Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации во второй младшей группе.
материал (младшая группа) на тему

Муртузалиева Айзанат Гасановна

Центры во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_ml_gruppa.docx85.02 КБ

Предварительный просмотр:

Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды

и соблюдения требований и условий ее организации во 2 младшей группе.

«Центр познавательного развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

(число, месяц)

(число, месяц)

(число,месяц)

1

                                                                           2

       3

     4

      5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Самообучающие, или автодидактические игрушки

1.2

Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру

1.3

Лото, домино в картинках

1.4

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии)

1.5

Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания

1.6

Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени

1.7

Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего окружения в единственном и во множественном числе

1.8

Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий

1.9

Макет проезжей части

1.10

Макет светофора (зеленый и красны сигналы)

1.11

Предметы и игрушки одного типа, различные по назначению, цвету и размеру, форме и размеру

1.12

Матрешки трех - четырехместные

1.13

Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец

1.14

Сборные - разборные игрушки

1.15

Пособия на липучках

1.16

Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)

1.17

Наборы разрезных  и парных картинок (2-6 частей)

1.18

Башенки из уменьшающихся по размеру колец разной формы, чередуемых в определенной последовательности (2-3 цвета)

1.19

Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (по 2-6 кубиков)

1.20

Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур

1.21

Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками

1.22

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)

1.23

Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов)

1.24

Различные виды мозаики

1.25

Емкости разного размера с крышками и наборы мелких предметов разного цвета (для сортировки мелких предметов)

1.26

Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами

1.27

Набор для забивания: молоточек с втулочками

1.28

Набор шумовых коробочек

1.29

«Чудесные мешочки» («хлопушки», «фонарик» и пр.)

1.30

Клеенчатые полоски различной длины, ширины

1.31

 Игры для интеллектуального и сенсорного развития

1.32

Парные картинки (мяч большой - мяч маленький; лопата красная – лопата зеленая; ведерко красное - ведерко желтое и пр.)

1.33

Наглядно - дидактические пособия, серия "Мир в картинках":

  • Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Водный транспорт. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Посуда. М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  • Мой дом. М.: Мозаика-Синтез. 2005.

1.34

Загадочные предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами:

  • неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку;
  • имеющие оптимальный уровень сложности предмета (оптимальным считается такой уровень     сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта);
  • открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций

1.35

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры)

1.36

Фланелеграф

1.37

Счетные палочки

1.38

Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими предметами, объектами в них

1.39

Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины( кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (дом, стол, матрешка)

1.40

Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду

1.41

Иллюстрации, изображающие инструменты (ножницы, иголки, пила и т.д.)

1.42

Контурные и цветные изображения предметов

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее3 см

2.2

Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание

2.3

Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования

2.4

Обеспечен свободный доступ детей к материалам и пособиям

2.5

«Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна)

2.6

Осуществляется сменяемость и наполняемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления

2.7

Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу

2.8

Подобраны предметы таких размеров, чтобы  ребенку было удобно с ними манипулировать

2.9

«Центр познавательного развития» частично изолирован от других центров

2.10

Предусмотрены задания различной степени сложности

2.11

Созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с взрослыми

2.12

Имеется в наличии материал на подгруппу детей

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр воды и песка»

п\п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Набор для экспериментирования с водой:

  • стол-поддон;
  • емкости 2-3 размеров, разной формы;
  • предметы - орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы(губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т. д.),различные формочки;
  • рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)

1.2

Набор для экспериментирования с песком:

  • стол-песочница;
  • формочки разных форм;
  • емкости разного размера;
  • предметы-орудия – совочки, лопатки, ведерки, грабельки

1.3

Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

1.4

Непромокаемые фартуки

1.5

Некрупные игрушки для закапывания (кольца, геометрические тела разных цветов и размеров)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Соответствующая высота размещения оборудования

2.2

"Центр воды и песка" располагается рядом или вместе с "Лабораторией", а также в непосредственной близости от "Центра познавательного развития" и "Центра природы"

2.3

Оборудование расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети моли подойти к месту игры с любой стороны

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Лаборатория», или «Цент экспериментирования»

