"ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ"
учебно-методический материал (старшая группа)

Султанова (Курипка) Светлана Александровна

Актуальность  темы  исследования заключается в том, что  мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ        5

1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости  воспитания   трудолюбия  у детей дошкольного возраста        5

1.2 Ознакомление  детей  с  трудом   взрослых        9

1.3  Цели, задачи и методы формирования  представлений  о профессиях у  детей  старшего  дошкольного  возраста        12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы  исследования заключается в том, что  мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и  дошкольный  период. Большое влияние на  детей  оказывает эмоциональное отношение  взрослого  к  труду . Знакомство  детей  с  трудом   взрослых  это не только средство  формирования  системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру  взрослых, приобретение  детьми  опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа  взрослых  с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой  деятельности   взрослых . Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.  Дошкольный   возраст  наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

На сегодняшний день проблема  формирования   представлений  дошкольников о людях разных  профессий  практически не разработана в педагогике. Не смотря на это, всем ясна важнейшая роль  представлений   у   детей  о людях разных  профессий . Изучение истории проблемы показывает, что речь идет о равновесии между свободным развитием  ребенка, как подрастающего человека деятельности и педагогическим руководством этим развитием, где педагог выступает как проектировщик возможного жизненного пути  ребенка, позволяет ему попробовать свои силы в различных направлениях деятельности, ориентирует его в собственных способностях.

 Формирование   представлений  о людях разных  профессий   у   детей   дошкольного   возраста , как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. Главную гипотезу данных исследований они определяли в том, что если  ребенка   дошкольного   возраста  ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного  формирования  образа мира  профессий  в сознании  ребенка .

Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.

Основной целью работы является исследование формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых в игровой деятельности.

Объект исследования: формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых из чего они складываются.

Предмет исследования: формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых в процессе игры.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых можно сформировать средствами игры.

Задачи исследования:

1.     Определить возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

2.     Проанализировать  методы и приемы развития игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3.     Определить критерии, показатели и средства диагностики  готовности младших дошкольников к  изучению ценностного отношения к труду взрослых средствами игры.

4.     Выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших дошкольников к труду в процессе игры.

          Методы исследования:

·        анализ психолого-педагогической литературы;

·        анализ педагогического опыта;

·        педагогическое наблюдение;  

·        игра.

Экспериментальная база исследования: младшая группа МДОУ № 5 г. Нижневартовска.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, глав основной части работы, заключения, списка источников использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ

1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости  воспитания   трудолюбия  у детей дошкольного возраста

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.[25,с.89]

При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

Главная задача трудового  воспитания   дошкольников  - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей  трудолюбие , необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. [1,с.114]

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей старшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности[16,с.147]

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т.д. [24,с.71]

Таким образом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Все задачи осуществляются взаимосвязано. Главная задача трудового  воспитания   дошкольников  - формирование правильного отношения к труду. Мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, имеют важное значение.

1.2 Ознакомление  детей  с  трудом   взрослых

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой  деятельности  людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения  труда  в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой  деятельности  людей, отношения к  труду , результатам  труда  уже в  дошкольном   возрасте. [20,с.119]

"Знания  о   труде, отношениях к нему  взрослых, мотивах, направленности  труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки  детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному  труду,  труду   взрослых , предметам, созданным людьми. Отсюда знания  о   труде   взрослых  должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", - пишет В.И.Логинова. [14,с.106]

Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания  детей   о   труде  как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:

"Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие  формирования  ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний  о   труде  зависит и интерес к труду, и развитие познавательной  деятельности , и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

При отсутствии продуманного руководства развитием  детей  уровень знаний  о   труде   взрослых  даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние  дети  превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".[4,с.115]

Таким образом, "доступность" знаний  о   труде   взрослых  -- это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".[17,с.45]

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта  ребенка , приобретенного им в каких-то видах трудовой  деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми ".[5,с.89]

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации  детей   дошкольного   возраста : ознакомить  детей  с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к  труду  и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой  деятельности . Цель ранней профориентации -- сформировать у  ребенка  эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах  деятельности . [19,с.204]

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития  ребенка , осуществлять раннюю профессиональную ориентацию  ребенка  в условиях  дошкольного  образовательного учреждения. Разработчики программ  дошкольного  образования включают в различные разделы этого документа сведения о  деятельности   взрослых , их  труде , условиях и целях  труда ,  формирование  трудовых навыков и т. п. с целью общего развития  детей  и ориентации их в профессиональной  деятельности   взрослых .

Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Е. А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта  труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной  деятельностью , стадию оптанта или оптации. [18,с.42]

В последние 15-20 лет в  дошкольных  образовательных учреждениях реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); порциальные программы -- такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления  детей  с  трудом   взрослых , их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство".[10,с.521]

"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) предусматривает  формирование   представлений   детей   о   труде   взрослых  в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент  формирования   представлений  о мире профессий. Она знакомит  детей  5--7 года жизни с  трудом  людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее, где  дети  на занятиях знакомятся с  трудом   взрослых , дают довольно ограниченное  представление  о профессиональной  деятельности   взрослых , о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится. [6,с.117]

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление  детей  с  трудом   взрослых  и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей  игровой   деятельности  для  формирования  у дошкольников  представлений  о мире профессий.

