консультации на сенсорное развитие
консультация (младшая группа)

Пашинина Инна Анатольевна

консультации на сенсорное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_na_sensornoe_razvitie.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«Сенсорное развитие – основа умственного развития»

Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста

      Что нужно для того, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовывать все свои возможности, раскрыть способности? Необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Три года – это тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Малыш уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать ещё больше. Наша задача-помочь ему в этом. Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот, что привлекает ребёнка. Игры-занятия, которые, следует предлагать детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, которые надо сравнивать по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего ребёнка наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих разобраться в строении предметов и их взаимном расположении. Следующая группа игр ориентирована на развитии творческих способностей, стимулировании его воображения. Малыш будет стремиться замечать разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-занятия помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

       Необходимо помнить, что формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. Полученные математические представления вы можете закреплять в различных видах деятельности: конструировании (построив с ребёнком башенку, дорожку или из кубиков одного цвета, или чередуя кубики; можно сделать дорожку для кукол), лепке (слепив колобка или разноцветные конфетки (круглая форма); или колбаски прямыми движениями рук), рисовании (закрепление цвета карандашей), в играх (какого цвета машина, какого цвета платье у куклы и т.д.), труде, на прогулках и т.д.

     Также я предлагаю вам с детьми сделать и поиграть в такие игры как:

ЧТО КАТИТСЯ?

Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование- кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.

ОДЕНЕМ КУКОЛ

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам. Не беда, если он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните «Большой кукле – большое платье, маленькой – маленькое. Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой».

СБОР УРОЖАЯ

Урожай яблок (их с успехом могут заменить любые другие предметы круглой формы) надо разложить по корзинкам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, большие – в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ

Игра на развитие внимания. Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сказать сначала, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. А отличаются тем, что мишка – большой, а зайка – маленький, мишка – коричневый, а зайка – белый и т.п.

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков (кубиков, домиков) точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.

СДЕЛАЙ, КАК Я

Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объёма и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора. На первых порах одновременно используются 2-3, а впоследствии- 3-4 формы. Отберите себе и ему по 2-3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Положите детали рядом или одну на другую, вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно также расставить фигуры. Если сразу у него не получится, повторите всё сначала Игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого что-нибудь построить и сделайте так же. Когда увидите, что ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

В игре участвуют несколько человек. Дети знакомятся со словами-антонимами. Высокий-низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас. А если – низкие, то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя, выходит из игры».                                                                                                                  Тяжёлый- лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка должна быть или лёгкой, или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Теперь покажите, как несут тяжёлую сумку. А сейчас будьте внимательны: я скажу тяжёлая или лёгкая сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжёлую, либо как лёгкую».                                  

 Быстро- медленно.  Игра строится аналогично: дети должны идти или быстро, или медленно. Игру можно продолжать, разыгрывая следующие пары слов с противоположным значением: весело- грустно, жарко- холодно и т.д.

ПОДАРКИ ДЛЯ КУКЛЫ

Предварительно нужно вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребёнку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребёнок достаёт один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т.п. можно придумывать с ребёнком по очереди. Когда ребёнок освоится с игрой, попробуйте её немного усложнить. Игру можно разнообразить. Предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы.

КОГО ЗАГАДАЛИ?

Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.  

ПОЕЗД

В разных местах группы расставлены игрушки. Дети берутся друг за друга, образуя поезд. Сколько в поезде паровозов? Сколько вагонов? Поехал поезд! Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: «Один мишка, один лев, много обезьян». Следующая остановка- возле «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продаётся, по сколько каких предметов посуды. «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля» и т.д., аналогично игра продолжается возле остановки «Дом игрушки».

   Играя с детьми в эти игры вы будете развивать у детей сенсорные способности тоесть развивать восприятие цвета, формы.

Считаем на пальцах,
или
Математика для крошек

(веселые, но необходимые инструкции для родителей)

        В жизни ребенка его тело играет роль первого обучающего пособия ПО МАТЕМАТИКЕ.

