Экономические сказки
книга

Фазылгаянова Юлия Фагиловна

Сказки для экономического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экономические сказки197.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 54 «Радуга» г. Воркуты

Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий

(по материалам практического пособия Смоленцевой А.А.

«Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок»)

Жадная старуха

Цели: расширять представления о потребностях и возможностях; развивать способности к установлению взаимосвязи между этими категориями.

Жили старик со старухой в бедности. Пошел как – то старик в лес дрова рубить. Подошел к одному дереву, стал рубить, а оно оказалось волшебным. Дерево попросило старика не трогать его, за что обещало сделать старика со старухой богатыми. Старик выполнил просьбу дерева. Пришел домой старик и рассказал старухе, что с ним в лесу приключилось. Рассердилась на него и послала к дереву просить сделать их бурмистрами, потом старуха захотела стать барыней, а старик барином. Дерево еще много раз выполняло их желания, но старик и старуха все не могли остановиться. Захотела старуха, чтобы они со стариком стали богатыми, но дерево в ответ лишь зашумело и превратило их в медведей.

Экономические и нравственные категории: потребности, возможности, обязанность, долг.

Вопросы:

- Почему дерево выполняло просьбы старика?

- Сколько раз и зачем старик ходил к дереву?

- Почему дерево превратило стариков в медведей?

Социально – нравственные качества: жадность, корысть.

Вопросы:

- Какой была старуха? А каким был старик?

- За что дерево превратило стариков в медведей?

- Что означает поговорка: «Хорошего понемножку?»

Вывод: старик и старуха были жадными. Чем лучше они жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничиться ими. Из – за этого дерево их наказало: превратило в медведей

Как коза избушку построила

Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели..

Коза с козлятами ушла от старухи – горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветвями. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветвями.

Экономические и нравственные категории: потребности, возможности.

Вопросы:

- Почему коза решила строить дом?

- Какой потребностью это было вызвано?

- Для чего коза с козлятами ушла от старухи - горюхи?

- Почему деревья отказывали козе?

- Какая опасность угрожала козлятам?

- Почему коза принимала советы деревьев?

- Где коза построила дом?

Социально – нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вопросы:

- Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?

Вывод: коза ушла от старухи – горюхи в лес, чтобы козлята росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

.

Сивка - бурка

Цели: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиваться успеха в любом деле.

У старика было три сына: два умных да Иван – дурак. Отец наказал им, что когда он умрет, каждый из них должен переночевать у него на могиле. Когда он умер, два старших сына побоялись идти к нему на могилу и отправили вместо себя Ивана. Узнал об этом отец и подарил Ивану Сивку – бурку. Издал вскоре царь приказ: кто сорвет портрет царевны с дома через много бревен, за того и отдаст свою дочь. Братья уехали посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван пошел в поле, позвал Сивку – бурку. В одно ушко залез – напился, наелся, в другое вылез – приоделся, стал красным молодцем и поехал портрет срывать. Лишь на третий раз сорвал Иван портрет царевны и ускакал. Через несколько дней царь устроил был. Царевна всем пиво подносила. В углу сидел Иван. Увидела у него царевна свой потрет, обрадовалась. Царь выдал ее замуж за Ивана.

Экономические и нравственные категории: потребности, возможности.

Вопросы:

- Зачем Иван поехал к царю?

- Почему царь выдал дочь за Ивана?

- Какие возможности были у Ивана с Сивкой – буркой?

- А у братьев?

Социально – нравственные качества: обязательность, целеустремленность, настойчивость.

Вопросы:

- Почему Иван выполнил наказ отца?

- Сразу ли Иван сорвал портрет царевны?

Вывод: Иван выполнил обязательство перед отцом, за что получил коня. Благодаря своей настойчивости женился на царевне.

Мужик и медведь

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает2 его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужик отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Экономические и нравственные категории: труд, выгода, товар, договор, прибыль.

Вопросы:

-Чем занимался мужик в поле?

- Каким образом он поделил урожай?

- Зачем мужик повез репу в город?

- Почему мужик посеял на следующий год рожь?

- Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально – нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости..

Вопросы:

- Как мужик сохранил урожай?

- Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

- Почему рассорились мужик и медведь?

- Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

- благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

- медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Наши пряли, а ваши спали

Цели: расширить представления детей о сельскохозяйственном труде; объяснить значимость своевременного выполнения сельскохозяйственных работ.

Петр и Иван были крестьянами. Вот настала пора косить траву. Петр с семьей пришли на луг, скосили траву. День был жаркий, она и высохла. Убрали сено в стога. А Иван в этот день остался дома, заленился. Решил он, что еще наработается, а сено никуда не убежит. Только через три дня надумал Иван приняться за работу, да не смог: помешал дождь. Не скосил Иван сено вовремя и оставил свою корову без корма на зиму.

Экономические и нравственные категории: труд, убыток, своевременность (сроки) работы.

Вопросы:

-Каким трудом занимались Иван и Петр?

- Почему нужно каждую работу выполнять в свое время?

- С чем в итоге остался Иван?

- Что будет, если наша няня, воспитатель, водитель, садовод не выполнит свою работу в срок?

Социально – нравственные качества: трудолюбие – лень, умение планировать дел..

Вопросы:

- Какое отношение к Петру и Ивану имеет пословица «Наши пряли, а ваши спали»?

- Объясни пословицу: «Хозяин ступит, там и дело найдет»?

Вывод: трудолюбивый Петр понимает, что траву нужно косить в определенное время. Не скосишь – оставишь корову без сена. Иван был ленивый, думал что сено никуда не убежит, вот и остался в убытке.

Как старик домовничал

Цели: подвести детей к пониманию необходимости рационального ведения домашнего хозяйства, распределения обязанностей.

Один старик все ругал свою жену: он работает, землю пашет, а она сидит дома и ничего не делает. Жена предложила поменяться делами. Так и сделали: она в поле пахала, а старику дел совсем мало дала: хлеб испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Всего три дела. Хочется старику поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, хлеб замесил, в печку посажал, а сам сел масло сбивать. Но коршун налетел, понес всех цыплят вместе с клушкой. Старик бегал, бегал, споткнулся, упал. Пахталка, которая была на спине, разбилась, сметана по спине потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил, и хлеб в печи в уголь сгорел. Ничего у старика с домашними делами не получилось. И все у них пошло как и прежде: старик пашет, а старуха со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать.

Экономические и нравственные категории: разделение труда, труд, результат труда, договор (уговор).

Вопросы:

-Какое разделение труда было принято в сказке?

- Умел ли старик хорошо вести домашнее хозяйство?

- А старуха смогла так же хорошо пахать, как старик? Почему?

- Что может произойти, если возьмешься не за свое дело?

Социально – нравственные качества: взаимоуважение

.

Вопросы:

- Почему старик перестал ругать старуху за безделье?

- Кто у вас дома ведет домашнее хозяйство?

Вывод: старик понял, что в семье каждый должен выполнять ту работу, которая у него хорошо получается.

Девочка и змея

Цели: формировать представление о том, что каждый труд оплачивается; воспитывать трудолюбие, отрицательное отношение к жадности.

Нищая девочка служила у богатого крестьянина. Он был жадный, злой, жестокий, не жалел девочку, заставлял трудиться от рассвета до заката. Она ему не перечила, трудилась не покладая рук. Приползла однажды в коровник змея с золотой короной, девочка напоила ее молоком. Жена хозяина жадная была, считала каждую каплю молока. Узнала, что девочка поит змею молоком, и наказала ее. Змея решила помочь: когда девочка разливала молоко по крынкам, его становилось больше. Шли годы. Девочка выросла и полюбила молодого человека, а  он полюбил ее. Змея предложила ей выйти замуж за богатого, но девушка отказалась, ведь она любили другого. За честность , доброту, трудолюбие змея наградила ее в день свадьбы. Змея была заколдованной феей. А доброта девушки расколдовала ее и близких ей людей. Змея подарила девущке золотую корону. Девушка положила корону в кошелек, и с той поры у нее никогда не заканчивались деньги. Стала она самой богатой и счастливой.

Экономические и нравственные категории: труд, вознаграждение за труд.

Вопросы:

- Почему девочка трудилась от рассвета до заката?

- Почему девочка помогала змее?

- Как отблагодарила змея девочку?

- Каким образом девочка разбогатела?

Социально – нравственные качества: трудолюбие, доброта – жадность, честность, преданность и верность.

Вопросы:

- Какие были хозяева у девочки?

- Почему змея уважала девочку?

- Поведением какого героя сказки вы восхищаетесь? Почему?

Вывод: девочка много трудилась и помогла голодной змее. За труд, доброту и верность она была вознаграждена золотой короной и стала жить богато. Змея была расколдована благодаря труду и доброте девочке.

По копейке блестка

Цели: формировать понимание, что каждый товар имеет свою цену; развивать у детей смекалку, сообразительность.

