Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в средней группе.
материал (средняя группа) по теме

Муртузалиева Айзанат Гасановна

предметно - пространственная среда в  средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa_1.docx84.55 КБ

Предварительный просмотр:

Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в средней группе.

«Центр познавательного развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

                                                                           2

       3

     4

      5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал)

1.2

Лото, домино в картинках

1.3

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии)

1.4

Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести

1.5

Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.)

1.6

Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв

1.7

Числовой ряд

1.8

Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам)

1.9

Картинки с изображением частей суток и их последовательности

1.10

Мелкая и крупная геометрическая мозаика

1.11

Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)

1.12

Наборы разрезных  и парных картинок (6 -10 частей)

1.13

«Чудесные мешочки» («ящик ощущений»)

1.14

Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания

1.15

Наглядно - дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

  • Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Посуда. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Мой дом. М.: Мозаика-Синтез. 2005.

1.16

Наглядно - дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»;

  • Профессии. М.: Мозаика-Синтез, 2005

1.17

Фланелеграф

1.18

Цветные счетные палочки, логические блоки

1.19

Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими предметами, объектами в них

1.20

Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т. д.

1.21

Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду

1.22

Алгоритм линейных и разветвленных типов (порядок следования объектов обозначается стрелкой)

1.23

Контурные и цветные изображения предметов

1.24

Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Уникуб» и др.

1.25

Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине

1.26

Пособия по краеведению (символика родного города и страны, книги, альбомы, фотоматериалы)

1.27

Пособия для составления целого из частей

1.28

Счеты

1.29

Пазлы

1.30

Песочные часы

1.31

Чашечные часы

1.32

Числовые карточки

     

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Пособия в «Центре  познавательного развития» выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание

2.2

Предусмотрен свободный доступ детей к материалам и пособиям

2.3

«Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна)

2.4

Осуществляется сменяемость и наполняемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления

2.5

Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу

2.6

Подобраны предметы таких размеров, чтобы  ребенку было удобно с ними манипулировать

2.7

«Центр познавательного развития» частично изолирован от других центров

2.8

Предусмотрены задания различной степени сложности

2.9

Созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с взрослыми

2.10

Имеется в наличии материал на подгруппу детей

2.11

«Центр познавательного развития» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                 «Центр безопасности»

п\п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры)

1.2

Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий

1.3

Макет проезжей части

1.4

Макет светофора, дорожных знаков

1.5

Образцы, схемы, планы, группы, микрорайона

1.6

Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.)

1.7

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

  • Водный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Авиация. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с взрослыми

2.2

«Центр безопасности» располагается рядом с «Центром конструирования»

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                      

                                                        «Лаборатория», или «Цент экспериментирования»

п/п

Вопросы для изучения

        Даты изучения/оценка*

________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Снег, лед (зимой), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений

1.2

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения

1.3

Стол с клеенкой

1.4

Подносы

1.5

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

1.6

Пластичные материалы, интересные для  исследования и наблюдения предметы

1.7

Формочки для изготовления цветных льдинок

1.8

Трубочки

1.9

«Волшебный мешочек»

1.10

Игрушка «Мыльные пузыри»

1.11

Маленькие зеркала

1.12

Магниты

1.13

Электрические фонарики

1.14

Театр теней

1.15

Подкрашенная вода разных цветов и оттенков

1.16

Пипетки, краски разной густоты и насыщенности

1.17

Деревянные катушки из-под ниток

1.18

Стекла разного цвета

1.19

Увеличительное стекло

1.20

Поролоновые губки разного размера, цвета, формы

1.21

Набор для экспериментирования с водой: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания, плавающие и тонущие игрушки и предметы

1.22

Набор для экспериментирования с песком: формочки, емкости разного размера, предметы-орудия

1.23

Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Лаборатория» размещается подальше от игровых зон в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»

2.2

Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом

2.3

«Лаборатория» располагается вблизи источника света

2.4

Оборудование расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту проведения опыта, исследования с любой стороны

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр природы»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Макет природно - климатических зон

1.2

Макет-панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью»

1.3

Коллекция камней, ракушек, семян

1.4

Игротека экологических развивающих игр

1.5

Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии

1.6

Иллюстрации с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой и неживой природы, особенности явлений погоды, типичные виды сезонного труда и отдыха