        Тело ребенка — универсальные счеты, лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и таблиц. Прежде чем считать предметы, малыш (с вашей помощью) «обнаруживает» себя: вот Я какой! Вот как Я устроен!

         А вам-то как интересно каждый раз при раздевании, одевании, купании посчитать, сколько у сынишки (или у дочурки) маленьких носов!

Один нос (носик, носишко). Этот любопытный нос можно потрогать и даже осторожно «попикать» им, как кнопочкой. А ртов сколько? Столько же, сколько носов, — тоже один. Даже у крокодила зубастого — и то один рот. У девочек и мальчиков больше одного рта не бывает. Они же не многоголовые драконы!

       А вот глаза (глазки, глазоньки, глазочки). Сколько их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга не видят. Зато малыш все видит. И у мамы два глаза, и у папы. Люди заглядывают друг другу в глаза, как в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет — доброе или злое, грустное или веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках гаснет...

         Только в древних историях — мифах — бывают страшные великаны Циклопы, у которых всего один глаз в середине лба. И в сказке про Крошечку-Хаврошечку у злой мачехиной дочки было три глаза. Поэтому ее называли Трехглазка. Ее третий глаз все высматривал да подглядывал. Не простой глаз — колдовской...

         И так далее: два плеча, два локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в носу, две щеки... Даже... (тсс!.. никто не подслушивает?) — даже попка из двух половинок сделана!

И вот ваш малыш вместе с вами весело считает до двух и ощущает это «два» всем собой, всем своим маленьким, любимым вами тельцем.

Потягунюшки,
порастунюшки,
Поперек себя толстунюшки!
Ручки — хватунюшки,
Ножки — ходунюшки,
Роток — говорок!

          Старая-престарая приговорка. С помощью этих смешных словечек мама или бабушка могут приголубить малыша, показать, как любима каждая частичка его маленького тельца. И пусть оно растет здоровым, красивым и ловким. Но тем, что руки — «хватунюшки», а ноги — «ходунюшки», их функции еще не исчерпываются.

         Но настоящий счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальцами.

          Пальцы обладают замечательными способностями: кроме того, что ими можно трогать, брать, держать, с ними еще и играть можно!

         Для начала (хотя это совсем не обязательно) неплохо нарисовать на подушечках пальцев веселые рожицы. Тогда пальцы сразу превращаются в маленьких человечков, которые чего только не умеют!

         Например, «плясать» под разные приговорки.

Иногда так:

Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак, и вот так!
Он один впереди,
А четыре позади.
Все четыре позади —
Он один впереди.

Иногда так:

Пять маленьких леди пошли погулять,
В пути они стали громко болтать.
(Это шевелятся пальцы левой руки.)
Пять джентльменов их услыхали,
С ними всю ночь напролет танцевали.
(Тут «выскакивают» пальцы правой руки и «встречаются» с пальцами левой: большой — с большим, указательный — с указательным, средний — со средним и т.д.)
Польку, кадриль, менуэт и гавот,
Танго, и румбу, и вальс, и фокстрот!

(Подушечки пальцев касаются друг друга поочередно. А после танца «леди» и «джентльмены» «благодарят» друг друга: каждая пара по очереди «кланяется» партнеру.)

С пальцами можно играть в прятки. Так:

На лужайке пять зайчат
Веселятся и пищат.
Как лисицу увидали,
Так четыре убежали.

(Четыре пальца прячутся в кулачок.)

Или так:

На полянке пять бельчат
Веселятся и пищат.
Как куницу увидали,
Три бельчонка убежали.

(Три пальца прячутся в кулачок.)

Можно так:

На опушке пять волчат
Веселятся и рычат.
Как собаку увидали,
Двое сразу убежали.

Играем до тех пор, пока не истощатся время и фантазия или игра, наконец, не надоест.
Пальцы очень полезно заставлять работать «счетами», давая им такие задания:
— Покажи мне два пальца! А еще как можно? А еще?

