Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
презентация на тему

Семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovila.pptx733.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Кабакова Юлия Станиславовна, воспитатель МБДОУ «ДС КВ «Сказка» пгт. Уренгой, январь 2015 г. Семинар на тему: «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»

Слайд 2

В современных условиях в списке главных целей образования одним из первых стоит вопрос формирования творческого человека, способного решать профессиональные и личные проблемы, и не боящегося брать ответственность на себя.

Слайд 3

Тест «Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников». Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, а знаком “-” те, что не нравятся . 1 . Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный . 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный . 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий. 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении . 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу .

Слайд 4

Ключ теста: Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Слайд 5

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются: Воспитатели ( творческая и техническая одаренность ); Педагог – психолог ( интеллектуальная одаренность ); Руководитель студии изодеятельности ( художественная одаренность ); Музыкальный руководитель ( музыкальная и артистическая одаренность ); Инструктор по физкультуре ( спортивная одаренность ); Учитель- логопед ( литературная одаренность) ; Родители.

Слайд 6

Игра "Кто больше?" Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете?

Слайд 7

Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.

Слайд 8

Повышение компетентности родителей в вопросах развития природных задатков детей включает в себя: Системное просвещение родителей по вопросам развития и поддержки одарённых детей (в том числе через средства массовой информации, сеть Интернет); Организация конкурсных и интеллектуальных мероприятий с привлечением родительской общественности; Поддержка и поощрение родителей одарённых детей.

Слайд 9

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов: Формирование банка информационно-методических материалов (диагностика, методики, тренинги, анкеты и т.п.) Проведение психолого-педагогического исследования общих способностей одаренных детей. Обработка и анализ результатов. Обеспечение преемственности между ДОУ и начальным образованием (передача банка данных одаренных детей, портфолио, диагностических карт и пр.) Контроль за обеспечением преемственности между дошкольным и начальным образованием. Разработка в отношении каждого одарённого ребёнка индивидуального маршрута по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах. Контроль за реализацией индивидуальных маршрутов по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.

Слайд 10

качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми: Понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе; Обладает выдающейся эго-силой; Чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других и доверяет им; Умственное развитие выше среднего; В интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности; Инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения; Имеет развитое воображение, гибкость, открытость к новым идеям; Обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству; Отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний; Высокие потребности в достижении целей; Интуитивен, хорошо развито восприятие; Стремится к совершенствованию; Энтузиаст; Обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия.

Слайд 11

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ: Психологию одарённости; Нормативную базу по проблеме; Инновационные технологии; Методы выявления детской одарённости; Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости; Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости; Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы; Программы (комплексные и специализированные); Современную научно-методическую литературу по проблеме; Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей; Возрастные особенности проявления признаков одарённости; Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка; Интересы ребёнка; Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат; Возможности для развития ребёнка в условиях семьи; Эффективные формы и методы работы с родителями.

Слайд 12

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ: Создавать развивающую среду. Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе. Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики. Применять инновационные технологии и методики. Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми Проявлять свои личностные творческие способности. Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности. Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию) Организовывать работу с родителями. Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости. Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка. Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком. Осуществлять диагностико -аналитический подход к планированию и организации работы с детьми. Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком. Разработать учебную программу кружковой работы. Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов. Организовывать оптимальные формы работы с детьми. Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

Слайд 13

Подберите критерии одаренности из предложенных: 1 команда - Ребенок имеет музыкальный талант, если он: 2 команда - Ребенок имеет артистический талант, если он: с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения; любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые; сочиняет свои собственные мелодии; пластичен, открыт всему новому; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте. любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Слайд 14

Правильный ответ Ребенок имеет музыкальный талант, если он: любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Слайд 15

Ребенок имеет артистический талант, если он: стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые; с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен, открыт всему новому; любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Слайд 16

В нашем детском саду интересы детей удовлетворяются посещением кружков: "Светлячок" – кружок художественно-эстетического развития; «Юный дизайнер»–кружок конструирования; «Радуга» - спортивно-танцевальный кружок; «Березка» - кружок нравственно-патриотического воспитания; «Стрекоза» - танцевально-хореографический кружок; «Творец» - кружок моделирования и ручного труда для мальчиков; «Белая ладья» - интеллектуально-творческое развитие; «Росточек» - эколого- валеологический кружок.

Слайд 17

аллея звезд "Мы зажигаем звёзды

Слайд 18

Условия, которые должны быть созданы в ДОУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников: Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей. Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий). Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОО. Система стимулирования педагогической деятельности. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта. Взаимодействие с семьями воспитанников. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми. Система индивидуальной работы с дошкольником. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности. Право выбора вида деятельности для ребёнка. Передовой педагогический опыт по проблеме. Раннее выявление детских способностей и их развитие. Наличие личностно-ориентированной воспитательно -образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

Слайд 19

Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей Создание кружков по интересам, в том числе с привлечением педагогов с детского дома творчества на базе ДОУ; Разработка программы по работе с одарёнными детьми и психолого – педагогического сопровождения детей и педагогов, работающих с ними; Подготовка одарённых детей к районным конкурсам, выставкам, фестивалям, спартакиадам для детей дошкольного возраста; Подготовка и участие одарённых детей в конкурсах всероссийского и международного уровня; Активация участия воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, с речевыми нарушениями, в интеллектуальных и творческих конкурсах; Создание проекта детского портфолио «Успеха».

Слайд 20

Благодарю, вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...

Руководство секцией музыкальных руководителей ДОУ в составе ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей»

Педагогический музыкальный опыт в широком смысле - это такое мастерство музыкальных руководителей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании дошкольников, в развитии конкретног...

протокол №3 РМЦ "Выявление и поддержка одаренных детей"

Использование интегративного подхода в процессе художественно-эстетического развития младших дошкольников...

Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"

Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....

Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"

Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"...

Оказание психологической поддержки одаренным детям в условиях ДОУ 2020-2001уч.г.

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении мног...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «МАПА.РУС» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «МАПА.РУС» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Прудникова Н. А., воспитатели МБДОУ «Детский сад №41»   В соотв...