Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья

Уксусова Людмила Васильевна

Творческий процесс,  это настоящее чудо - дети расскрывают свои  уникальные спорсобности и использууют радость, которую  им доставляет созидание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.  Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.  Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Занятия изо деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное – создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.  Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использование в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса.

Для достижения цели ставим следующие задачи:

1. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

 Информационно-рецептивный метод,  репродуктивный метод,   эвристический метод,  

  исследовательский метод,  Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

Игра - которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи -  ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.  Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения.   В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками . В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.  С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем, поверх рисунка наносится акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка и он проявляется. Осенью, гуляя в парке с детьми, можно собрать листья различной формы, окраски. Используя технику печати листьями можно создавать различные композиции букетов, деревьев и т.д.  В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография.   Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения). Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка.   Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое.  С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе). Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала затонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Именно в свободной изобразительной деятельности выражается и развивается наиболее заметно уровень творческих способностей ребёнка.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.  

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительног...

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"

Статья на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"...

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Консультация для родителей " Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО....