Главные вкладки

    Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
    консультация

    Гулинар Муждабаева

    Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности, являющейсястимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащающей социально - личностное развитие, способствующей раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

     «ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБНОВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Сегодня дошкольному учреждению требуется педагог, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса. Поэтому особо актуальным представляется вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (далее по тексту - РППС) дошкольного учреждения, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    По мнению ведущих педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. Именно поэтому педагогический коллектив должен испытывать повышенный интерес к обновлению РППС дошкольного учреждения.

    Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Главная задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду.

    Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многое в РППС пересмотрено на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

    До недавнего времени развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ была организована по типовой модели и имела ряд недостатков:

    1. Жесткое зонирование.

    В группах были четко определены уголки для разных видов деятельности: игры, чтения книг, рисования, конструирования, экспериментирования, хозяйственно-бытового труда. В каждом из них ребенок мог действовать очень ограниченно: в книжном – только рассматривать книги и иллюстрации, в уголке художника – рисовать или лепить из пластилина и т.д. Мы считаем такую модель организации среды устаревшей, неэффективной. Если рассматривать ребенка как субъекта, действующего по своей инициативе, у которого один вид деятельности плавно переходит в другой, то «зонированность» среды только ограничивает, сдерживает его развитие.

    2. Статичность среды. Организация развивающей предметно – пространственной среды не предполагала внесения изменений и была стабильна в течение всего учебного года. Ребенок быстро терял интерес к окружающей обстановке.

    3. Однотипность групповых помещений. Все группы ДОУ были похожи друг на друга и не имели особых отличий ни в интерьере, ни в предметном оснащении. Такая «безликость» не способствовала развитию личностных качеств, не поддерживала детскую инициативу.

    4. Пассивность среды. Среда не являлась стимулирующим фактором для проявления детской активности, не строилась с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка

    Таким образом, проанализировав все недостатки организации развивающей предметно – пространственной среды, творческой группой по внедрению ФГОС ДО в опережающем режиме была разработана новая модель развивающей предметно – пространственной среды, в центре которой находится ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы:

    Новая модель развивающей предметно – пространственной среды кардинально отличается от ранее существующей и имеет ряд преимуществ:

    1. Гибкая организация среды. Все оборудование, игрушки, пособия на стеллажах и полках распределены по пяти образовательным областям:

     - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

    - физическое развитие.

    Для того чтобы дети свободно ориентировались в предметном материале группы, совместно с педагогами были придуманы понятные детям эмблемы, обозначающие образовательные области.

    2. Интегрированность среды. Деление игрового оборудования по областям условно, один и тот же материал может находиться в разных областях, тем самым осуществляя интеграцию. Например, энциклопедии могут находиться в образовательной области «Познавательное развитие», художественные произведения – в области «Социально – коммуникативное развитие», книги о здоровом образе жизни, спорте находятся в «Физическом развитии». Таким образом, весь материал «нежестко» закреплен в той или иной области.

    3. Открытость среды. Установка на совместное деятельностное общение всех субъектов образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.

    4. Динамичность, мобильность образовательной среды. Одной из приоритетных педагогических технологий в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении является технология группового сбора, которая предполагает совместную деятельность детей и взрослых в центрах активности. Центры активности создаются на основе интереса детей и образовательных задач, которые педагог должен реализовать. Название, количество и содержание центров определяется совместно с детьми. Центры активности функционируют до тех пор, пока востребованы детьми.

    5. Индивидуализация группового пространства. Ни одна групповая комната не должна быть похожа на другую. Образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности. Каждая группа – отражение интересов и особенностей детей, педагогов, родителей.

    Таким образом, внедрение в образовательную практику подобных технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников способствует самореализации ребёнка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащает социально - личностное развитие, способствует раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

    Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

    Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

    Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

    Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

    консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»

    Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ....

    Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

    Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...