п/п

Вопросы для изучения

        Даты изучения/оценка*

________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Камни, земля, глина, снег (зимой)

1.2

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)

1.3

Стол с клеенкой

1.4

Подносы

1.5

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

1.6

Пластичные материалы, интересные для  исследования и наблюдения предметы

1.7

Формочки для изготовления цветных льдинок

1.8

Материалы для пересыпания (фасоль, горох, круп, макароны)

1.9

Трубочки для продувания, просовывания

1.10

Игрушки со светозвуковым эффектом

1.11

«Волшебный мешочек»

1.12

Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломинки и трубочки для выдувания мыльных пузырей

1.13

Маленькие зеркала

1.14

Магниты

1.15

Электрические фонарики

1.16

Бумага, фольга

1.17

Театр теней

1.18

Ведерко с дырочкой на дне

1.19

Поролоновые губки разного размера, цвета, формы

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Лаборатория» размещается подальше от игровых зон

2.2

Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателя

2.3

Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми

2.4

«Лаборатория» располагается вблизи источника света

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр природы»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Дидактическая кукла с набором одежды по временам года

1.2

Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу»

1.3

Макет-панорама леса в разные времена года: "Лес зимой", "Лес летом", "Лес весной", "Лес осенью"

1.4

Коллекция камней, ракушек, семян

1.5

Игротека экологических развивающих игр

1.6

Картины - пейзажы по временам года  

1.7

Библиотека познавательной природоведческой литературы

1.8

Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды

1.9

Комнатные растения с различными листьями и стеблями

1.10

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

1.11

Растения, характерные для разных времен года

1.12

Реалистические выполненные игрушки-животные, в том числе озвученные(мычащая корова, кукарекающий петушок и т.п.)

1.13

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис)

1.14

Календарь погоды

1.15

Календарь природы

1.16

Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочка для протирания листьев, тазики для воды, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки)

1.17

"Зеленый огород" в поддонах на окне (выращивание корма для животных)

1.18

Иллюстрации, изображающие условия, необходимые для роста и развития растений и животных

1.19

Иллюстрации с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) -кустов, деревьев, трав

1.20

Иллюстрации с изображением  частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)

1.21

Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворенного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети

1.22

Иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных

1.23

Иллюстрации с изображением трудовых действий взрослых по уходу за домашними животными

1.24

Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров

1.25

Кормушки и корм для птиц

1.26

Серии картин среднего размера "Животные и их детеныши"

1.27

Иллюстрации с изображением диких зверей (медведь, лиса, заяц) и мест их обитания

1.28

Дидактические игры природоведческой тематики

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»

2.2

Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам

2.3

Растения размещают по принципу тене - и солнцелюбия

2.4

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект

2.5

Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам

2.6

Подобраны растения, не требующие для ухода много времени и сложного оборудования

2.7

В "Центе природы" имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                            

«Центр конструирования»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Мягкие (поролоновые) крупные модули

1.2

Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор»), людей и т.д.

1.3

Схемы – образцы построек

1.4

Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д.

1.5

Крупные объемные геометрические формы

1.6

Строительный материал из коробок разной величины

1.7

Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), паровозы, самолеты, пароходы и т.д.

1.8

Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки

1.9

Конструкторы разного размера

1.10

Игрушки бытовой тематики

1.11

Машины, светофор

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала

2.2

«Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх

2.3

В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания

2.4

Крупный строительный материал располагается на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины

2.5

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали при уборке упражняться в их классификации

2.6

Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, там и на ковре

2.7

В "Центре конструирования" имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр социально-коммуникативного развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают)

1.2

Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость)

1.3

Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей к взрослым, детей друг к другу

1.4

Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой)

1.5

Фотоальбомы детей группа т отражающие жизнь группы и детского сада, фотографии воспитателей и других сотрудников детского сада

1.6

Зеркала разной величине и формы

1.7

Кукла - мальчик в рубашке и брюках, кукла - девочка в платье

1.8

Сюжетные картины, изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца, и пр.