1.7

 Растения, требующие разных способов ухода

1.8

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

1.9

Муляжи овощей и фруктов

1.10

Календарь погоды

1.11

Календарь природы

1.12

Дневники наблюдений

1.13

Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки, кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

1.14

«Зеленый огород» в поддонах на окне для выращивания корма для животных

1.15

«Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян

1.16

Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам

1.17

Крупные семена цветочных культур и овощей для посадок на участке детского сада

1.18

Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных

1.19

Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) - кустов, деревьев, трав

1.20

Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)

1.21

Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети

1.22

Иллюстрации с изображением различных сред обитания; наземной, воздушной, водной

1.23

Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров

1.24

Кормушки и корм для птиц

1.25

Иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц

1.26

Дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности

1.27

Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:

  • Зима. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Осень. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Весна. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Лето. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Родная природа. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • В деревне. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Времена года. М.: Мозаика-Синтез, 2005

1.28

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

  • Животные жарких стран. . М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Животные средней полосы. . М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Насекомые.  М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Арктика и Антарктида. . М.: Мозаика-Синтез, 2005

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»

2.2

Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам

2.3

Растения размещают по принципу тене - и солнцелюбия

2.4

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активной поисковой деятельности

2.5

Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам

2.6

Подобраны растения, не требующие для ухода много времени и сложного оборудования

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                     

«Центр конструирования»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Конструкторы разного размера

1.2

Мягкие (поролоновые) крупные модули

1.3

Фигурки людей, диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор») для обыгрывания построек

1.4

Образцы построек различной сложности

1.5

Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичики, призмы, цилиндры, перекрытия)

1.6

Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический)

1.7

Природный материал (сучки, плоды, шишки и т.д.), клей, пластилин, бумага

1.8

Строительный материал из коробок разной величины

1.9

Транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые, (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала

2.2

«Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры», с тем, чтобы можно было использовать постройки в играх

2.3

Весь строительный материал рассортирован по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали при уборке упражняться в их классификации

2.4

Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, там и на ковре

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр социально-коммуникативного развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу

1.2

Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состояниями у взрослых и детей, животных

1.3

Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада

1.4

Система зеркал разной величины и формы

1.5

Наборы фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей

1.6

Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их типичных занятий и игрушек, одежды

1.7

Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых

1.8

Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии

1.9

Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

1.10

«Сундучок мастера»  для мальчиков, «Сумочка модницы» для девочек

1.11

Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие болеющих детей и животных)

1.12

Сюжетные картины, изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца и пр.

1.13

Иллюстрации, фотографии, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий

1.14

Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным

1.15

Семейные фотографии воспитанников

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост

2.2

Обеспечение свободного доступа к материалам

 2.3

Предусмотрено наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями не ссорились из-за них

 2.4

Созданы условия для объединения детей в деятельности

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                       

«Центр физического развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия:

  • валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см);
  • коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия (180х40 см);
  • горка детская;
  • шнур длинный;
  •  мешочки с песком

1.2

Оборудование для прыжков:

  • мини-мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см);
  •  куб деревянный малый  (ребро 15-30);
  • обруч плоский, цветной (диаметр 40-50 см);
  •  палка гимнастическая, длинная (длина 150 см, сечение 3 см);
  •  шнур короткий плетеный (длина 75 см)

1.3

Оборудование для катания, бросания, ловли:

  • корзина для метания мячей;
  •  мяч резиновый (диаметр 10-15 см);
  • мяч-шар надувной (диаметр(54-65 см);
  • обруч малый (диаметр 4 см)
  • шарик пластмассовый (диаметр 4 см)
  • набивные мячи

1.4

Оборудование для ползания и лазанья:

  • лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см);  
  • лабиринт игровой (трансформер),
  • ящики для влезания, складирующие один в другой

1.5

Оборудование для общеразвивающих упражнений:

  •  мяч массажный (диаметр 6-8 см);
  •  мяч резиновый (диаметр 20-25 см);
  • обруч плоский (диаметр 20-25 см);
  • палка гимнастическая короткая;
  •  колечко с лентой (диаметр 5 см);
  •  кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см);
  •  кольцо резиновое большое (диаметр 18 см)

