Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_zreniyu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль развивающей предметно-пространственной среды

 в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения»

Учитель-дефектолог 1 кв. категории Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

На сегодняшний день в учреждениях, в которых воспитываются дети дошкольного возраста всё чаще и чаще наблюдается дети с нарушениями зрения.

Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия. Процесс восприятия у детей со зрительной патологией носит неполный, неточный и фрагментарный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами. Сенсорному развитию детей должно уделяться достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Практически мозг отражает всё, что видит, что слышит, осязает… ребёнок. Но восприятие не механическое отражение. Многое из воспринимаемого не осознаётся, остаётся как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. М.Н. Скаткин по этому поводу заметил, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй,  сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения.

Часто взгляд ребёнка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями. Нередко ребёнок не устанавливает смысла различительных, цветовых и других признаков.

При организации предметно-развивающей среды в группе  нужно учитывать эти особенности и  реализовывать коррекционную направленность по следующим направлениям:

  • Создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности
  • Профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения
  • Вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игра, то и при создании предметной среды надо это учитывать. В группах создаются центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия, обоняния. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизинера», блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используют игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах нужно создавать условия для полноценного физического развития детей, для удовлетворения их физической активности.

Возможно сочетание физкультурного уголка со зрительными тренажёрами. Работа с такими пособиями позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания.

Рекомендуется располагать на видном месте заслонённые изображения предметов. Изображения можно менять в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических  функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии способствуют наиболее успешной реабилитации.

Для  развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи групповые центры необходимо оснащать музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы, улицы».

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры

В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

презентация " Предметно – развивающая среда, как условие развития детей с нарушением зрения"

Олним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-ра...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Статья. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.

Статья по теме : "Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения"....