1.9

Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

1.10

"Сундучок мастера"  для мальчиков, "Сумочка модницы" для девочек

1.11

Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности(картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие болеющих детей и животных)

1.12

Иллюстрации с изображением взрослых людей разного пола и возраста и их действий, в которых проявляется забота о других (детях, животных, растениях)

1.13

Иллюстрации с изображением детей разного пола и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым и друг к другу

1.14

Фотографии каждого ребенка и его семьи

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост

2.2

Обеспечение свободного доступа к материалам

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр физического развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия:

  • валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см);
  • коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия (180*40 см);
  • горка детская;
  • шнур длинный;
  •  мешочки с песком

1.2

Оборудование для прыжков:

  • мини-мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см);
  •  куб деревянный малый  (ребро 15-30);
  • обруч плоский, цветной (диаметр 40-50 см);
  •  палка гимнастическая, длинная (длина 150 см, сечение 3 см);
  •  шнур короткий плетеный (длина 75 см)

1.3

Оборудование для катания, бросания, ловли:

  • корзина для метания мячей;
  •  мяч резиновый (диаметр 10-15 см);
  • мяч-шар надувной (диаметр(54-65 см);
  • обруч малый (диаметр 4 см)
  • шарик пластмассовый (диаметр 4 см)

1.4

Оборудование для ползания и лазанья:

  • лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см);  
  • лабиринт игровой (трансформер),
  • ящики для влезания, складирующиеся один в другой

1.5

Оборудование для общеразвивающих упражнений:

  •  мяч массажный (диаметр 6-8 см);
  •  мяч резиновый (диаметр 20-25 см);
  • обруч плоский (диаметр 20-25 см);
  • палка гимнастическая короткая;
  •  колечко с лентой (диаметр 5 см);
  •  кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см);
  •  кольцо резиновое большое (диаметр 18 см)

1.6

Нестандартное физкультурное оборудование

1.7

Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)

1.8

Гимнастическая скамейка, бревно

1.9

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты

1.10

Сухой бассейн

1.11

Плоскостные дорожки, ребристая доска

1.12

Набивные мешочки для бросания

1.13

Дуги, кегли, воротца

1.14

Игрушки-качалки

1.15

Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого)

1.16

Мягкие легкие модули, туннели

1.17

Горизонтальная мишень

1.18

Вертикальная мишень

1.19

Санки

1.20

Наклонная доска

1.21

Трехколесный велосипед

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Имеется свободное пространства для двигательной деятельности

2.2

«Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности

2.3

Предусмотрена периодическая сменяемость пособий

2.4

Предусмотрен максимальный уровень размещения пособий

2.5

Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) располагаются на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой имеется устойчивый ящик или куб (высотой 10-15), на который можно встать и взять интересующий предмет

2.6

При выборе окраски физкультурного оборудования предпочтение отдается мягким пастельным тонам; или оно покрывается прозрачным лаком, придающим дереву небольшой оттенок

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр игры»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей

1.2

Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)

1.3

Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.)

1.4

Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.)

1.5

Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки,

бусы, ленты, броши и пр.)

1.6

Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.)

1.7

Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду)

1.8

Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.)

1.9

Игрушки-двигатели ( коляски и тележки, автомобили и пр.)

1.10

Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства

1.11

Модули-макеты игрового пространства

1.12

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.)

1.13

Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.

1.13.1

  • «Кукольный уголок»:

Комната  (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка - младенца (голыши); куклы – животные из пушистых тканей; коляски для кукол.

Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-

младенцев, одежда для кукол - мальчиков и кукол - девочек.

Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кострюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок дл уборки помещения, игрушечный пылесос  т.д.

1.13.2

  • «Прачечная»: гладильная доска, утюжки

1.13.3

  • «Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, расчески, щетки, ножницы, накидки)

1.13.4

  • «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов.

1.13.5

  • «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т.д.

1.13.6

  • «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг

1.13.7

  • «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д.(игрушечные)

1.14

Достаточное количество реальных предметов

1.15

Одежда для ряжения (для одевания на себя) - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т.д.

1.16

Стойка, плечики для одежды, можно сундучок, расписанный в народном стиле

1.17

Зеркало (в рост или в полроста ребенка)

1.18

Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов

1.19

Игрушки-забавы (клюющие курочки, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собачка, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь, медведь - дровосек, скоморохи и пр.)

