Главные вкладки

    Поддержка одаренных детей
    статья

    Зонова Екатерина Георгиевна

    Поддержка одаренных детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podderzhka_razvitiya_odarennyh_detey.docx22.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зонова Е.Г.

    педагог-психолог МБДОУ детский сад 12,

    ГО красноуфимск

    Формирование системы поддержки и развития одаренности детей дошкольного возраста.

    Я слышу, и я забываю.

    Я вижу, и я помню.

    Я делаю, и я понимаю.

    Конфуций

    Одаренность – системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им незаурядных, выдающихся результатов в ценных для общества видах деятельности.

    Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Общая одаренность детей – единая и целостная характеристика ребенка, связанная с его высоким творческим потенциалом, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.

    Эти идеи обобщены в современной «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.). Важнейшими положениями концепции является трактовка одаренности как интегрального феномена, соотносимого с личностью в целом.

    Развитие одаренности заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве психологической основы развития личности.

    Важным является этический аспект выявления одаренности у детей, учет возрастных закономерностей в признаках одаренности, понимание потенциального характера детской одаренности как общей предпосылки творческого развития человека, выявление зависимости ее проявления и развития от социального окружения и условий, созданных в образовательных учреждениях.

    Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий.  

    Для актуализации одаренности детей дошкольного возраста в МБДОУ детский сад 12 создана среда, отвечающая следующим требованиям.

    • Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).

    Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

    • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
    • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
    •  Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
    • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

    На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды, можно предложить следующие рекомендации для участников образовательных отношений МБДОУ детского сада 12 по развитию одаренности детей дошкольного возраста:

    1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

    2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

    3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

    4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

    5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

    6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

    7)обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

    8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

    9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

    10) субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания;

    11) признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (педагогами и родителями), а также признание социальной значимости творческих достижений детей (участие в конкурсах, олимпиадах).

    12) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

    Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовлетворение. 

    Формирование умения видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность,  интуиция… - спрос на эти качества очень высок в настоящем и, несомненно, будет возрастать в будущем.

    Все лучшее, что делается нами

    Весенней созидательной порой,

    Творится не тяжелыми трудами,

    А легкою искрящейся игрой.

    И. Губерман


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...

    проект «Поддержка способных и одаренных детей»

    Создание условий для выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения...

    Руководство секцией музыкальных руководителей ДОУ в составе ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей»

    Педагогический музыкальный опыт в широком смысле - это такое мастерство музыкальных руководителей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании дошкольников, в развитии конкретног...

    протокол №3 РМЦ "Выявление и поддержка одаренных детей"

    Использование интегративного подхода в процессе художественно-эстетического развития младших дошкольников...

    Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"

    Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....

    Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях

    Методический материал  для руководителей и старших воспитателей: «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях»...