Мастер-класс для педагогов « Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».
методическая разработка

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Мастер-класс для педагогов

« Квест - технологии   в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

ЗАДАЧИ:

1. Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.

СОДЕРЖАНИЕ:

IКвест. Аннотация.

II. Типология и структура

III. Этапы проектирования.

IV. Алгоритм создания квеста

V. Итоги проведения квеста

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные

  инновационные технологии. Обращение воспитателей  к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс по реализации задач и содержания образовательных областей ФГОС ДО. Интерес  к игровым видам образовательных технологий связан с признанием  педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении  задач   разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.

 Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством

   познания мира, своих возможностей, самовыражения   и   саморазвития.

Для  педагога-  взрослого содержательная, отвечающая интересам детей,

правильно организованная  игра  -  эффективное педагогическое средство, позволяющее

 комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.   Поэтому игры   связаны со всеми видами деятельности  ребенка и   выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и  спорта

 

 . Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространствоКвест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре -  организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели  квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

- Игровая

- Коммуникативная

- Познавательно-исследовательская

- Двигательная

- Изобразительная

- Музыкальная

- Восприятие художественной литературы и фольклора.

Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации).

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

На сегодняшний день, различается несколько видов квестов:

 * линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

* штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

 * кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными)

   Для того, чтобы разработать сценарий квест – игры нужно определить цели и задачи для участников (дети, родители), определить пространство, где будет проходить игра.

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Задачи и мотивация:

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

- первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

- задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

- задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.

Для достижения поставленной цели нужна мотивация. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками, т.к. это является одной из главных задач, которая прописана в РФ «Закон об образовании» и ФГОС ДО.

Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?

Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада.

И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

План подготовки игры:

- Разработать сценарий

- Создать антураж для каждой зоны проведения действий

- Подготовить музыкальное сопровождение

- Разработать презентацию для вступительной части

- Оформить наглядные материалы («карты»)

- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Алгоритм создания игры:

 

*определить,   для какой целевой аудитории будет предназначена игра;

 

*сформулировать   цель игры;

 

* определить, ради чего   планируется   ее провести и чего достичь в результате;

.

*продумать   инструкцию к игре;

 

*мысленно проиграть     всю игру и прописать   методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы);

 

Особое    внимание стоит обратить  на последний этап. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде,  учится проводить самоанализ   своих возможностей качеств, умений и навыков,  понимая, что ему не хватило   до достижения оптимального результата .Нужно ориентироваться   на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

 информационная - приобретение детьми новых   знаний;  мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению  информационного поля; оценочная -

 соотнесение новой информации и   уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы:

«Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было

трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технлогия,  включает у ребёнка соревновательные механизмы,   создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения  заданий и достижения цели. .

 

 Вывод: квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Буклет "Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"  знакомит с новой игровой  технологией для дошкольных образовательных учр...

Мастер - класс для педагогов .Квест технология и её применение в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4» МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри ...

«Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

буклет на тему «Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»...

Мастер-класс для воспитателей «Применение квест-технологии в образовательном процессе»

Что же такое квест – технология? Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных в...