1.20

Заводные игрушки

1.21

Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)

2.2

«Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

2.3

В «Центре игры» используются разные виды игрушек:

  • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, предоставляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т.п.)
  • прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать);
  • предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении

2.4

Игрушки – предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т.д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию

2.5

Игрушки-маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т.д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию

    2.6

Игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная -35-50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см)

2.7

Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой

2.8

В качестве заместителей используются элементы строительных наборов, природный материал

2.9

Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

2.10

Игрушки размещены по тематическому принципу

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр театра»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый,  ложковый, перчаточный

1.2

Игрушки-забавы

1.3

Маски, шапочки

1.4

Ширмы

1.5

Фланелеграф

1.6

Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

1.7

Декорации, театральные атрибуты

1.8

Аксессуары сказочных персонажей

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр театра» располагается рядом с «Центром игры»

2.2

Безопасность пособий и оборудований

2.3

Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе

2.4

Эстетичность и разнообразие костюмов и атрибутов

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Центр музыки»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

____________

(число, месяц)

____________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Игрушки - музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка)

1.2

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки,  шумелки, стучалки, музыкальный волчок

1.3

Игрушки с фиксированной мелодией (электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)

1.4

Неозвученные музыкальные инструменты

1.5

Альбомы с изображением музыкальных инструментов

1.6

Магнитофон

1.7

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы

1.8

Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

1.9

Игрушки и звуковые картинки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые  книжки и открытки)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы используются во время режимных моментов

2.2

Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр книги», или «Центр речевого развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Детские книги с учетом возраста детей: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов

1.2

Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения

1.3

Фланелеграф, картинки на фланелеграфе

1.4

Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей

1.5

Портреты писателей и поэтов

1.6

Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы

1.7

Сюжетные картинки разнообразной тематики

1.8

Выставки: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников

1.9

Книжки – раскраска

1.10

Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки

1.11

Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Периодическая сменяемость художественных произведений  в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников

2.2

«Центр книги» размещается около источника естественного света (окна)

2.3

Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение

2.4

«Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров

2.5

Каждая книга представлена на 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность

2.6

В «Центре» книги» размещается одна-две новые книги, остальные знакомые детям

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомедации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Центр изодеятельности», или «Центр художественно-эстетического развития»

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка*

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

___________

(число, месяц)

1

2

3

4

5

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Произведения народного искусства:  народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией  одежда, расписная посуда), альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно - прикладного искусства

1.2

Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили

1.3

Скульптура малых форм, изображающая животных

1.4

Заготовки для рисования, вырезанные по какой- либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные)

1.5

Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон

1.6

Цветные карандаши, гуашь

1.7

Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти

1.8

Цветные  мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом

1.9

Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30см), для вытирания рук во время лепки

1.10

Фартуки и нарукавники для детей

1.11

Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки

1.12

Емкости для промывания ворса кистей от краски

1.13

Рисунки - иллюстрации с изображением знакомых детям предметов, объектов природы

1.14

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров

1.15

Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования

1.16

Готовые формы для выкладывания и наклеивания

1.17

Щетинные кисти для клея, розетки для клея

1.18

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

1.19

Стена творчества (для рисования)

1.20

Стенка для детских работ со сменной экспозицией (не в раздевальной комнате, а около стены творчества)

1.21

Палочки для нанесения рисунка на глине

1.22

2-3 мольберта

1.23

Грифельная доска

1.24

Линолеумная доска

1.25

Альбомы для раскрашивания

1.26

Заостренные палочки для рисования на песке или снегу

1.27

Книжная графика (иллюстрации к детским книгам)

1.28

Живописные картины (натюрморты, анималистическая живопись)

1.29

Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кистей после промывания и приклеивания готовых форм

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр изодеятельности» располагается вблизи окна

2.2

«Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров

2.3

Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах

2.4

Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Консультация на тему: Организация и содержание развивающей предметно — пространственной среды в группах

Цель: углубить знания педагогов об организации и содержании развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Способствовать повышению эффективности педагогического пр...