Владимировна

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_plan.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга»

         

Утверждаю: ________

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Радуга»

Т.Н. Дорошенко

                                     

г.Исилькуль

Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Вокальный кружок «Капитошка» проводится с детьми  подготовительной группы.

У детей 7-го года жизни достаточна, развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы).

Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Концептуальные основы деятельности

Цель: научить ребенка выразительно, «чисто» интонируя петь, а также  помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Задачи:  

  1. Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
  2. Правильно передавать мелодию в пределах до1 – ре2;
  3. Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
  4. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
  5. Петь индивидуально и коллективно;
  6. Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
  7. Развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

        Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

  1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
  3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
  5. Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

  1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
  3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
  4. Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1.   Коллективная работа;

2.   Индивидуальная работа;

3.   Беседа;

4.   Распевание по голосам;

5.   Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6.   Дыхательная звуковая гимнастика;

7.   Артикуляционные упражнения;

8.   Игра на детских музыкальных инструментах;

9.   Музыкально-дидактические игры и упражнения.

        Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей

7-го года жизни:

1.   Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2.   Дети должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком;

Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;

3.  Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

4.  Дети могут петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него;

5. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

6.    Вырабатывается более широкое дыхание, что делает возможным использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами;

7. У детей расширяется диапазон (до – ре2);

8. Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

9. Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Перспективный план занятий

вокального кружка «Капитошка»

для детей 6-7 лет на 2014-2015 учебный год

Период прохождения занятий

     

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - Октябрь

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен;

- расширять диапазон детского голоса;

- способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;

- учить детей точно попадать на первый звук мелодии песен;

- учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;

- учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;

- учить детей передавать характер и смысл каждой песни;

- формирование правильной певческой осанки.

Диагностика музыкальных способностей детей

1. Круговой массаж под знакомые песни;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. Дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Ладошка»; «Ветер», «Чайник», «Засыпающий цветок»;

4. Распевание: «Ветер», «Падают листики», на одном звуке «Гласные», «Курочка»;

5. Работа над звукообразованием: «Колокол», «Закрытые ротики»;

6. Песни: В. Азоматова «Осенняя песня»,  Слова: Т. Прописнова,

Музыка: И.Смирнова «Осень постучалась к нам».

Ноябрь - Декабрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом;

- упражнять в чистом пропевании терции;

- упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;

- закреплять умение различать долгие и короткие звуки;

- учить детей удерживать интонацию на одном звуке;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без форсирования звука;

- удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, скачки на кварту, квинту;

- упражнять в точном интонировании трезвучий;

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.

1.     Круговой массаж;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. Дыхательная гимнастика: «Свеча», «Паровоз», «Ладошка»; «Ветер», «Чайник», «Засыпающий цветок»

4.  Работа над ритмом: «Кролик», «Снегири»;

5. Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «Дон-дон», по трезвучиям;

6. Работа над динамикой: игра с ладошками, «Эхо», «Пойте тише, малыши», «Села кошка на такси»

7. Песни: Сл. Ю. Энтина, муз. Буржоа Жерар «Мама – первое слово», С. Савенков «Зима-красавица»,

«Мама и дочка», «Дед Мороз»;

8. Вокально-речевые игры: «Снежный ком», «Часы».

Январь- Февраль

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни различного характера;

- подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей;

- учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;

- упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;

- упражнять в четкой дикции;

- формировать хорошую артикуляцию;

- уточнять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук, чисто интонировать в заданном диапазоне;

- совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;

- добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

- петь с музыкальным сопровождением и без него;

- развивать ладотональный слух.

1. круговой массаж под знакомые песни;

2. Вокально-двигательная гимнастика: «Русские народные инструменты», «В детском садике», «На птичьем дворе».

3. Дыхательная гимнастика: «Бегемотик», «Варим кашу», «Яблоня», «Мой воздушный шарик», «Резиновый мяч»;

4. Звуковая гимнастика «Лягушки на болоте», «В магазине», «Домашний мастер», «Поездка в зоопарк» ;

5. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Дон-дон», «Ку-ку», закрытый рот;

6. Попевки «Жучка и кот», «Бай, качи, качи».

7. Песни: «Песенка про дикцию» , «Что такое Новый год?», «Про папу»;

8. Игры на внимание: «Вокалист», «Хлоп-шлеп», «Шведский стол».

Март- Апрель

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни;

- развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным не лирическим песням;

- продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их пения;

- закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движение руки;

- продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;

- упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на кварту, квинту, терции вверх и вниз, сексту вверх, трезвучия сверху вниз;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

- петь выразительно, легким, подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него;

1.     круговой массаж;

2. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Горка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка».

3. Дыхательная гимнастика: «Лесная азбука», «Дует ветерок», «Эхо», «Собачка», «В лесу», «На лугу»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», «Дон-дон», закрытый рот, «и-э-а-о-у-ы»;

7. Песни «Весенний блюз» Г.Фрида,  «Солнечная капель», Л.Абелян «Песенка про гласные».

8. Музыкально-ритмические движения с пением: «Полька» «Я бегу, бегу, бегу», «»Мышки».

Май- Июнь

 

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни разного характера;

- проверить умение детей самостоятельно дать оценку качеству пения;

- вспомнить песни, которые учили в течении года;

- закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше-ниже;

- учить детей распознавать на слух движения мелодии;

- упражнять в чистом интонировании кварты и квинты;

- закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения;

- следить за правильным дыханием;

- точно передавать пунктирный ритм;

- продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах;

- развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поисках певческой интонации, мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений.

1.     круговой массаж;

2. Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Часики», «Окошко», «Недовольная лошадка», «Акулы».

3. Пальчиковые игры;

4. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Насос»;

5. Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк», «Домашний мастер», «Машина»;

6. Скороговорки;

7. Распевание методом эхо, закрытым ртом: «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Имя», «Дон-дон», «На птичьем дворе».

8. Ритмические упражнения «Гусь поет», «Ритмические считалки»;

9. Попевки «Гуси-гусенята», «Ехали медведи»;

10. Песни «Алфавит», «Я красиво петь могу», «Про лето!», «Капитошка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...