Консультация по сенсорному развитию дошкольников
консультация по теме

Швецова Елена Ивановна

в данном материале представлен обзор игр, способствующих сенсорному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya2.dokument_microsoft_word.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Сенсорное развитие дошкольников».

      Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

      Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 
     Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
     В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

      Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Сегодня  мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

      Игры на развитие зрения особенно актуальны в первые 6 месяцев жизни малыша, так как в этот период происходит становление зрительной системы. Если до 6 месяцев ребенок не обретает способности видеть окружающий мир, то его зрение уже не будет нормальным. Так какие же игры способствуют развитию зрения? Их с успехом применяют в гимнастике для глаз в любом возрасте, например:

-  нарисовать на оконном стекле точку или приклеить любую мелкую фигуру, предложить посмотреть сначала на нее, а потом вдаль за окно;

-  проследить взглядом за небольшим предметом, либо по нарисованному контуру (для младшего дошкольного возраста) сначала обоими глазами, потом по очереди каждым);

-  найти предмет глазами по описанию (например, круглый, квадратный, часы и т.д.).

      Развитием  слуха можно заниматься  еще во время беременности. Разговаривать с ребенком можно начинать уже с первых недель, можно читать ему, слушать вместе с ним музыку. Если это делать систематически, то очень скоро можно почувствовать, что на разные звуки плод отвечает разными реакциями.

       А теперь об играх на развитие слуха: 

- «Угадай, что звучит» : использовать для игры можно как музыкальные инструменты, так и любые другие предметы, издающие характерные звуки ( например: стук ложки по тарелке, шуршание пакета, бумаги и т.д.);

- «Найди пару звучащему предмету»;

- «Кто так кричит» ( угадать по звуку животное, птицу, насекомое);

- «Повтори за мной» или «Сломанный телефон».

      Игр для развития осязания большое количество. Рассмотрим некоторые из них:

- «Чудесный мешочек» ( существует множество вариантов его использования как для определения формы предмета, его объемности, структуре(гладкий, шершавый и т.п);

- «Поймай киску»: касаясь кожи в разных местах мягкой кисточкой или кусочком меха, попросить назвать место касания;

- «Найди пару» ( есть несколько вариантов ее изготовления): путем ощупывания подобрать пару;

- «Отгадай букву (цифру, фигуру» : на спине пальцем или карандашом пишется буква (цифра, фигура), нужно отгадать ее.

Играм на развитие вкусовых и обонятельных ощущений уделяется мало внимания. Давая новую пищу ребенку нужно обязательно озвучить, и причем неоднократно, какой вкус и запах она имеет. Рассмотрим некоторые варианты игр на развитие вкуса и запаха:

- «Угадай на вкус, что это»: разложить кусочки продуктов на подносе, показать их ребенку. Потом завязать глаза и  предложить угадать, что съел;

- «Чем пахнет»: в баночки, герметично закрывающиеся, положить  наполнители, имеющие четкий и сильный запах ( например, кофе, чеснок, укроп, цветок и т.п.). на начальном этапе попросить определить приятные и неприятные запахи, ассоциации с определенными продуктами, позже попросить называть их словами.

       Очень полезно предлагать детям рисовать свои ощущения

      По словам М. Монтессори : «Ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве». Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...

Консультация «Игры по сенсорному развитию дошкольников»

Консультация для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста....

консультация для воспитателей "Основные виды музыкально - дидактических игр и пособий в музыкально - сенсорном развитии дошкольников"

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развития мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в...

консультация СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорно...