Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей
методическая разработка

Беляева Ольга Владимировна

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников , является средством развития у них творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx470.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников , является средством развития у них творческих способностей.

-развитие фантазии; умения передавать свои чувства, настроения; умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, навыков сочинения простейших мелодий, попевок, интонаций в определенном ритме;

-навыки вокально-хорового и инструментального музицирования;

-умения воплощать в словесных, живописных, пластических импровизациях собственные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении.

Первый блок музыкальных игр связан с развитием движения, повышением двигательной активности детей. Активные естественные физические движения и упражнения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Так же движение является составной частью элементарной музыки. Это естественная спонтанная реакция ребёнка на музыку, которая закрепляет взаимосвязь музыки и движения в ощущениях. В этих упражнениях, как и в остальных, интегрируются все стороны педагогического процесса. Одновременно происходит развитие чувства ритма, развитие активности, воображения. Каждому участнику предоставляется возможность быть автором своей модели исполнения.

Следующий блок музыкальных игр направлен на развитие чувства ритма. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через своё тело и «сыграть» их в ритме нашего дыхания . Не все дети смогут легко справляются с заданием, потому что никогда не задумывались, что наше тело - это тоже инструмент, только человеческого рода. А звуки человеческого тела - это элементарные инструменты. Постепенно появятся варианты звучащих жестов: притопы, хлопки, шлепки по коленям, бёдрам, плечам, груди, щелчки, удары кулачками, косточками пальцев, «шелест» ладошек, «треск» ногтей (тремоло) и т.д. Точно также рождаются звуки окружающих предметов комнаты: стол, стул, стена, батарея, шторы, зеркало, пол, ковёр, стеклянная дверь, деревянная дверь, окно, искусственные цветы, доска, шкаф и т.д. Дети испытывают восторг от своих открытий, слышат и различают различные звуки, ритмы, осознавая, что музыка - это тоже часть природы, а звучать могут не только музыкальные инструменты.

Ритмические упражнения являются основой на каждом занятии и позволяют развивать познавательную активность дошкольников, творческую самостоятельность. Задание найти и разбудить в себе ритм, данный природой, увлекает детей и активизирует к действиям. Каждое упражнение помогает ощутить в себе ритм и делать это ощущение естественным проявлением. Идея этих упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшей музыкально-игровой деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении каких-либо произведений. Часто приходится наблюдать, как дети не ритмично играют, ускоряют темп произведения. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги, хлопки, прыжки.

Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем переносим эту игру на клавиши, пластинки и т.д.

Музыкальные игры на развитие речевых интонаций с элементами дыхательных упражнений являются способом подготовки голоса к пению, обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Наблюдая за отношением детей к словам и отдельным звукам речи, за осознанием ими эмоциональной характерностью речевого интонирования, пришли к выводу о необходимости различных форм работы, направленных на осознание жизни слов. На это направлены музыкальные игры, связанные со звукоподражательностью.

«Проговаривая» ритмические последовательности на «птичьем», «рыбьем» и других «языках», дети наполняют их особым эмоционально-двигательным содержанием. Голос лишь составная часть целого и весь «оркестр» человеческого рода зазвучит лишь при синкретической деятельности. Следовательно, все речевые упражнения связаны с движением пальцев, рук, всего тела, можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений.

Музыкальные игры «Крещендо в листьях клена», «Фотография», «Тень-тень» -  это творческие задания на развитие воображения, включающие в себя несколько методов и приемов исполнения: пение, театрализация, пластическое интонирование, ритмопластика, перевоплощение.

Моделирование является формой взаимодействия различных видов художественного творчества. Особенностью является включение в творческие виды деятельности путём интерпретации музыкальных произведений собственных речевых, звучащих и двигательных импровизаций. Поэтому представленные игры на моделирование элементов музыкального языка позволяют показать и дать почувствовать ребёнку особенности выразительных средств и их отношений.

Для организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка в творческой среде с применением системы творческих заданий универсальным средством является работа, построенная по тематическому сценарию, итогом которой выступает творческий групповой проект. В групповых проектах каждый ребёнок участвует в том виде деятельности, который ему ближе, в котором он чувствует себя более комфортно. Каждый ребёнок имеет право в процессе творческого моделирования попробовать свои силы во всех видах деятельности. Очень важен момент, когда музыкант и танцор меняются местами, то есть ребёнок, играющий на музыкальном инструменте, к примеру, начинает танцевать, а танцующий ребёнок встаёт к инструменту и играет.

Коллективная работа участников процесса развивает у них способность к самовыражению при помощи жеста, слова, движения, способствует формированию эстетическо-нравственных качеств. Каждый участник творческого процесса осознаёт важность и ответственность своей роли в коллективном творческом деле, что благотворно влияет на выработку социально-эстетических качеств личности, формируя навыки коммуникативной культуры. В процессе поиска моделей и вариантов исполнения выбранной программы, у участников формируется умение принимать решение на основе спонтанных, многовариативных идей, не игнорируя при этом индивидуальность. каждого участника творческого процесса. Итогом творческого группового проекта является демонстрация умений и достижений каждого участника.

Ценность музыкально-игровой деятельности заключается в том, что каждый участник творческого процесса предстаёт одновременно в качестве творца и исполнителя, и сам творческий процесс при этом воздействует в определенном направлении на участников. А дыхательная гимнастика и элементы дыхательных упражнений способствуют развитию дыхательной мускулатуры, насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Игры - творческие задания выстроены в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному», содержат возможность своеобразных забегов вперед и возвращений назад, повторения на новом уровне и ином материале.

Предлагаемые задания занимают в среднем от трёх до семи минут и могут проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе индивидуальной, подгрупповой работы, а также на праздниках и развлечениях.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ

 «Делай как я»

Цель: Развитие координации движений, умения передавать настроение музыки с помощью предметов, повышение двигательной активности.

Задание 1: Дети ходят по комнате, педагог говорит: «Делай, как я» и показывает своё «любимое» движение, дети повторяют. Игра продолжается, кто-нибудь из детей выкрикивает: «Делай, как я!» и показывает своё «любимое» движение, дети повторяют. Игра повторяется.

Очень часто это движение не отвечает никаким требованиям, просто движение руки, ноги, головы, туловища. Эти элементарные движения являются основой для двигательных моделей и творческого проявления ребёнка.

Задание 2: Дети берут в руки различные предметы: газовые платки, ленты, веера, цветы, шары, листочки, веточки и т.д. Каждый придумывает свой танец с предметом и двигается под музыку. На первую часть музыкального сопровождения один участник хореографической импровизации предлагает свой вариант движений, все стараются передать движения ведущего-солиста.

Танцевальная импровизация продолжается, на вторую часть музыкального сопровождения роль ведущего-солиста исполняет следующий участник.

Исполнение может вызывать трудность и выражается в скованности движений, в таком случае педагог уточняет, что нужно передать настроение музыки предметом, с которым танцуешь. Дети постепенно освободятся от контроля своих действий. Мысль, что танцуешь не ты, а платок и нужно только подражать танцу платка приводит к другим результатам.

                                                     «Здравствуйте»

Цель: Развитие умения двигаться в такт музыки и совершенствование коммуникативных навыков детей; развития внимания и воображения.

Задание 1: Дети свободно ходят по залу. На звуковой сигнал (удар по тарелке, хлопок, выкрик «Ой!» и т.д.) подходят друг к другу и здороваются.

Варианты: за руку, за ногу, за нос, за уши, плечами, коленями, спинами, локтями, животами, пятками. Можно использовать танец-игру «Здравствуйте ручки, привет, привет...» под фонограмму.

Задание 2: Под музыку дети свободно ходят по залу. На окончание музыкальной части, дети подходят друг к другу и здороваются.

Варианты: как важные начальники, как балерины, как клоуны, как солдаты, как старички, как гномики, как великаны и т.д.zgU-J69Akx8

«Паровозик»

Цель: развитие у детей чувства ритма; зрительного и слухового внимания; воображения; активности; импровизации, дыхательной мускулатуры.

Задание 1: Дети строятся друг за другом. Ведущий-локомотив показывает движение, как будет двигаться паровоз, все повторяют. На звуковой сигнал (свисток, удар по тарелке) происходит смена ведущего- локомотива. Первый ведущий убегает в конец состава, второй ведущий показывает новое движение паровоза, все повторяют.

Варианты: простым шагом, бегом, поскоками, приставным шагом, задом наперёд, «прихрамывая», мелкими шагами, гигантскими шагами и т.д.

Задание 2: Движение начинает один ведущий-локомотив. Он двигается в определённом ритме к депо, где находятся остальные вагончики. Локомотив подцепляет один вагончик, который становится впереди. Новый ведущий-локомотив придумывает свой ритм, в котором поедет он и один вагончик. Игра продолжается, теперь едут в новом ритме локомотив и два вагончика и т.д. в арифметической очерёдности.

В этом упражнении, как и в остальных, интегрируются все стороны педагогического процесса. Одновременно происходит развитие чувства ритма, развитие активности, воображения. Каждому участнику предоставляется возможность быть автором своей модели исполнения.

0p3sxFYb2ko

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

«Ритмическое эхо»

Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

1 вариант:

2 вариант:

Задание 1: Прохлопать ритмы, используя прием «Эхо» педагог-дети.

Задание 2: Воспроизвести ритм звучащими жестами: четверть-топ, восьмые - хлоп. Сложность второго задания заключается в умении координировать движения рук и ног.

Задание 3: Разложить ритмы на звучащие жесты, передавая три различные длительности и соответствующие «звуки тела»: топ, хлоп, шлеп .

Это задание требует еще большего умения координировать движения тела.

1)

Шлеп  _____________________________________________________

Хлоп        _______________________________________________________        Топ________________________________________________________        

2)

Шлеп_______________________________________________________

Хлоп_______________________________________________________

Топ________________________________________________________

После того, как дети освоили задание, усложняем задачу.

Задание 3: Придумать свой вариант партитуры звучащих жестов. В этом задании дети проявляют фантазию по изобретению звучащих жестов и придумыванию своего ритмического рисунка.

TNWKuTENTy0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования.

Практические  рекомендации с  подробным, иллюстративным содержанием  по использованию аппликации из  ткани в работе с детьми дошкольного возраста....

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Рекомендация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Для организации детского театра используются разнообразные куклы, маски и декорации. При помощи театра формируются различные умения и навыки, которые стимулируют детское творчество. Так же с ребенком ...

Методические рекомендации «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение информированности педагогов о возможностях использования инновационного, уникального по своим свойствам материала- кинетического песка....

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников...

Методическая разработка «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.Внедрение инновационных технологий в обр...