Предметная деятельность в раннем возрасте
консультация (младшая группа)

Дёрова Людмила Анатольевна

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Предметная деятельность в раннем возрасте »

Подготовила:

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №13 «Малышок»

г. Верхняя Салда, Свердловская область

Дёрова Л.А.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.



Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи детей раннего возраста

средствами фольклора "Пестушки-говорушки"

Химони Н.В., воспитатель,

Дёрова Л.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сада  № 13 «Малышок»

Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка. 

Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. 
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Работая  с детьми раннего возраста, мы заметили, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают нам легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития детей.

Роль  семьи в речевом развитии малышей очень велика, мы активно привлекаем родителей к решению выявленных проблем. Проводим  анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект.
«Пестушки-говорушки».


Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (один год).
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта: создание  оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора.
4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”.
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».
4. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
5. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
6. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
7. Презентация проекта.
8. Перспективное планирование по данной теме.

Этапы реализации проекта: вводный.
Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта. 
Содержание: 
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы. 3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках. 
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребенка» и др. 
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
Основной.
Цели:
 реализация проекта согласно плану. 
Содержание:
 
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок. 
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок. 
6. Участие детей в развлечении на эту тему.
Заключительный.
Цели: подведение результатов проекта.
Содержание: 
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.

Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и 
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду 
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чикчикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для  киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

Совместная деятельность с родителями

1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
4. Организация выставки “Мамины помощники”. 
5. Изготовление книжек – самоделок “Пестушки-говорушки”

Взаимодействие с педагогами ДОУ
1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
2. Сбор методической литературы.
3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Предметная деятельность в раннем возрасте

Учебный материал для студентов об особенностях предметной деятельности в раннем возрасте....

Консультация для родителей "Предметная деятельность в раннем возрасте"

Консультация для родителей "Предметная деятельность в раннем возрасте"...

Предметная деятельность детей раннего возраста

В период раннего детства  малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т.п., что так необходимо в различных вид...