С двумя-то пальцами легко справиться, а вот с четырьмя (это четыре пальца подряд; два — на левой и два — на правой; три — на правой и один — на левой и т.д.) уже нужно серьезно трудиться. И пальцы не всегда слушаются, и вариантов много.

Вам смешно, когда малыш, будучи совсем крошечным, пытается засунуть в рот большой палец ноги. Кажется, будто он перепутал ногу с рукой. Как маленькая обезьянка. Но вот он встает на ножки, делает первые шаги... С этого момента ступни оказываются плотно упакованными в ботиночки. Им твердо указывается их роль — ходить!

Не поленитесь время от времени «разоблачать» ножки ребенка, чтобы задать им и другую полезную работу.

С давних времен известно, что в ступне человека много активных точек, делающих ее чувствительной к температурным раздражителям. Поэтому часто советуют начинать закалку с обливания ног и с хождения босиком. Кроме того, босоногая ступня, как и рука, соприкасаясь с разного рода поверхностями — гладкими, шершавыми, холодными, мягкими и т.д., — является «добытчиком» новых для человека осязательных впечатлений. Поэтому маленькие коврики из разных материалов и разной фактуры могут сослужить в развитии ребенка не меньшую службу, чем, например, пособия Монтессори, служащие этой цели, но имеющие в виду работу рукой. Как только вы разули малыша и предложили ему занятие на ковриках, вы убиваете сразу трех зайцев: зайца закалки, зайца по профилактике плоскостопия (бич городских детей) и зайца развития (ребенок обучается различать материалы и запоминает новые слова).

Делать пальчиковую гимнастику для ног не менее полезно, как и для рук. И на ногах есть Большак, который не прочь потанцевать время от времени. Чтобы предоставить ему такую возможность, надо сесть на коврик и вытянуть ножки вперед.

Помахали правой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Помахали левой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Пальчиков на правой — пять,
(Шевелим пальцами правой ноги)
Пальчиков на левой — пять.
(Шевелим пальцами левой ноги)
Было пять,
Осталось пять,
Сосчитаем их опять!

Еще пальцы на ногах можно разводить как можно шире, а потом с силой поджимать:

Старик Егор
Срубил забор.
В заборе дыра.
В дыру лезет вор!

На последних словах ноги нужно быстро поджать под себя или поднять в воздух, потому что у деда Егора есть большой сторожевой пес. И этот пес собирается больно укусить воришку. А в рифмовке такое количество звуков Р, что можно вполне соединить пальчиковые игры с логопедической тренировкой.

Еще ступнями можно хлопать, как в ладоши. Сидим на полу, болтаем ногами:

Как под пальмой на полянке
Жили-были обезьянки.
Трали-вали — топ-топ-топ
(Топаем ступнями по полу),
Трали-вали — хлоп да хлоп!
(«Хлопаем» ступнями ног)

Конечно, возможностей у пальцев ног меньше и их не нужно тренировать так же серьезно, как пальцы руки: в конце концов в школе им писать не придется!
Но дома... Почему бы не попробовать дома рисовать и писать ногами?
Возможно, «из-под ноги» вашего малыша выйдет некий шедевр таинственно-абстракционистского толка, и вы не погнушаетесь повесить его на стенку.

         Итак, из этого можно сделать вывод, что развивая мелкую моторику рук, знакомя малыша с его телом и при этом обучая счёту, мы развиваем его умственное развитие, сенсорные способности.

«Сенсорное развитие – основа умственного развития»

           Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Специально организованные игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго, третьего года жизни.

          Очень важно соотносить тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Прежде чем предложить рисовать детям красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисованию на тему «Снежинки» должно предшествовать наблюдение за снегопадом. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать человека. И поэтому каждая из предлагаемых игр фактически многофункциональна, направлена на комплексное развитие ребенка. Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены как бы общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий. В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Поэтому он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым. У него развивается привязанность к играющему с ним человеку. Взрослый так же испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии. Поэтому игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение.

Игры на развитие световосприятия у ребенка раннего возраста.

