ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Воинцева Наталья Витальевна

В  моем  опыте  работы  большое  значение  уделено  развитию  познавательной  сферы  дошкольников,  как  предшествующей  ступени  в  многогранном  и  разностороннем  объеме  всей  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное  учреждение

«Центр образования № 4»

Структурное  подразделение № 2

ОПЫТ   РАБОТЫ

Тема:  «Воспитание  нравственно-патриотических  чувств

у  детей  дошкольного  возраста»

                                                    Воспитатель:

                                                                                       Воинцева Наталья Витальевна

г.Ефремов – 2020 год


Главная цель педагогического опыта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к  семье, дому,  детскому саду, родному  городу  и  стране.

Задачи,  решаемые  в  опыте:

1. Разработать систему работы  по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей  и  культурой родного города  и  страны.

2.  Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.

3. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье,  дому, детскому саду, родному  городу и  стране.

4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

5. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Тема  опыта:   

«Воспитание  нравственно-патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста»

Сведения  об  авторе:

Воинцева  Наталья  Витальевна; образование высшее педагогическое; стаж работы 12 лет; квалификационная категория - первая;  должность - воспитатель.

Новизна  опыта  работы:  состоит  в  изучении  особенностей формирования   духовно-нравственных  отношений  и  чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родной  страны.

Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребёнка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и понятными. Центральным звеном социализации ребенка является гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного детского сада.

Адресная направленность:

 Данный опыт работы могут использовать воспитатели ДОУ, как дополнение к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (в образовательной области «Познание» - раздел «Формирование целостной картины мира»).

Перспективы и возможности использования:

В  моем  опыте  работы  большое  значение  уделено  развитию  познавательной  сферы  дошкольников,  как  предшествующей  ступени  в  многогранном  и  разностороннем  объеме  всей  деятельности.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за привидениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

У России богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Выделены два направления диагностики – количественное и качественное. Количественная диагностика позволяет, прежде всего, оценить знания ребенка. Ребенок может забыть, как называется то или иное явление, предмет, событие, мероприятие, дата и т. п.  Гораздо важнее, чтобы он получил первые представления о родной стране, ее символике, родном крае, родном городе и т. д., о взаимосвязях семьи, города, страны и т. п., проявлял познавательный интерес, эмоционально-положительное, бережное отношение к людям, его окружающим, к миру, к Родине малой и стране вообще.  Также  предполагаю  систематизацию,  расширение  и  более  качественный  отбор  дидактического  материала,  создание  тематического  планирования  по  всем  возрастным  группам,  внедрение  мною  предложенных  методических  рекомендаций  по  теме,  не  только  в  свою  работу,  но  и  в  педагогическую  деятельность  других  воспитателей  детского  сада.

Теоретико-практические основы опыта:

Свой опыт работы я построила на основании следующих изученных источников:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Далинина Г.Н. Дошкольнику – Об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.

5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005

6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008

8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.

9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005

10. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005

11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010

12. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006

14. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007

Технология использования разработок: 

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда. Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, позаботиться о них, облегчить их страдания.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Мы живем в многонациональном государстве и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Знание особенностей этнонациональной культуры помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди.

О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не важно, кто человек по национальности, главное – каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими, чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями. Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Воспитатель должен сам владеть «великим могучим» русским языком, свободным от иностранного «налета».

Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспитания. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности. Нужно рассказывать о позитивных событиях в истории страны, родного города, детского сада или семьи, о культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян, победах русского оружия и о многом другом.

Вместе с тем, дети смотрят телевизионные передачи, слышат разговоры взрослых, и рано или поздно у них возникают острые вопросы, касающиеся и Чечни, и терроризма, и многих других малоприятных и непонятных вещей. Ребенок вправе задать их воспитателю, родителю и получить ответ. Однако взрослому не стоит спешить с ответом, планировать обстоятельный разговор со всеми детьми группы на политическую тему. Такие вопросы требуют глубокого осмысления, эрудиции, такта, педагогической и человеческой мудрости. Отвечая, взрослый должен удовлетворять любопытство, любознательность ребенка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вызовет в дальнейшем недоверие к вам. А в педагогике, как и в медицине, главное – не навредить.

Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективной, на наш взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, на наш взгляд, любовь к стране не воспитывает. Возобновлять выпуск старых игрушек нет смысла, большинство из них нынешнему поколению детей неинтересны и непонятны. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва – столица нашей Родины». Содержание игрушки можно адаптировать к любому российскому городу. Подобные наборы были бы интересны детям, облегчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

Необходимо отметить, что герб и флаг Российской Федерации несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

Еще одним средством воспитания являются песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди изучаемых песен в детском саду есть такие, которые учат любить свою страну и родной дом. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто и когда их пел и почему эти песни пользуются народной любовью.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет двенадцать назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство – одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Основные принципы работы:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Мы стремились не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то мы предлагали (но не настаивали) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 

Актуальность опыта:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогическая технология опыта:

     Широко использую современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (DVD – фильмы, телевидение, компьютер):

• Проблемный метод – решение поставленной задачи, создание продукта деятельности;

• Практический метод – проектно–исследовательская продуктивная деятельность

• Наглядный метод – использование, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;

• Словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания;

• Игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру;

• Метод проектов – направлен на решение практической задачи;

• Методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский  поиск:

- «подумать самостоятельно»;

- «спросить у другого человека»;

- «посмотреть в книгах»;

- «посмотреть по телевизору»;

- «понаблюдать»;

- «провести эксперимент»;

- «получить информацию с помощью компьютера»;

- «связаться со - специалистом».

Основные принципы, которые легли в основу опыта, стали:

•   Принцип учёта возрастных особенностей детей;

• Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

• Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

• Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

• Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

• Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в познавательную деятельность;

• Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;

Структура опыта включает следующие направления в специально-организованной деятельности педагога в ДОУ:

Воспитатель

Работа с педагогом – психологом

Цель: наблюдения за изменениями в эмоционально-волевой сфере ребёнка, фиксирование уровня развития ребёнка

Работа с родителями

Цель: линия преемственности: детский сад – семья;

просветительская работа с родителями по вопросам проектно-исследовательской деятельности детей

Работа с детьми

Цель: стимулирование активного познавательного процесса; развитие исследовательских умений и навыков посредством включения в проектную деятельность

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем учреждении реализуются в течение трех лет.

Данная работа разбита на следующие блоки:

  1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);
  2.  «Моя малая Родина» (город, микрорайон);
  3. «Культура  и  традиции»
  4. «Широка страна моя родная».

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.

Блок «Вместе дружная семья»

Блок "Вместе дружная семья" (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Так, начиная со средней группы, родители  принимали участие в оформлении "Уголка уединения" в группе. Помимо набора игрушек для индивидуальных игр, книг и просто атмосферы, призванной помочь ребенку на некоторое время отгородиться от активной деятельности, в "уголке уединения" размещаются семейные фотографии. Они могут быть представлены в виде фотовыставки или фотоальбома. Наш опыт показывает, что наличие коллекции семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье как педагогу, так и друг другу.

Также в группе выделяется специальный уголок "Один день нашей семьи", в котором представляются фотографии одной семьи, повествующие о каком-то значимом событии (например, "Наше путешествие на море", "Мы в походе", "Экскурсия в зоопарк", "Я на даче", "Наше путешествие в Египет"). Этот вид работы не только позволяет дать детям представления об индивидуальности каждой семьи, но и решает одну из важных речевых задач – научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Работа, построенная таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.

Рассмотрим подробно, как реализуется проект "Моя семья", работа над которым начинается в старшей группе. В нем родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.


