Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvivayushchaya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda_loenko_a.p.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
Лоенко Анастасия Петровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 101»,
город Нижний Новгород
Аннотация. В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова и словосочетания: развивающая предметно – пространственная образовательная среда, познавательный интерес, детская художественная литература.
Сегодня во всем мире актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и источнику знаний. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует вдумчивого чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека - входя в жизнь в раннем детстве, литература постепенно создает круг его суждений и представлений.
Художественная литература приоткрывает ребенку основы жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Важно, чтобы книга как можно раньше вошла в мир ребенка, обогатила его, сделала его интересней, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Приобщение детей к книге, чтению художественной литературы в детском саду начинается с создания предметно-развивающей образовательной среды группы. Красочно оформленный книжный уголок группы всегда привлекает интерес и внимание детей. Его цель - дать возможность каждому ребенку свободно общаться с книгой.
Для создания книжного уголка в нашей группе, мы отвели хорошо освещенное естественным светом место, которое расположено на удалении от игровой зоны. Книжный уголок имеет следующее содержание: оборудованное место для чтения и литературного творчества; разнообразие книг по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); разные типы книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наглядно – дидактические пособия (расскажи по картинкам, альбомы с иллюстрациями к произведениям, альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей); выделены полочки «Умные книги», «Читаем сами». Имеется подбор художественной литературы, соответствующий Программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. Есть папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца, алгоритмы для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка.
Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская книг».
Как продолжение книжного уголка оборудовали уголок уединения, где ребенок может полистать детские журналы, посмотреть любимые книги, а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и «позвонить» по телефону. Дети часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.
В книжном уголке дети имеют возможность не только познакомиться и пообщаться с книгами, но и поиграть - собрать пазлы, сложить картинки по литературным произведениям из кубиков, выполнить задания в лэпбуках.
Таким образом, создание развивающей предметно пространственной образовательной среды в аспекте развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию интереса к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают о переживаниях, пересказывают понравившиеся сюжеты, отражают их в продуктивных видах деятельности.
Источники:
- Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду: /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 5. — С.32–34.
- Гербова В.В., Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: — М.: «Мозаика-Синтез» 2014.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. — М.: Просвещение, 2001.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста по произведению Л.Воронковой "Девочка из города"
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»
Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...
Статья "Развивающая предметно - пространственная образовательная среда"
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - это обеспечение развивающей образовательной среды в ДОУ....
Картотека детской художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста.
Картотека рассчитана на детей среднего дошкольного возраста по лексическим темам....
Консультация для педагогов "Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки
Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указыв...
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья ознакомит вас с особенностями развития интереса к художественной литературе в соответствии с возрастом детей....