Содержание развивающей предметно-пространственной среды. Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
ДОКЛАД
Содержание развивающей предметно-пространственной среды.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
Муравцова О. В.
Новохоперск 2017г
Содержание развивающей предметно-пространственной среды.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
Младший возраст
«Центр познавательного развития»
«Центр воды и песка»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
«Центр природы»
«Центр конструирования»
«Центр физического развития»
«Центр социально-коммуникативного развития»
«Центр игры»
«Центр театра»
«Центр ряжения»
«Центр музыки»
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
«Центр изодеятельности» или «Центр Художественно-эстетического развития»
Средний возраст
«Центр познавательного развития»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
«Центр природы»
«Центр конструирования»
«Центр безопасности»
«Центр физического развития»
«Центр социально-коммуникативного развития»
«Центр игры»
«Центр театра»
«Центр музыки»
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
«Центр изодеятельности» или «Центр Художественно-эстетического развития»
Старший возраст
«Центр познавательного развития»
«Центр занимательной математики»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
«Центр природы»
«Центр конструирования»
«Центр безопасности»
«Центр физического развития»
«Центр социально-коммуникативного развития»
«Центр игры»
«Центр театра»
«Центр музыки»
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
«Центр изодеятельности» или «Центр Художественно-эстетического развития»
«Центр патриотического воспитания»
«Центр дежурств»
Подготовительная группа
«Центр познавательного развития»
«Центр занимательной математики»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
«Центр природы»
«Центр конструирования»
«Центр безопасности»
«Центр физического развития»
«Центр социального развития»
«Центр игры»
«Центр театра»
«Центр музыки»
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
«Центр изодеятельности» или «Центр Художественно-эстетического развития»
«Центр патриотического воспитания»
«Центр дежурств»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
«Центр познавательного развития»
- В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см
- Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание
- Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования
- Обеспечен свободный доступ детей к оборудованию «Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна)
- Имеется по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность
- Осуществляется сменяемость и наполняемость материала по мере изучения
- Материалы в основном представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность
- Имеются простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка
- Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу
- Объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности)
- Предусмотрен оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта)
«Центр занимательной математики»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- «Центр занимательной математики» расположен вблизи источника света (окна)
- «Центр занимательной математики» частично изолирован от других центров
- Сменяемость и наполняемость материала производится по мере изучения; материал расположен знакомый, предназначенный для закрепления
- Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми
- Имеется в наличии материал на подгруппу детей
«Центр воды и песка»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон
- Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателя
- Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое - в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми
- «Лаборатория» располагается вблизи источника света
- «Лаборатория» для детей I младшей группы содержит материал для проведения опытов без приборов
«Центр природы»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»
- Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам
- Растения размещают по принципу тене- и солнцелюбия
- Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект
- Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам
«Центр конструирования»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала
- «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх
- В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания
- Крупный строительный материал располагается на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины
- Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации
- Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре
«Центр безопасности»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми
- «Центр безопасности» располагается рядом с «Центром конструирования»
«Центр социально-коммуникативного развития»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост
- Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них
- Обеспечение свободного доступа к материалам
«Центр физического развития»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Наличие свободного пространства для двигательной деятельности
- «Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности
- Предусматривается рациональное сочетание пособий, не допускается их однообразия
- С целью увеличения двигательной активности любимые игрушки детей группы (зайчик, мишка, лисичка) расставляются на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.)
«Центр дежурств»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
Безопасность оборудования для труда
«Центр игры»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)
- Игровые персонажи включаются в режимные моменты (дети вместе с куклой или мишкой кушают, спят, одеваются на прогулку)
- Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование
- «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре
- В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
- Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т. д.);
- прототипический условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать);
- предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении
- Игрушки - предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т. д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию
- Игрушки - маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию
- В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей
- Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям
«Центр театра»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- В I младшей группе сказки-спектакли ставятся взрослым («театр одного актера», то есть воспитателя)
- «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры»
- Соответствие пособий и оборудования возрасту детей
«Центр ряжения»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра», «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская»
- Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения
- Организация в «Центре ряжения» деятельности по формированию представлений о полоролевых отличиях мальчиков и девочек
- Безопасность пособий и оборудования
«Центр музыки»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы используются во время режимных моментов
- Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников
- «Центр книги» размещается около источника естественного света (окна)
- Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение
- «Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров
- Каждая книга представлена в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность
«Центр изодеятельности» или «Центр Художественно-эстетического развития»
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
- «Центр изодеятельности» располагается вблизи окна
- «Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров
- Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах
- Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в средней группе.
предметно - пространственная среда в средней группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в старшей группе.
предметно-пространственная среда в старшей группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в 1 младшей группе.
центры в первой младшей группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации во второй младшей группе.
Центры во второй младшей группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в подготовительной группе.
Центры в подготовительной группе...
Консультация для родителей: "Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды."
Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному,Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ...