Программа формирования толерантности участников образовательного процесса в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель программы – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа формирования толерантности | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования толерантности
участников образовательного процесса в ДОУ
возраст с 6 до 7 лет
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
стратегические документы:
Международные документы:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948).
- Декларация прав ребёнка (1959).
- Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
- Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;
2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;
3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;
5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.
1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:
- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;
- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы
В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Методы, приемы и формы работы
Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.
Дата | ТЕМА | ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ |
Работа с детьми – образовательная деятельность | ||
Сентябрь | «Разве мы разные?» | Цель: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями |
Октябрь | "Как правильно дружить" | Цель: Познакомить воспитанников с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе |
Ноябрь | «Знакомство со словом толерантность» | Цель: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; Способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков; Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям. |
Декабрь | «Цветик-семицветик» | Цель: Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека |
Январь | «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» | Цель: - создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; - развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне; - развитие коммуникативных навыков. |
Февраль | «Сострадание. Право на лучшую жизнь» | Цель: привлечь внимание воспитанников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств воспитанников, обучать навыкам группового взаимодействия. |
Март | «Я и мое здоровье» | Цель: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь |
Апрель | «Кто же все-таки инвалиды?» | Цель: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам. |
Май | Город - удобный для всех | Цель: показать детям, каким должен быть удобный город. |
Чтение художественной литературы | ||
Стихотворение «Ступени»", которое написал мальчик АнтонСказка «Маленький котенок»Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», Алексин А. Г. «Прости меня, мама…» Осеева В. А. «Динка», Гайдар А. П. «Чук и Гек» Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным» | ||
Психотренинги с психологом | ||
В течение года | Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться” Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…” Игровое упражнение: “Привет!” Игры: «Белая ворона» «Учимся чувствовать друг друга» «Пойми меня» «Цвет эмоций», «Окажи внимание другому» «Чаша доброты», «Подари камешек» «Передай по кругу», «Послушать тишину», «Доверие» «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гномики» «Льдинка», «Хвасталки», «Слепой и поводырь» | |
Работа с педагогами | ||
В течение года |
| |
Работа с родителями | ||
В течение года | Анкета для родителей «Ваше мнение о совместном обучении здоровых детей и детей с особыми нуждами»«Родительский всеобуч» Цель: формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи родителям, формирование позитивного образа ребёнка с ОВЗ. Разработка рекомендаций родителям детей с ограниченными возможностями здоровья Психологические тренинги: «Четыре детских позиции». «Разрешите ребенку быть другим». «Поляна родительского счастья». «Эмоциональный словарь семьи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у участников образовательного процесса
Поиск путей для формирования толерантности у участников образовательного процесса...
План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса....
План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов
План работыпо формированию толерантных отношениймежду участниками образовательных процессов№ п/пНаименование мероприятияСроки проведенияУчастникиОтветственный1.Родительское собрание на тему: «Во...
"План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса."
План работы....
План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса
Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и...
Система работы в МБДОУ "Детский сад №23" по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса
Система работы в ДОУ по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса...
План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса
План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса...