Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе предметной деятельности детей раннего возраста
консультация на тему

Морозова Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе предметной деятельности детей раннего возраста

Составитель: Морозова Т.В., воспитатель

 

        Раннее детство - особый период в жизни человека. Вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём.

        Для полноценного развития маленьких детей  необходимы особые формы обучения, определённые педагогические воздействия.

        Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребёнка до 3 лет является предметно - игровая деятельность.

        Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры, в которых усвоение какого - либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

        Особенность образовательной деятельности в том, что она даёт возможность объединить несколько направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изодеятельность, конструирование. Включаются потешки, стихи, небольшие рассказы, развивающие и пальчиковые игры; игры с сюжетными картинками, игры - занятия с предметами (с куклой: умываем, моем, стираем и гладим бельё и т.д. игры с водой: ловим сочком рыбу), опыты (тонет, не тонет, холодный, тёплый, горячий и т.д.)

        Рассматриваются предметы, из чего сделаны, качество предметов, проводится работа с тактильными дощечками, показ сказок и мн.др.

Образовательная деятельность проходит в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности речевой или поведенческой деят. (движения, действия и т.п.)

        Дети данного возраста узнавать предметы и действовать с ними учатся быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов - названий, а в жестах или движениях: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются элементарные знания об окружающем.

        Успешное выполнение программы требует повторности образовательной деятельности. Повторность осуществляется в разных вариантах.

        - Повторение без всяких изменений

        - Повторение с привлечением нового материала дополнительно к уже известному. Например, в д/игре. Чудесный мешочек, для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом маленькие матрёшки или собачки.

Нецелесообразно решать одновременно несколько д/задач, т.к. в раннем возрасте дети способны сосредоточиться  только на чём-нибудь одном.         Поэтому после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а в дальнейшем к цвету.

        Итак, при осуществлении образовательного процесса обязательно соблюдается повторность.

        Признавая значимость и целесообразность повторности, важно определить, сколько раз надо повторить материал, чтобы получить желаемые результаты, не вызвав у детей скуку.

С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа.

В раннем возрасте дети ещё в очень незначительной степени способны к  произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут ещё заставить себя делать то, что не вызывает интереса.

        Во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации предметной деятельности необходимо помнить о культуре, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если всё, что им показывают, привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, не        сломанные, кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные.

        Рассматривание их доставляет ребёнку радость, и он с большой эмоциональностью реагирует на полученные впечатления. Большое значение имеют также приветливые, весёлые интонации в обращенной к детям речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении.

        Малыша увлекают поиски способов действий для достижения положительного результата (надеть колечки на стержень)

В течение второго года жизни у детей наблюдается стремление добиваться видимых результатов выполняемого действия.

        Одной из особенностью при построении образовательной деятельности с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающим их предметами путём наглядно - чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.

        Учитывая эту возрастную особенность воспитатель широко использует приёмы наглядности: показывает предмет, даёт возможность потрогать его.

Восприятие ребёнком предметов и действий становится более точным, конкретным, т.к. своим словом.

        В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путём наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.

        Учитывая эту возможную особенность, воспитатель широко  использует приёмы наглядности: показывает предмет, даёт возможность потрогать его;

        Восприятие ребёнком предметов и действий   становится более точным, конкретным, т.к. своим словом воспитатель направляет его внимание на те свойства и качества предмета или явления жизни, которые  он считает нужным показать.

        У ребёнка образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словом .

По мере того как ребёнок овладевает речью, он не только узнаёт, различает предметы, но и называет их, чему способствует и самостоятельный опыт действий с предметами.

        В данном возрасте большое внимание направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами. Важно сочетать наглядные приёмы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путём, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями.

        Ребёнок, всегда заинтересовавшую его вещь, стремится взять её в руки, пытается что-то с нею делать-подвигать, попробовать на вкус. Для ребёнка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром.

        При организации образовательной деятельности педагог использует потребность детей действовать с предметами в то же время управляет их активностью в соответствии с поставленной задачей.

        Итак, следует помнить, что любые объяснения взрослого-разговор о различной величине предметов, призывы сравнить предметы и выбрать большой или напоминание что нужно вкладывать в большой неэффективны и бесполезны для малышей.

        Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими руками, ребёнок может почувствовать величину разных предметов и понять их соотношение.

        Нужно заинтересовать ребёнка предметами, показать возможные действия с ними и научить правильным способам.

        Любые игры с предметами решают определённую задачу, направленную на совершенствование количественных, временных, пространственных  представлений детей.

        Поэтому использование системы игр позволяет более полно и комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития дошкольников.              

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Перспективный план по формированию предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

Выписка из перспективного плана по формированию предметной деятельности детей первой младшей группы...

Предметная деятельность детей раннего возраста

В период раннего детства  малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т.п., что так необходимо в различных вид...

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...