Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в 1 младшей группе.
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в 1 младшей группе.
«Центр познавательного развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
_____________(число, месяц) | ______________(число, месяц) | ____________(число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Самообучающие, или автодидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей) | |||
1.2 | Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат) | |||
1.3 | Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки) | |||
1.4 | Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам) | |||
1.5 | Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде | |||
1.6 | Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания | |||
1.7 | Мелкая и крупная геометрическая мозаика | |||
1.8 | Предметы и игрушки одного типа, различные по цвету и размеру, форме и размеру | |||
1.9 | Матрешки трех-четырехместные | |||
1.10 | Пирамидки из колец двух-трех цветов одного размера, чередующихся в определенной последовательности | |||
1.11 | Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец | |||
1.12 | Напольная пирамида (из 6-7 элементов) | |||
1.13 | Сборные - разборные игрушки | |||
1.14 | Пособия на липучках | |||
1.15 | Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.16 | Наборы разрезных картинок (2-4 части) | |||
1.17 | Кубики с предметными картинками(2-4 кубика) | |||
1.18 | Столик четырех-, пяти-, шестицветный с втулочками соответствующего цвета | |||
1.19 | Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур | |||
1.20 | Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками | |||
1.21 | Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов) | |||
1.22 | Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов) | |||
1.23 | Объемные вкладыши из 3 элементов | |||
1.24 | Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4 цветов | |||
1.25 | Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) | |||
1.26 | Набор кубиков с цветными гранями | |||
1.27 | Емкости разного размера с крышками и наборы мелких предметов разного цвета (для сортировки мелких предметов) | |||
1.28 | Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, медведь-дровосек, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собака, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь и пр.) | |||
1.29 | Заводные игрушки-забавы | |||
1.30 | Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами | |||
1.31 | Набор для забивания: молоточек с втулочками | |||
1.32 | Набор шумовых коробочек | |||
1.33 | «Чудесные мешочки» («хлопушки», «фонарик» и пр.) | |||
1.34 | Клеенчатые полоски различной длины, ширины | |||
1.35 | Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития | |||
1.36 | Парные картинки (мяч большой - мяч маленький; лопата красная –лопата зеленая; ведерко красное- ведерко желтое и пр.) | |||
1.37 | Серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?» | |||
1.38 | Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания | |||
1.39 | «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка), неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку | |||
1.40 | Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры) | |||
1.41 | Фланелеграф | |||
1.42 | Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.) | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее3 см | |||
2.2 | Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание | |||
2.3 | Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования | |||
2.4 | Обеспечен свободный доступ детей к оборудованию | |||
2.5 | «Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна) | |||
2.6 | Имеется по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность | |||
2.7 | Осуществляется сменяемость и наполняемость материала по мере изучения | |||
2.8 | Материалы в основном представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность | |||
2.9 | Имеются простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка | |||
2.10 | Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу | |||
2.11 | Объекты для исследований в образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности) | |||
2.12 | Предусмотрен оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта) |
Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр воды и песка»
№ п\п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
(число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Набор для экспериментирования с водой: | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
1.2 | Набор для экспериментирования с песком: | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Соответствующая высота размещения оборудования | |||
2.2 | «Цент воды и песка» располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы» |
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Лаборатория», или «Цент экспериментирования»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Камни, земля, глина, снег (зимой) | |||
1.2 | Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки) | |||
1.3 | Стол с клеенкой | |||
1.4 | Подносы | |||
1.5 | Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей | |||
1.6 | Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы | |||
1.7 | Формочки для изготовления цветных льдинок | |||
1.8 | Материалы для пересыпания (фасоль, горох, круп, макароны) | |||
1.9 | Трубочки для продувания, просовывания | |||
1.10 | Игрушки со светозвуковым эффектом | |||
1.11 | «Волшебный мешочек» | |||
1.12 | Игрушка «Мыльные пузыри» | |||
1.13 | Маленькие зеркала | |||
1.14 | Магниты | |||
1.15 | Электрические фонарики | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон | |||
2.2 | Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателя | |||
2.3 | Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкаф, а пластмассовое – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми | |||
2.4 | «Лаборатория» располагается вблизи источника света | |||
2.5 | «Лаборатория» для детей 1 младшей группы содержит материал для проведения опытов без приборов |
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр природы»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Дидактическая кукла с набором одежды по временам года | |||
1.2 | Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу» | |||
1.3 | Коллекции камней, ракушек, семян | |||
1.4 | Игротека экологических развивающих игр | |||
1.5 | Библиотека познавательной природоведческой литературы | |||
1.6 | Картины - пейзажы по временам года | |||
1.7 | Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония | |||
1.8 | Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин | |||
1.9 | Реалистически выполненные игрушки-животные, в том числе озвученные (мычащая корова и т.п) | |||
1.10 | Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко) | |||
1.11 | Календарь погоды; календарь природы | |||
