Формирование толерантности у участников образовательного процесса
статья по теме

Фазылова Аида Наильевна

Поиск путей для формирования толерантности у участников образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Фазылова А.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 416, высшая квалификационная категория.

 В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

оказание разовой помощи;

участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;

участие в качестве постоянных добровольных помощников;

участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.

Работая в группе для детей с тяжелым нарушением речи, мы стремились продуктивно строить взаимодействия с родителями для осуществления образовательной деятельности. Но столкнулись с рядом трудностей: родители проявляли пассивность, нежелание участвовать в совместной деятельности. Недооценка родителями значимости сотрудничества повлияла и на интерес детей к образовательному процессу.

Мы поставили задачи по повышению эффективности во взаимодействии с семьей:

психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования.

Изучение семьи и установление контактов  с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Пассивность родителей мешала эффективному сотрудничеству, и мы решили постепенно вовлекать их в образовательный процесс, заинтересовывая  постоянными беседами о возможных путях развития их ребенка. Приглашали в группу для наблюдения за ребенком в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности. Присутствие в группе родителей обнаружило следующие плюсы:

они смогли наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дало возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

у родителей сформировалась адекватная оценка достижений своих детей и гордость за них;

развилось более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; сформировалось правильное понимание у родителей возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

возникло доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;  

родители обучились вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

взрослые познакомились с друзьями своих детей, о которых знали из рассказов сына или дочери;

установились длительные дружеские связи в группе с другими родителями.

А вот что происходило с детьми, когда они увидели своих родителей в группе:

в их сознании возникла позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствовали, что членов их семьи принимали в саду с открытым сердцем, то у них возникло более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

присутствие и участие родителей в занятиях доставило детям особое удовольствие, благоприятствовало их успехам;

у ребенка наблюдался буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носил редкий и непродолжительный характер;

знакомство с другими взрослыми расширило социальный опыт и дало положительные модели для подражания;  

Нам такое сотрудничество обеспечило :

возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

 более тесное общение с родителями;

родители становились участниками процесса принятия решений по вопросам жизни группы;

Мы узнали:  как родители мотивируют своих детей, увидели, как мамы и папы помогали своим малышам решать задачи;

 какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяли со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности в  формировании толерантности  у  всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

В итоге связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у участников педагогического процесса

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность, как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность».Толерантность – от лат.(tolera...

Мастер-класс " Формирование экологических основ участников образовательного процесса в ДОУ через организацию природоохранных акции""

Мастер-класс для педагогов и родителей как интересно провести природоохранную акцию с детьми дошкольного возраста....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов

План работыпо формированию толерантных отношениймежду участниками образовательных процессов№ п/пНаименование мероприятияСроки проведенияУчастникиОтветственный1.Родительское собрание на тему: «Во...

Программа педагога-психолога ДОУ по формированию межличностных отношений участников образовательного процесса

      Для полноценного развития детей и предотвращения нарушений их психического развития необходимо осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса. Поэтому цел...

«Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса при реализации ФГОС в ДОУ».

Играя с куклой мы, формируем  у воспитанников следующие компетенции:Социальные- взаимодействуем  с окружающими людьмиКоммуникативные – в области  невербальных, вербальных -, разви...