Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Бетина Светлана Валерьевна

В статье представлены формы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей  детей с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС.

         В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.      

       Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечивает решение этих проблем.        

        Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

       Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

      В нашей группе комбинированной направленности мы  используем новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

     Регулярно в нашей группе проводятся совместные творческие выставки: Пластилиновая страна, Волшебная бумага, Новогодние фантазии, на которых выставляются совместные работы детей и взрослых. Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

        Вовлечению родителей в образовательный процесс способствует реализация проектов. Так при реализации проекта «Вспомним всех поименно» каждая семья представила материалы о своих родственниках, участвовавших в Великой отечественной войне. Здесь были и фотографии и статьи из газет, награды, краткое описание жизни героев. Собранные материалы мы разместили на сайте нашего учреждения, организовали стенд «Бессмертный полк». В процессе работы над проектом дети в совместной работе с родителями и педагогами лучше узнали героическую историю своего народа, своей семьи, почувствовали свою причастность к Великой Победе.

       Большой популярностью в нашем саду пользуется конкурс «Детский голос». Вместе с родителями дети готовят песенный номер для конкурса, всем предоставляется  возможность  проявить творческие способности, развивает уверенность в своих силах, положительное отношение к себе, почувствовать себя настоящим артистом. По итогам концерта все участники получают дипломы, готовится газета с фотографиями участников.

    Эффективное взаимодействие детского сада и  семьи осуществляется посредством организации мини-музеев. Ведь именно родители собирают экспонаты,  помогают в оформлении экспозиции. Мини - музей «Хранители времени» научил детей определять время по часам, познакомил с историей развития техники, а создание мини-музея «Школьных принадлежностей и атрибутов" позволило воспитанникам узнать, как учились их мамы и папы, способствовало формированию положительных мотиваций к обучению в школе. Создание таких музеев развивает познавательную активность, любознательность детей, дает начальные знания о предметном, природном, социальном и культурном мире.

      Родители с удовольствием принимают участие в тренингах, где они, выступая в роли детей, играют, решают логические задачи, выполняют задания  по речевому развитию, обучению грамоте, художественно-творческому развитию. Такие тренинги  помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы  общения с ним.        

        Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы. В  частности акция «Люблю тебя, мой край родной»  была направлена, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовала повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировала сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.

       Доброй традицией в нашей группе стало оформление детского портфолио. Для подготовки портфолио необходимо участвовать в различных конкурсах. Мы представляем родителям информацию о проведении конкурсов на различных сайтах, и родители активно включаются в совместную деятельность.             

       В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации»«…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».      Именно поэтому особое внимание в группе уделяется взаимодействию с родителями детей с ОВЗ.

         В группе систематически происходит просвещение родителей по вопросам развития детей с ОВЗ, которое осуществляется на тематических выступлениях учителя-логопеда, педагога-психолога  время родительских собраний; тренингах для родителей «Выполнение домашних заданий по логопедическому дневнику», «Артикуляционная гимнастика» и др.

        На индивидуальных  консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

       Материалы для родителей размещены на  сайте образовательного учреждения на страницах учителя логопеда и педагога-психолога.

            Мы стараемся  организовать диалог между родителями «обычных» и «необычных» детей, сориентировать их в вопросах, которые ранее не обсуждались, развеять мифы о тех или иных особенностях детей с ОВЗ, снять эмоциональное напряжение и сопротивление, вызванное недостаточной информированностью.

      Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с воспитателями, специалистами детского сада, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

      Таким образом, в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

       Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

       Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности ...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

«Коучинг как средство методическом сопровождении педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Для старших воспитателей  ДОУ,с целью методической поодержки участников образовательной деятельности....