1.12 | Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки) | |||
1.13 | «Зеленый огород» в поддонах на окне (выращивание корма для животных) | |||
1.14 | Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов | |||
1.15 | Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек) | |||
1.16 | Растения, характерные для времен года (ветки вербы - весной, букет желтых листьев – осенью и т.д.) | |||
1.17 | Серия тематических картин «Животные и их детеныши» (собака со щенком; кошка с котятами; корова с теленком; лошадь с жеребенком; коза с козленком; овца с ягненком; курица с цыплятами; утка с утятами) | |||
1.18 | Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж и пр.) | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории» | |||
2.2 | Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам | |||
2.3 | Растения размещают по принципу тене- и солнцелюбия | |||
2.4 | Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект | |||
2.5 | Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам |
Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр конструирования»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Мягкие (поролоновые) крупные модули | |||
1.2 | Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор»), людей и т.д. | |||
1.3 | Схемы – образцы построек | |||
1.4 | Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д. | |||
1.5 | Крупные объемные геометрические формы | |||
1.6 | Строительный материал из коробок разной величины | |||
1.7 | Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), паровозы, самолеты, пароходы и т.д. | |||
1.8 | Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала | |||
2.2 | «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх | |||
2.3 | В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания | |||
2.4 | Крупный строительный материал располагается на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины | |||
2.5 | Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали при уборке упражняться в их классификации | |||
2.6 | Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, там и на ковре |
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр социально-коммуникативного развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают) | |||
1.2 | Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость) | |||
1.3 | Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей к взрослым, детей друг к другу | |||
1.4 | Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой) | |||
1.5 | Фотоальбомы детей группа т отражающие жизнь группу и детского сада | |||
1.6 | Зеркала разной величине и формы | |||
1.7 | Кукла - мальчик в рубашке и брюках, кукла - девочка в платье | |||
1.8 | Сюжетные картины, изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца, и пр. | |||
1.9 | Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых | |||
1.10 | Фотографии родных в изголовье кроватки каждого ребенка для поддержания его эмоционально- психологического комфорта | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост | |||
2.2 | Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них | |||
2.3 | Обеспечение свободного доступа к материалам |
Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр физического развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см); коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия 1(80*40 см); горка детская; шнур длинный; мешочки с песком | |||
1.2 | Оборудование для прыжков: мини-мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см); куб деревянный малый (ребро 15-30); обруч плоский, цветной (диаметр 40-50 см); палка гимнастическая, длинная (длина 150 см, сечение 3 см); шнур короткий плетеный (длина 75 см) | |||
1.3 | Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч-шар надувной (диаметр(54-65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см) | |||
1.4 | Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания, складирующиеся один в другой | |||
1.5 | Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см); мяч резиновый (диаметр 20-25 см); обруч плоский (диаметр 20-25 см); палка гимнастическая короткая; колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см); кольцо резиновое большое (диаметр 18 см) | |||
1.6 | Нестандартное физкультурное оборудование | |||
1.7 | Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны) | |||
1.8 | Гимнастическая скамейка, бревно | |||
1.9 | Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты | |||
1.10 | Сухой бассейн | |||
1.11 | Плоскостные дорожки, ребристая доска | |||
1.12 | Набивные мешочки для бросания | |||
1.13 | Дуги, кегли, воротца | |||
1.14 | Игрушки-качалки | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Наличие свободного пространства для двигательной деятельности | |||
2.2 | «Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности | |||
2.3 | Предусматривается рациональное сочетание пособий, не допускается их однообразие | |||
2.4 | С целью увеличения двигательной активности любимые игрушки детей группы (зайчик, мишка, лисичка) расставляются на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т.д.) |
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр игры»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
___________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей | |||
1.2 | Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения) | |||
1.3 | Игрушки, изображающие предметы труда и быта | |||
1.4 | Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.) | |||
1.5 | Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, к игре «Шофер») | |||
1.6 | Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий | |||
1.7 | Игрушки-животные, стилизованные под куклу и имитирующие фигуру ребенка (слоненок в фартуке, поросенок в платье, мишка в штанишках, собачка в шапочке и фартуке и т.д.) | |||
1.8 | Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.) | |||
1.9 | Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.) | |||
1.10 | Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду) | |||
1.11 | Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.) | |||
1.12 | Игрушки-двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и пр.) | |||
1.13 | Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства | |||
1.14 | Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.) | |||
1.15 | Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д. | |||
1.15.1 |
Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка - младенца (голыши); куклы – животные из пушистых тканей; коляски для кукол. | |||
Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол- младенцев, одежда для кукол- мальчиков и кукол- девочек. | ||||
Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кострюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше) | ||||
Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок дл уборки помещения, игрушечный пылесос т.д. | ||||
1.15.2 |
| |||
