«НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ»
статья
В статье идет речь о том, что в большей степени оказывает влияние на поведение ребенка- "плохая" наследственность или воспитание
Ключевые слова: воспитание, наследственность, детство, ребенок, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledstvennost_i_vospitanie.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ»
Антонова Е А.
воспитатель
Костылева С.Г.
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Зернышко" г. Балашова Саратовской области
Аннотация. В статье идет речь о том, что в большей степени оказывает влияние на поведение ребенка- "плохая" наследственность или воспитание
Ключевые слова: воспитание, наследственность, детство, ребенок, родители.
«“Плохая” наследственность или ошибки в воспитании?» - это вопрос, который волнует всех, но ответить на который практически не возможно. Для того чтобы получит ответ на него по существу, надо прежде всего постараться понять: когда и, главное, зачем мы задаем друг другу или себе этот вопрос? (Друг друга могут спрашивать измученные мама с папой или, например, родители и педагоги.)
Когда? - понять проще: конечно, тогда, когда с ребенком не все благополучно. Если степень выраженности проблем очень остра, то можно сказать вслед за известным американским психотерапевтом Эдой ле Шан [22, с. 7] - «когда ваш ребенок сводит вас с ума», а это бывает (если несколько упростить ситуацию) прежде всего:
- Если ребенок не делает то, что «должен делать» - по крайней мере, мы это делали, когда были в таком же возрасте, а он проявляет упрямство и негативизм;
- Если ребенок, наоборот, делает то, что «не должен делать» (чаще всего нам самим в детстве это запрещалось); сюда могут относиться грубость, упрямство, раздражительность и т.п.
- Если ребенок ведет себя непонятно для нас, да и сам не может объяснить, почему делает многое так, а не иначе. Чаще всего при этом ребенок обнаруживает, что не похож на нас, а мы не можем «поставить себя на его место» (например, мы быстры, а он медлителен и т.п.). Бывает, правда, и наоборот: ребенок «слишком похож» на нас в детстве (так же застенчив, тревожен, склонен к страхам и т.п.), однако нам больно и неприятно вспоминать своё детство, и мы считаем, что «уж у него-то нет причин испытывать такое».
На вопрос «Зачем?» отвечать целесообразно, лишь только в том случае, если мы желаем разобраться со своей «стратегией и тактикой» по отношению к имеющемуся неблагополучию. Получить ответ на него - значит, уяснить и принять меру своей ответственности и понять, как можно влиять на ситуацию.
В обоих случаях заданный вопрос, и особенно ответ на него, более сложен и тяжел не для педагогов (хотя их тоже, несомненно, интересует), а для родителей, поскольку именно они могут посчитать себя «виноватыми» в генетике ребенка, а также в каких-то воспитательских «просчетах»; могут быть и случаи, когда родители и педагоги захотят в чем-то обвинить друг друга. Однако самой конструктивной позицией является, конечно же, позиция сотрудничества, когда не «одни против других», а «вместе против проблемы», причём «вместе» - это включая и самого ребёнка.
Если «чаша весов» при решении этого вопроса перевешивает «в пользу наследственности» то это означает, чаще всего, что мы можем только приспособиться к существующей проблеме (хотя, если речь не идёт о серьёзных генетических заболеваниях, нет нужды считать наследственность «плохой» - она просто реальна, и всё).
Если «чаша весов» перевесила в пользу «ошибок воспитания», то это направляет нас на занятие более активной позиции, и даёт возможность более конструктивного выхода из проблемы исправления того, что в какой-то мере, мы «сами наделали».
Действительно, как родителям, так и педагогам часто приходится запасаться и мужеством, и терпением, и мудростью.
Литература
1.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума/ Пер.с англ.- М.: Педагогика, 1990.-272 с.
2.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.- М.: Речь, 2005.- 97 с.
3.Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- М.: знание, 1989.-254 с.
4.Прихожанин А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер,2007.- 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Наследственные заболевания"
Уважаемые коллеги, я хочу поговорить с вами о наболевшем. В наше время очень актуальна проблема генетических заболеваний детей. Все чаще в наше в наши дошкольные учреждения стали поступать дети с тяже...
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
Наследственный фактор в паталогии речи.
Презентация для педагогов, логопедов и родителей о наследственном факторе в речевом развитии детей....
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра
Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...
Причины речевых нарушений и наследственность.
Часто от родителей можно услышать, что ребенок плохо говорит из-за наследственности......
«Наследственность как фактор формирования личности ребенка»
г. Калуга 2023 ВведениеРазвитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому...