Доклад для воспитателей на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольника в математике» 25.11.2019г.
консультация

Бастрыгина Елена Николаевна

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

 «Художественно-эстетическое  развитие дошкольника в математике»  

25.11.2019г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

 «Художественно-эстетическое  развитие дошкольника в математике»   https://newsroom.su/wp-content/uploads/2018/11/46634711083f493fe7e33ff4b8b4735a.jpg

Подготовила и провела

воспитатель:

Бастрыгина Елена Николаевна

г.Долгопрудный

25.11.2019г.

Цель: Закрепить не только интерес к математике, но и сформировать эстетические чувства.

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Широкое использование устного народного творчества   важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие.

Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

Я использую следующие формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием:

Количество и счёт (стихи, потешки);

Занимательные задачи;

Зарядка для пальчиков;

Физкультминутки;

Доскажи словечко;

Ориентировка во времени:

Считалки;

Скороговорки.

Так же в своей работе я активно использую математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д.

Продуктивная деятельность не обходится без математики. Это:

Рисование по клеточкам

Графические диктанты

Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»

Рисование животных с помощью геометрических фигур

Лепка по заданному количеству

Аппликация «Цветы», «Новогоднее украшение из геометрических фигур» и др.

Физическое развитие.

В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Значит, не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие. Есть следующие варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;

увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике;

совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий.

Есть масса возможностей наполнения математическим содержанием занятий по физическому воспитанию. В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д. Предлагая различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. С этой целью в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процессе выполнения упражнений, предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы. Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических праздников и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки. Такие занятия-путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Можно предложить детям в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т. д. «Путешествовать» можно по сказке или нескольким сказкам. Тогда сюжет сказок наполняется различными заданиями математического характера.

В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира. На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.

Социально-коммуникативное развитие.

Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

Именно поэтому, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я активно внедряю элементы математики. Как это сделать? Я использую мультфильмы и обучающие видео для детей.

Почему именно мультфильмы?

Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.

Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.

Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей.

Мультфильмы – это информация.

Пример.  

Мультфильм «Магазин игрушек». Числа 1 и 2. Ребята просматривают мультфильм, а затем действие из него переносят на практику. Т.е. играя в «Магазин игрушек», дети учатся считать, сопоставлять число с количеством предметов.

Мультфильм «Дома». Просмотрев мультфильм, ребенок считает членов своей семьи, количество полотенец в ванной комнате, зубные щетки и т.д.

Мультфильм «В парке». Считаем ступеньки, считаем детей на прогулке, игрушки в песочнице.

         В практике детского сада достаточно широко распространены такие формы организации воспитательно – образовательной работы, как развлечения и вечера досуга. В старшем дошкольном возрасте прочное место должны занять развлечения с использованием занимательного математического материала. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей : аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

      В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.

         Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное оформление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.

        В таких развлечениях применяются различные виды занимательного математического материала: задачи – шутки, загадки, поговорки, считалки, головоломки, лабиринты и т.д..

         

          Если на первом и на втором этапах мы для подтверждения своего предположения  использовали.  в основном  игры и интегрированные  занятия, то на третьем этапе проводились развлечения  в которых был включен занимательный математический материал, который , по нашему мнению, также можно использовать   как средство эстетического воспитания. В развлечения были включены игры:

«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.

«Что изменилось?» цель - ориентировка с усложнением.

«Чем похожи, чем различаются?» цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер).

«Продолжи ряд. Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.

 «Исправь ошибку» цель - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.

Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие порядкового счёта.

 «Кто знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном направлении.

 «Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.

«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие мышления.

«Копирование и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и счёт.

«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные части суток, определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).

«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер; умение различать слова противоположного значения.

«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме).

         Вместе с детьми и их родителями нами было проведено заседание КВН.   На первом заседании мы ставили перед собой только цель заинтересовать детей и их родителей в проведении таких развлечений, поэтому всю основную работу (подготовку). взяли на себя. В содержание были включены не только уже знакомые детям игры и занимательный материал , но и много нового.

               Проводимые наблюдения, беседы, показали, что у детей изменилось отношение к математике.  Если в начале нашего эксперимента дети на занятиях по ФЭМП и в досуговой деятельности старались правильно сосчитать , определить форму, подобрать правильный размер , на третьем этапе, наблюдая за детьми , можно было заметить, что в их высказываниях стали чаще встречаться фразы :

«А будет ли это красиво смотреться?»

«Твой вариант постройки не сочетается с моим (нарушение пропорций)

«Посмотри, какая у меня получилась красивая цифра, она похожа на красивое яблочко»,  цифра – 5.

« У тебя грустное настроение ? Почему, у тебя все синее и черное?».

развитию понимания «чувства прекрасного» в  красоте объекта, предмета, явления .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы» «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы»«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Использование игр и игровых приемов с дошкольниками в различных видах деятельности»

Основой для овладения слоговым составом слов родного языка является развитие ритмических способностей. Коррекционная работа логопеда по преодолению таких нарушений состоит в развит...

Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС"

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом....

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.

В материале  обощен многолетний педагогический  опыт взаимодействия   с  родителями  воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пути формирование финансовой грамотности дошкольника»

Что мы понимаем под финансовой грамотностью для дошкольников?Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ...

Доклад к педагогическому совету "Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях в ДОУ"

Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу....

Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.

Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты.  В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово г...