Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
статья (младшая группа)

Связь между развитием речи и мелкой моторикой рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Култаева О.В., Лущенкова Ю.А.

ГБДОУ д/с № 91 Красносельского района  г. Санкт- Петербург.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент – это конечно дети.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Один из способов формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук это игра.

Мы хотим предложить вашему вниманию игровые упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику рук, совершив переход в игру. Нашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки. 

          Счётные палочки – это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Счётными палочками можно играть по-разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх.

Дети выкладывают, например пароход. Построение фигурки сопровождается стишком «Пароход большой плывет, капитан его ведет». Благодаря этому приему у ребенка возникает не только зрительный образ, но и слуховой. Дети получают огромное удовольствие от процесса складывания и от полученного результата. После отправляемся в путешествие на пароходе, надев матросскую форму. В этот момент происходит переход в сюжетно-ролевую игру. Данное игровое упражнение показывает неразрывную связь между формированием коммуникативных навыков и мелкой моторикой рук.

Таким образом, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (мелкую моторику). Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Список используемой литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2005 г.
  2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С.3-9.
  3. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003 г.
  4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...

Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей....

Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...

Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"

Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...

Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...