«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»
консультация

Буркова Инна Станиславовна

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и культуру своей страны.Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. В современных условиях воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Оформление нравственно-патриотических центров в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в центре нравственно-патриотического воспитания, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование гражданской позиции у дошкольников

 через организацию развивающей предметно-пространственной среды»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы.

Нравственно-патриотический центр в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретом президента); с русскими народными промыслами и традициями других народов России. Благодаря различным материалам  развивается интерес и уважение дошкольников к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Правильное оформление нравственно-патриотического центра в группе позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками. Материалы в центре должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Обязательными атрибутами для уголка являются: гимн (в записи), флаг России, портрет президента и герб России и нашего города. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Обычно оформляется в текстовом варианте и находится на стенде. Однако обязательно в уголке должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми.

Флаг Российской Федерации – полотно прямоугольной формы трех цветов: белого, синего, красного (сверху — вниз). Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. В уголке флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене или стоящим на древке, либо маленьким флагом на специальной подставке.

Герб России – еще один государственный символ, четырехугольный щит с изображением золотого коронованного двуглавого орла с державой и скипетром в лапах. На груди орла в красном щите - изображения святого Георгия Победоносца, поражающего змея. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Расположение предметов и организация центра могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Нравственно- патриотические центры в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

В  средней группе добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и дошкольного учреждения добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми горожанами, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении центра появляются элементы государственной и городской символики (флаг и герб, а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества»). По соседству с материалами о транспорте родного города целесообразно оформить «Уголок правил дорожного движения в детском саду». Это позволит подойти к решению образовательных задач комплексно.

В старших группах центры могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного города (гимн, флаг, герб, портрет президента страны); карты РФ и города, адаптированные для детей.

Уголок по правилам дорожного движения в детском саду для старших дошкольников также целесообразно разместить недалеко от нравственно-патриотического центра. В него включаются рисунки детей по безопасности дорожного движения, отдельные иллюстрации или фотографии с видами светофоров и переходов, знаков дорожного движения. Сюда могут быть включены фотографии с улиц родного села/города.

Таким образом, оформляя нравственно-патриотический центр в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Формирование и организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС

ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....