Шел солдат со службы. Зашел в один дом и попросил хозяйку его накормить. Она была жадная и предложила пустые щи. Удивился солдат, неужели щи без масла бывают? Старуха сказала, что масло дорого сегодня стоит, по копейке блестка. Солдат согласился заплатить за масло. Налила бабка шей и капнула одну каплю масла. А солдату мало. Взял солдат из рук бабки горшок с маслом и вылил в тарелку со щами. Заиграли блестки в глазах – 5,10,20 – не сосчитаешь. Слились все в одну большую блестку. Заплатил солдат бабке за одну блестку одну копейку.

Экономические и нравственные категории: цена, деньги.

Вопросы:

- Почему бабка дала солдату пустые щи?

- Как солдата вышел из положения?

- Сколько стоила блестка: дорого или дешево?

Социально – нравственные качества: смекалка, жадность.

Вопросы:

- Почему бабка установила такую цену за блестку?

- Зачем солдат вылил все масло?

- Как удалось солдату заплатить только одну копейку, а не 5,10,20?

Вывод: бабка была жадная, поэтому решила взять с солдата по копейке за каждую блестку. Солдат был смекалист, поэтому заплатил за одну большую блестку всего одну копейку.

Лиса и козел

Цели: расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей..

Попала лиса в колодец. Сидит в колодце, горюет. Идет козел. Заглянул в колодец, увидел лису и спросил, что она там делает. А хитрая лиса отвечает, что наверху жарко, а в колодце прохладно, водицы холодненькой – сколько хочешь. Предложила козлу попить холодной водицы. Козел давно хотел пить, прыгнул в колодец, лиса вскочила ему на спину, со спины – на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел.

Экономические и нравственные категории: реклама, привлекательность.

Вопросы:

- Какую рекламу колодезной воды сделала лиса?

- Чем привлек колодец козла?

- Почему козел прыгнул в колодец?

Социально – нравственные качества: хитрость, доверчивость.

Вопросы:

- Почему лиса не попросила помощи у козла?

- Как выбралась лиса из колодца?

Вывод: лиса сделала рекламу колодезной воде и заманила козла в колодец, чем спасла свою жизнь. Козел поверил лисе и чуть не погиб.

Как баран овцу купил

Цели: расширить представление о купле – продаже; развивать умение оценивать поступки сказочных героев.

Один мужик разводил овец. Как – то раз мимо дома проезжал барин, попросился он к мужику переночевать. В это время у мужика в доме была овца с ягненком.  Пустил мужик барина на ночь. На барине был волчий тулуп Овца волчий тулуп увидела, глаза вытаращила, ногами затопала. Мужик объяснил барину, что овца волчий дух чует, волков ловит. Барин попросил продать ему овцу. Договорились мужик с барином о цене. Поехал домой барин, овцу взял с собой. Едет, а навстречу волки. Пустил он овцу, а та испугалась и в лес убежала, волки за ней. Нашли потом в лесу шкурки овцы. Принесли барину. Он подумал: хороша овца, вся изорвалась. а волкам не поддалась.

Экономические и нравственные категории: купля – продажа, выгода.

Вопросы:

- Почему овца затопала ногами на барина?

- Как мужик заработал деньги?

- Зачем барин купил овцу?

Социально – нравственные качества: предприимчивость, глупость, сообразительность.

Вопросы:

- Почему мужику удалось продать овцу?

Вывод: овца увидела волчий тулуп, подумала, что это волк, и стала защищать своего ягненка. Мужик был предприимчивый, понял, что барин глупый, и продал ему овцу по хорошей цене. Обе стороны остались довольны и получили выгоду: мужик получил деньги, а барин купил овцу и спас жизнь..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическая сказка "Терем - теремок"

«Терем-теремок» (русская народная сказка) Цель: Формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоци...

Экономическая сказка К.И. Чуковского "Телефон"

Телефон» К. И. Чуковский Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и...

Экономическая сказка К.И. Чуковского "Федорино горе"

Федорино горе» К. Чуковский Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятнос...

Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад»

Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад»...

сценарий театрализованного представления "Экономическая сказка "Сладкий сон"

Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию сценарий театрализованного представления по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Сценарий разработан по произведению И.Матвеевой ...

Экономическая сказка " Терем-теремок"

Экономическая сказка " Терем-теремок"...

Экономические сказки для детей дошкольного возраста Сказка «Хранители бюджета»

Экономические сказки для детей дошкольного возраста. Сказка «Хранители бюджета»...