Проект "Масленица".
проект (подготовительная группа)

Елена Николаевна Тер-Азарьян

Формировать представления о народных традициях у детейдошкольного возвраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._maslenitsa.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №24 « Планета детства» г. Красногорск

                                          Проект: «Масленица»

                                                           

                                                          Руководитель: Тер-Азарьян Е.Н.

Проект: «Масленица»

Продолжительность проекта: красткосрочный.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Сроки проведения: 04.03.2019 по 07.03.2019 года.

Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

 

Цель:

 - Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

 - Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

  - Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края. 

Задачи: 

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты по проекту:

 - Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

 - Получение представлений о народных играх, обрядах;

 - Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

 -  Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

                   План реализации проекта

МЕРОПРИЯТИЯ

УЧАСТНИКИ

СРОКИ

Подготовительный этап

1

- Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

- Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

-Привлечь родителей к участию в проекте.

Родители, воспитатели.

С 04.03.19г.

По 07.03.19г.

Практический этап

  2.

- формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

- Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

-Разучивание хороводных игр.

Дети, воспитатели.

С 04.03.19г.

По 07.03.2019г.

Заключительный этап

3.

- Умение детей рассказать о празднике «Масленица», обобщение знаний детей о Масленице.

-Организовать для родителей выставку детских работ.

-Организовать фотовыставку «Блины вместе с мамой».

- Изготовление куклы «Масленицы».

- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.

Дети, воспитатели.

Родители

С 04.03.19г.

По 07.03.2019г..

           

                 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

План работы для воспитателя:

- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- информирование родителей о предстоящем мероприятии;

- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Блины вместе с мамой»;

Формы организации:

- Беседа, общение.

- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

- Моделирование.

- Экскурсия.

- Слушание и разучивание фольклорных произведений.

- Развлечение.

- Просмотр репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.

- Интегрированная НОД.

- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

- Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».

– Заучивание стихов «Радость в каждый дом».

– Рисование «Расписная тарелка для блинов».

 - Лепка «Блины с икрой и сметаной»

 - Аппликация «Блины на тарелочке»

– Заучивание заклички на блины:

   «Уходи мороз косматый,

     Слышишь, старый, или нет.

    А над садом, а над домом

    Голубой весенний свет».

- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен».

- Игра-забава «Валенок», « Пирог».

- Разучивание русской народной песни «Блины»; « Веснянка».

– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

– Консультация для родителей: «Масленица широкая».

– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском парке в воскресение.

День недели

Понедельник 04.03.19 «Скоро Масленица

Содержание работы: Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Работа с детьми

Беседа «Что за праздник Масленица?»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне; Игра-забава «Пирог».

Рисование

«Расписная тарелка для блинов».

Работа с родителями

Оформление материалов:

«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)

Вторник 05.03.19 «Масленица – это весело!»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Разучивание народной песни: «Блины».

Лепка  « Блины с икрой и сметаной».

Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда 06.03.19 «Милости просим!»

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

- экскурсия в мини-музей «Русская изба»

- разучивание подвижных игр:

«Валенки»

- разучивание хороводных игр

- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»

Аппликация

«Блины на тарелочке»

Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.

Четверг 07.03.19 «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

«Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

- итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла»

- чаепитие с блинами

Приложение 2.

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).

Взойди поскорей,

Освети, обогрей (Руки развести перед собой).

Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).

Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра-забава «Валенок»

Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

Игра «Пирог»

Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.

Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.

Экий он широконький, Руки в стороны.

Экий он мягонький. Руками гладят живот.

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.

Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.

Подвижная игра «Веселый бубен»

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцуем нам!

Подвижная игра «Солнышко». 

По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Соберёмся все в кружок,

Все потопаем, все потопаем.

Будем весело играть,

Будем ручки согревать,

Все похлопаем, все похлопаем.

Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По коленочкам, по коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей,

Все попрыгаем, все попрыгаем.

Песня «Веснянка»

Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли,

И соловушки малы.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

Пословицы, поговорки:

-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!

Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,

И Весну - Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,

Едим масло и блины,

И весну мы ожидаем,

Это — праздник старины.

Ответ: Масленица.

С сыром, маслом и сметаной,

Дырчаты и румяны,

Ароматны и вкусны,

Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный,

Сытный, желанный, Бабушка с утра печёт, Угощается народ.

Ответ: Блин