1.6

Нестандартное физкультурное оборудование

1.7

Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)

1.8

Гимнастическая скамейка, бревно

1.9

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты

1.10

Сухой бассейн

1.11

Плоскостные дорожки, ребристая доска

1.12

Дуги, кегли, воротца

1.13

Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого)

1.14

Мягкие легкие модули, туннели

1.15

Горизонтальная мишень

1.16

Вертикальная мишень

1.17

Санки

1.18

Наклонная доска

1.19

Трехколесный  и двухколесный велосипед

1.20

Наклонная лестница, скат

1.21

Массажеры механические

1.22

Диски здоровья

1.23

Лыжи

1.24

Пособия (Бумажные снежинки, вертушки) для дыхательной гимнастики

1.25

Коврики для массажа стоп, с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Имеется свободное пространство для двигательной деятельности

2.2

«Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности

2.3

Предусмотрена периодическая сменяемость пособий

2.4

Предусмотрен максимальный уровень размещения пособий

2.5

Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) располагаются на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой имеется устойчивый ящик или куб (высотой 10-15),на который можно встать и взять интересующий предмет

2.6

При выборе окраски физкультурного оборудования предпочтение отдается мягким пастельным тонам; или оно покрывается прозрачным лаком, придающим дереву небольшой оттенок

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр игры»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей

1.2

Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)

1.3

Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.)

1.4

Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.)

1.5

Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.)

1.6

Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.)

1.7

Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду)

1.8

Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.)

1.9

Игрушки-двигатели (коляски и тележки, автомобили и пр.)

1.10

Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства

1.11

Модули-макеты игрового пространства

1.12

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.)

1.13

Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.

1.13.1

  • «Кукольный уголок»:

Комната  (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка - младенца (голыши); куклы – животные из пушистых тканей; коляски для кукол.

Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол- младенцев, одежда для кукол - мальчиков и кукол - девочек.

Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кострюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок дл уборки помещения, игрушечный пылесос  т.д.

1.13.2

  • «Прачечная»: гладильная доска, утюжки

1.13.3

  • «Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, расчески, щетки, ножницы, накидки)

1.13.4

  • «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов.

1.13.5

  • «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т.д.

1.13.6

  • «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг

1.13.7

  • «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные)

1.13.8

  • «Моряки» (штурвал, матросские бескозырки, бинокли, флажки)

1.13.9

  • «Космонавты» (шлемы, пульты передач

1.13.10

  • «Почта» (посылки, штемпели, письма, открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки)

1.14

Стойка, плечики для одежды, можно сундучок, расписанный в народном стиле

1.15

Зеркало (в рост или в полроста ребенка)

1.16

Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов

1.17

Одежда для ряжения (для одевания на себя) - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т.д.

1.18

Игровые коврики

1.19

Большое количество реальных предметов

1.20

Игрушки-забавы

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)

2.2

«Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

2.3

В «Центре игры» используются разные виды игрушек:

  • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, предоставляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т.п.)
  • прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать);
  • предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении

2.4

Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой

    2.5

Игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная 35-50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см)

2.6

В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, природный материал

2.7

Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

2.8

В разграниченных зонах (спальня, ванная комната и т.д.) создана обстановка, похожая на настоящую

2.9

Отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно-развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: "Больница", "Магазин", "Столовая" и т.д.)

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр театра»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый,  ложковый, перчаточный

1.2

Игрушки-забавы

1.3

Маски, шапочки

1.4

Ширмы

1.5

Фланелеграф

1.6

Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

1.7

Декорации, театральные атрибуты

1.8

Аксессуары сказочных персонажей

1.9

Атрибуты для ярмарки

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр театра» располагается рядом с «Центром игры»

2.2

Безопасность пособий и оборудований

2.3

Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе

2.4

Эстетичность и разнообразие костюмов и атрибутов

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр музыки»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Игрушки - музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка)

1.2

Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

1.3

Музыкальные игрушки:  музыкальные молоточки, шарманки,  шумелки, стучалки, музыкальный волчок