1.15.3 |
| |||
1.15.4 |
| |||
1.15.5 |
| |||
1.15.6 |
| |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб) | |||
2.2 | Игровые персонажи включаются в режимные моменты (дети вместе с куклой или мишкой кушают, спят, одеваются на прогулку) | |||
2.3 | Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование | |||
2.4 | «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре | |||
2.5 | В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
| |||
2.6 | Игрушки – предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т.д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию | |||
2.7 | Игрушки-маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т.д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию | |||
2.8 | В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей | |||
2.9 | Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям |
Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр театра»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый | |||
1.2 | Игрушки-забавы | |||
1.3 | Маски, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках | |||
1.4 | Ширмы; домик (избушка) для показа фольклорных произведений | |||
1.5 | Фланелеграф | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | В1 младшей группе сказки-спектакли ставятся взрослыми («театр одного актера», то есть воспитателя) | |||
2.2 | «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры» | |||
2.3 | Соответствие пособий и оборудования возрасту детей |
Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр ряжения»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Одежда для ряжения (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, корточки, ленты, косынки и т.д. | |||
1.2 | Стойка, плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, расписанный в народном стиле | |||
1.3 | Зеркало (в рост или в полроста ребенка) | |||
1.4 | Бижутерия из различныхс(ноне опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра», «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская» | |||
2.2 | Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения | |||
2.3 | Организация в «Центре ряжения» деятельности по формированию представлений о полоролевых отличиях мальчиков и девочек | |||
2.4 | Безопасность пособий и оборудования |
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр музыки»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
____________ (число, месяц) | ____________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Игрушки- музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка- балалаечка, гармошка, игрушечный рояль и пр.) | |||
1.2 | Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки | |||
1.3 | Игрушки с фиксированной мелодией (электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки) | |||
1.4 | Не озвученные музыкальные инструменты | |||
1.5 | Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов | |||
1.6 | Магнитофон | |||
1.7 | В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы | |||
1.8 | Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелести травы используются во время режимных моментов | |||
2.2 | Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования |
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр книги», или «Центр речевого развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов) | |||
1.2 | Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения, например: читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку, и т.д. | |||
1.3 | Фланелеграф, картинки на фланелеграфе | |||
1.4 | Иллюстрации к детски произведениям (ламинированные) | |||
1.5 | Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные и т.д.) | |||
1.6 | Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы | |||
1.7 | Сюжетные картинки разнообразной тематики | |||
1.8 | Выставки: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников | |||
2.2 | «Центр книги» размещается около источника естественного света (окна) | |||
2.3 | Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение | |||
2.4 | «Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров | |||
2.5 | Каждая книга представлена на 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность |
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомедации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_________________________________________________________________________________________________________________________
«Центр изодеятельности», или «Центр художественно-эстетического развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка* | ||
___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ___________ (число, месяц) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||
1.1 | Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда) | |||
1.2 | Альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно - прикладного искусства | |||
1.3 | Скульптура малых форм, изображающая животных | |||
1.4 | Заготовки для рисования, вырезанные по какой- либо форме (цветы, различные предметы и т. д.) | |||
1.5 | Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон | |||
1.6 | Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов) | |||
1.7 | Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти | |||
1.8 | Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом | |||
1.9 | Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30см), для вытирания рук во время и после лепки | |||
1.10 | Фартуки и нарукавники для детей | |||
1.11 | Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки | |||
1.12 | Емкости для промывания ворса кистей от краски | |||
1.13 | Рисунки - иллюстрации с изображением знакомых детям предметов, животных и т.д. | |||
1.14 | Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров | |||
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||
2.1 | «Центр изодеятельности» располагается вблизи окна | |||
2.2 | «Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров | |||
2.3 | Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах | |||
2.4 | Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности |
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...
Консультация на тему: Организация и содержание развивающей предметно — пространственной среды в группах
Цель: углубить знания педагогов об организации и содержании развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Способствовать повышению эффективности педагогического пр...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в средней группе.
предметно - пространственная среда в средней группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в старшей группе.
предметно-пространственная среда в старшей группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации во второй младшей группе.
Центры во второй младшей группе...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в подготовительной группе.
Центры в подготовительной группе...