1. «Посади бабочку на полянку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры:

 Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

2. «Угости кукол»

 Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая).

3. «Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а  у этого домика — другая крыша, не такая (называет цвет)".

       

Игры, направленные на развитие ориентировки на форму у детей раннего возраста.

1«Катится - не катится»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится). После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.

  1. «Опусти игрушку в свой домик»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».

 

  1. «Собери пирамидки»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

Игры, направленные на развитие ориентировки на величину у детей раннего возраста.

  1. «Брось шарик»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

  1. «Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

3. «Построй башни»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предмета, формировать практические способности ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Материал: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребёнком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить вначале из таких, больших, кубиков». Берёт один большой кубик и показывает его малышу: «Бери все такие и ставь на этот кубик. Обращает внимание ребёнка, что если поставить маленький кубик, башня упадёт. После того как башня из больших кубиков будет построена, все кубики снова выкладываются перед ребёнком. «А теперь будем строить башню из маленьких кубиков».

Итак, правильно организованные дидактические игры позволяют детям младшего дошкольного возраста усвоить знания и умения в практической деятельности при наличие непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее развитие сенсорной культуры.

Консультация для родителей

«Госпожа Сенсорика, или подручные средства для игр»

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

        Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

         Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.                            В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

          С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

           Предлагаю вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

  • Игра «Песочница».

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

  • Игра «Мозаика из пробок».

 Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

  • Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Во время использование фасоли и гороха вместе, можно предложить ребёнку отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

      Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.                                                                                                                               Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с детьми в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и и вашими детьми!

Консультация

«Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги – предметы, требующие пристального разглядывания и различия. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками и не требующими особого внимания.

        Для различия сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том. Что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

        Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдце по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные – двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура.

        Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

        Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: хорошо красивы расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражают радугой.

        Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир. Следует предостеречь воспитателя от излишней дидактизации впечатлений, получаемых детьми в быту. Сосчитывание предметов, определение их относительной величины и т.д. должно вызывать необходимость практической, а не желанием воспитателя по упражнять детей в счете или в различении величины, цвета. Представления детей формируется в процессе правильно организованной жизненной ориентировке, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях.

        Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное же отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное обращение с ними передаются и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу и они перестают что – либо значить.  Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.

        Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Подчас предметы эти хорошо сделаны, украшены, но дети относятся к ним безразлично, небрежно.

        В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучить бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь.

        В детском саду детей в течение круглого года знакомят с природой, поручают им уход за растениями, животными. Это создает богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла.

         В любое время года дети испытывали радость от множество ощущений, которые дает природа. Как предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно всего на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.

        Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявиться.

        Дети затевают разнообразные игры  - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки, а то и скатываются по траве. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, корней, песка, воды готовят «кушанья». Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям, сколько представлений уточнит, не придавая своему общению с детьми обучающего характера! Как легко и охотно малыши усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости!

        Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания и отражения воспринятого.

        Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.

        Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слова иногда и звукосочетаниям.

        Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.

Консультация  

  «Сенсорное развитие детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр.»

 Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным. Но часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать гармоничному развитию человека.

Основным условием правильного воспитания ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

А.Н. Аванесова выделяет следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

  • Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Например: «Большие и маленькие», «Какой это формы», «Какой мяч больше?», «Волшебные макароны», «Протяни дорожку».  Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
  • Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению, например, «Найди окошко для фигурки», «Узнай, кто спрятался», «Спрячь зайку».
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
  • Сюжетно -ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика), например, «Угости зайчика», «Поможем ежику», «Чудесные пуговицы».
  • Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
  • Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности сенсорного развития малыша»

особености сенсорного развития малыша...

Консультация по сенсорному развитию дошкольников

в данном материале представлен обзор игр, способствующих сенсорному развитию детей...

Консультации по сенсорному развитию

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Консультация родителям «Сенсорное развитие и воспитание ребёнка»

Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От ур...

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация по сенсорному развитию

Консультация по теме:«Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....