Специальные занятия и виды деятельности:

Средняя группа:

  • Занятия по ознакомлению с составом семьи
  • Оформление семейного альбома
  • Дидактическое упражнение "Построй семью"
  • Создание уголка уединения с семейными фотографиями
  • Празднование Дня рождения детского сада

Старшая группа:

  • Проекты: "Моя семья", "Семейные традиции: досуг, коллекции"
  • Фотоальбом "Один день в нашей семье"
  • Обмен информацией между родителями

Подготовительная группа: 

  • Занятие "Дружная семья"
  • Проекты: "Герб", "Семейные традиции"
  • Мини-музей истории куклы
  • Посещение городских выставок, музеев

 

Блок «Моя малая родина»

 

В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок "Моя малая родина" (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательнообразовательных программах.

Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе  собираю, анализирую и довожу до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:

  • какие-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;
  • окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;
  • основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).

Знакомство с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между тем в беседах воспитатель непременно акцентирует внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб "столицы" района, округа, области.

В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение. Воспитатель может:

  • предложить родителям во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);
  • по возможности посетить местный краеведческий музей и узнать историю города (если музея нет, то, может быть, родственники или знакомые смогут рассказать о городе чтонибудь интересное);
  • предложить обратить внимание детей на герб города, не вдаваясь в его расшифровку (если есть возможность, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1–2 фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест).

Все эти заготовки пригодятся в следующем году при организации мини-музея в группе и составлении коллективного альбома с детскими рассказами о российских городах.

 

Блок «Культура  и  традиции»

Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению, этнокультурному воспитанию, ознакомлению с народным искусством. С этой целью провела следующие занятия и развлечения: «Ярмарка дымковских игрушек», «Секреты старины», «Масленица», «Осенины», «Рождество»,  создан  мини-музей «История создания  русской  народной  куклы». Традиционно в нашем детском саду, осенью проходит выставка «Дары осени», зимой - выставка «Новогодняя игрушка», весной – «Огород на окне». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Блок «Широка страна моя родная»

 

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие "символ", а также такие термины, как "символизирует", "олицетворяет" для дошкольников весьма сложны. Сложны, на мой взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Разработанная  система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики восприятия детей 6–7 лет.

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб. В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт  работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или "живность" в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.

Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

  • первый вариант – традиционный – занятия;
  • второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

Для занятий педагог подготавливает конспекты по разработанному плану, например:

  • "История в гербах";
  • "Руки трудовые" (отражение в гербах профессий);
  • "То березка, то рябинка" (экология в гербах);
  • "На страже Родины" (военная тематика в гербах);
  • занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба;
  • викторина (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность педагогу достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и "расшифровки" российских гербов.

Второй способ более трудоемкий и требует от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут быть следующие. Информация дается детям в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и о своем путешествии в какой-то город. При этом он излагает какую-нибудь очень яркую историю и показывает герб. Если воспитатель провел детство в другом городе, он может рассказать о нем. Детям всегда очень интересны факты из личной жизни воспитателя, его воспоминания о своем детстве. Любой город станет им гораздо ближе, если это "ваш" город.

Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в "Мини-музее государственной символики". Еще раз отметим: педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в материале. Любой значок – тема для рассказа. Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

  • выразить свой неподдельный интерес к объекту;
  • призвать детей к размышлениям – как они думают, что может обозначать этот герб;
  • признаться, что для него этот герб – новинка, и пообещать дома обязательно почитать об этом городе в книгах;
  • обязательно найти информацию и донести ее до детей в ближайшее время.

Поводом к беседам могут служить выполненные вместе с родителями работы детей – мини-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель может предложить детям послушать рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в постоянном доступе, способствуют возникновению самостоятельных детских разговоров, что порой более ценно, чем беседы воспитателя. Все, связанное с друзьями, близкими людьми, запоминается лучше.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или что в этом городе очень ценится какаянибудь птица.

К таким памятным датам, как День защитника Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-героя, что может послужить началом беседы о подвигах городов в годы Великой Отечественной войны.

 

Основные этапы работы

 

Начинать работу в этом направлении следует с самых "говорящих" гербов, таких как, например, гербы Липецка или Иваново. В этих гербах изображение "буквально" и не допускает двойственного понимания. Пусть дети сами сделают свои предположения, чем знамениты эти города, почему они выбрали себе такое изображение для герба. Можно предложить детям самим попытаться найти среди гербов такие же "говорящие" и объяснить их значение.