1.4

Магнитофон

1.5

Альбомы с изображением музыкальных инструментов

1.6

Набор шумовых коробочек

1.7

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы

1.8

Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

1.9

Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые  книжки и открытки)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы используются во время режимных моментов

2.2

Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                          «Центр книги», или «Центр речевого развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Детские книги: произведения русского фольклора (частушки, потешки, песенки), народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, небылицы, загадки

1.2

Фланелеграф, картинки на фланелеграфе

1.3

Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей

1.4

Выставки: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников

1.5

Литературные игры, игры с грамматическим содержанием

1.6

Портреты писателей и поэтов

1.7

Рисунки детей к литературным произведениям

1.8

Цветные карандаши, бумага

1.9

Книжки – раскраски

1.10

Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки

1.11

Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Периодическая сменяемость художественных произведений  в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников

2.2

«Центр книги» размещается около источника естественного света (окна)

2.3

Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение

2.4

«Центр книги» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей

2.5

Каждая книга представлена на 2-5 экземплярах

2.6

Предусмотрены условия для деятельности по иллюстрированию детьми литературных произведений

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомедации:_____________________________________________________________________________________________________________

                                                          «Центр изодеятельности», или «Центр художественно-эстетического развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Произведения народного искусства:

- народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргапольские, тверские, вятские);

- игрушки из дерева (богородская, семеновская, полхов – майдановская, архангельские птицы из щепы);

- предметы из резной березы (короба, шкатулки архангельские, шамаготские);

 - расписные разделочные доски (Городец), подносы (Жостково);

- кружево (вологодское, каширское, вятское);

- вышивка (владимирский шов и др.)

- расписная посуда (новгородская, псковская, вятская);

- игрушки из соломы;

1.2

Альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно - прикладного искусства

1.3

Образцы декоративно - оформительского искусства (иллюстрации оформления комнат, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр и т.д.)

1.4

Произведения живописи (репродукции):

- натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта);

- пейзаж, его виды (природные ландшафты в разные сезоны; городской, морской пейзажи);

- портрет (детский, женский, мужской; разные по композиции портреты: только лицо, погрудные, портреты с изображением человека в разных позах, разные по колориту);

- жанровая живопись, ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр)

1.5

Скульптура, ее виды (малая пластика, декоративная анималистическая, несложная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера) (произведения и фотоиллюстрации)

1.6

Таблица основных цветов и их тонов, контрастная гамма цветов

1.7

Заготовки для рисования, вырезанные по какой- либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные)

1.8

Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон

1.9

Цветные карандаши, гуашь, фломастеры, пластилин

1.10

Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти

1.11

Цветные  мелки, восковые мелки; уголь,  доски для рисования мелом

1.12

Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30см), для вытирания рук во время лепки

1.13

Восковые доски с палочкой для рисования

1.14

Фартуки и нарукавники для детей

1.15

Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки

1.16

Емкости для промывания ворса кистей от краски

1.17

Рисунки - иллюстрации различных предметов, объектов

1.18

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров

1.19

Готовые формы для выкладывания и наклеивания

1.20

Щетинные кисти для клея, розетки для клея

1.21

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

1.22

Стена творчества (для рисования)

1.23

Стенка для детских работ со сменной экспозицией

1.24

Палочки для нанесения рисунка на глине

1.25

2-3 мольберта

1.26

Грифельная доска, линолеумная доска

1.27

Ножницы, клей

1.28

Альбомы для раскрашивания

1.29

Заостренные палочки для рисования на песке или снегу

1.30

Фоны разного цвета, размера и формы (прямоугольник, круг, овал)

1.31

Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью

1.32

Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кистей после промывания и приклеивания готовых форм

1.33

Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки

1.34

Скалка для раскатывания глины

1.35

Бумага, картон разного качества  и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр изодеятельности» располагается вблизи окна

2.2

«Центр изодеятельности» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей

2.3

Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети увидеть и рассмотреть их; иллюстрации должны быть выполнены в разных техниках и жанрах

2.4

Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Консультация на тему: Организация и содержание развивающей предметно — пространственной среды в группах

Цель: углубить знания педагогов об организации и содержании развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Способствовать повышению эффективности педагогического пр...