Далее надо перейти к рассмотрению понятия "символ". Для этой цели удобно использовать герб Тамбова. Изображенные на нем пчелки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это и символ пчеловодства, бортничества, которым занимались тамбовчане в старину. Вместе с тем герб как бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчелы, и так же готовы защитить свой город, как пчелы улей. На этом этапе дети учатся аналогии, умению сравнивать качества людей с качествами животных.

Для закрепления можно поупражнять детей в подборе определений к различным животным. Затем можно дать значения символов животных, принятых в геральдике.

На этом же этапе детей знакомят с цветовой символикой, используемой в геральдике. Опять же, сначала нужно предложить детям самостоятельно объяснить, что может означать тот или иной цвет в гербе.

Следующий этап позволит детям закрепить полученные ранее на других занятиях элементарные географические и экологические знания.

Гербы городов России могут стать прекрасным подспорьем на занятиях по ознакомлению с климатическими зонами России. Можно предложить детям рассмотреть набор гербов и найти среди них те города, которые, допустим, могут находиться на Севере; показать на карте, где расположены эти города; какие характерные изображения используются в них (снежные сопки, олени, снежинки, северное сияние и т. д.); среди “северных” гербов есть и такие, где изображены волны, объяснить, о чем это говорит; показать на карте предполагаемые места этих городов; где могли бы находиться города, на чьих гербах изображены реки, горы, вулканы и т. д.

Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, сколь разнообразна, богата природа России, как обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми.

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Дж. Байрон

Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.

Самая интересная тема для детей – знакомство с историческими гербами. В геральдике их принято называть легендарными. Этот вид гербов отражает определенные исторические события, являющиеся знаковыми для некоторых русских городов. Чаще всего эти истории очень печальны, трагичны. Исторических гербов не так уж и много. Но даже среди малого количества следует отобрать самые яркие, запоминающиеся и имеющие воспитательное значение. В этом смысле показательны гербы городов Козельска и Старицы. Их изображения рассказывают о героическом прошлом этих городов и о человеческой верности. Герб города Дмитрова рассказывает о том, что даже в самых трудных ситуациях можно договориться, решить дело миром. Одна из версий герба города Торжка расскажет нам легенду о мести княгини Ольги за смерть мужа. Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России.

На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как "московский герб – Георгий Победоносец" и "двуглавый орел – символ России".

После знакомства с нелегкой, трагичной и героической историей русских городов детям легче понять символ св. Георгия как носителя всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе змия (именно змия, а не змеи).   

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.

Если на большой географической карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.

Таким образом, разработанная нами система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием "символ" и его значением, историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;
  • дать детям представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится;
  • познакомить с видами гербов, учить "читать" заложенную в них информацию;
  • через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;
  • знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;
  • дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;
  • воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Кроме вышеперечисленных основных задач работа с гербами городов России может попутно решать и дополнительные задачи. Например, по развитию речи. Это и составление описательного рассказа, и решение грамматических задач. Через некоторые задания развивается логическое мышление. Через знакомство с гербами решаются многие задачи по изо-деятельности, ручному труду. В рамках музейной педагогики можно организовать мини-музей из материала, который постепенно накапливается в процессе работы по ознакомлению детей с государственной символикой.-

Все, что приносят дети, родители, изготавливают педагоги, распределяется в музее тематически. Так, в нем может быть отражена история символики, результаты детского творчества по этой теме. Музей является интерактивным, поэтому в нем собирается материал, позволяющий детям самостоятельно познавать и закреплять изучаемую тему. Данная система работы предполагает очень интересные формы работы с родителями.

Работа на всех этапах предусматривает большое количество наглядного материала и дидактических пособий.

Качественно выполненные пособия – залог успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России можно выполнить в виде аппликации, на бумаге форматом А4. Затем поместить в файлы и собрать в альбом. Этот альбом должен быть также в свободном пользовании детей.

Работа, построенная таким образом, позволяет детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.


Заключение

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"

Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)

Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...