1.3  Цели, задачи и методы формирования  представлений  о профессиях у  детей  старшего  дошкольного  возраста

Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых в игровой деятельности.

Обучающая задача - расширить представления  детей   старшего   дошкольного   возраста  о профессиях: милиционер, продавец, парикмахер («Кто это?»).

Интерес детей к труду  взрослых , уважение к людям труда, результатам их трудовой  деятельности  можно сформировать на отдельных видах профессий (няни, повара, дворника, шофёра и пр.), отмечая общественно-полезную значимость, преимущество использования техники и коллективный характер труда примерно по такой системе:

  • название профессии или вида труда (кто убирает так чисто игровую комнату, кто готовит детям вкусный обед и т.д.);
  • место работы (где работает няня, повар, дворник и т.д.);
  • материал и орудия труда (что нужно для труда няни, повару, дворнику, шофёру);
  • трудовые действия (какие действия выполняет няня, повар, шофёр, дворник);
  • каковы результаты их труда (няни, повара, шофёра, дворника).

Развитие социального опыта  детей   старшего   дошкольного   возраста  включает большое количество взаимосвязанных задач и специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.

В целях  формирования   представлений  о профессиях у  детей   старшего   дошкольного   возраста  целесообразно использовать следующие дидактические игры:

- «Кто это?» (игра развивает предметный словарь детей, внимание, память);

- «Кто что делает?» (игра развивает глагольный словарь, конкретизирует представления о профессиях);

- «Кому что нужно для работы?» (1 вариант - по типу лабиринта, например, найти, что нужно для работы повару; 2 вариант - по типу лото, подобрать карточки с изображением предметов, необходимых человеку для осуществления определённых трудовых действий; игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий);

- «Четвёртый лишний» (игра развивает объяснительную речь, учит классифицировать, обогащает словарь по всем грамматическим категориям);

- «Помоги повару приготовить фруктовый салат» (игра углубляет знания о способах и последовательности приготовления салата из фруктов);

- «Почини грузовик» (по типу разрезных картинок; игра закрепляет название частей грузовика, употребление в речи существительных ед. и мн. ч. Р.п.);

- «Какая картинка лишняя?» (игра учит детей азам обобщения и классификации, активизирует глагольный словарь). [12,с.73]

К отражению полученных представлений в играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянно развивающаяся игровая материальная среда, специально создаваемая взрослыми. По мере ознакомления с трудовыми процессами  взрослых  в окружении ребёнка должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты, предметы-заместители, пособия, дидактические игры

Игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности  ребенка . Многие дидактические игры формируют  у   детей  уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда  дети  приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Проводя с  детьми  дидактические игры, направленные на  формирование   представлений   о  профессии , осуществляется систематизация знаний о мире труда и  профессий .

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделили ряд критериев и показателей сформированности у  старших дошкольников  представлений   о   профессиях   у   детей   дошкольного   возраста :

  1. Полнота (или объем знаний) – многообразие  профессий  и их сторон;
  2. Существенность знаний – выделение существенного в  профессиях ;
  3. Общность знаний – выявление общественной значимости каждой  профессии , объективных связей между  профессиями  (отражается в обобщенных  представлениях , элементарных знаниях);
  4. Системность знаний – познание обобщенной структуры трудового процесса; ее целостное рассмотрение, воспроизводящее содержание и структуру любого трудового процесса.

В таблице 1 они представлены более конкретно.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности  представлений  о труде взрослых у  старших дошкольников

Критерии

Показатели

Полнота (или объем) соответствия программе

Характеризует определенный объем знаний, т.е. меру соответствия знаний некоторому эталону, образцу

  • Отсутствуют;
  • Разрозненные, неполные;
  • Соответствуют эталону.

Обобщенность

Владеет определенными понятиями, которые характеризуют профессии

  • Отсутствуют;
  • Владеет некоторыми понятиями, но не всегда способен к обобщению;
  • Владеет, способен к обобщению.

Доказательность

Степень осмысленности и понимания усвоения знаний, умений доказывать, аргументировать свои ответы, умений приводить примеры из своего опыта

  • Отсутствуют аргументы;
  • Иногда прибегает к оперированию причинно-следственными связями;
  • Владеет причинно-следственными связями.

Гибкость

Умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно значимых ситуациях

  • Отсутствуют;
  • Частично решает ситуации, трудности а на хождении новых решений;
  • Свободно решает ситуации, находит новые способы решения.

В многочисленных исследованиях по  дошкольной  педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний  детей  о труде взрослых (В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, Н.М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности  представлений   о   профессиях используются разные  методы  исследования. Это беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания [11,3].

В младшей группе при выявлении знаний о труде требуется определить, различают ли  дети  трудовые и нетрудовые процессы, видят ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, могут ли с помощью вопросов взрослого выделить компоненты (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых процессах, которые дети неоднократно наблюдали.

Для выявления знаний проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием картинок. Расскажи, что мама, (папа) делает дома? Отбери те картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как Н.А. (воспитатель) шила шапочку для куклы (лепила мисочку для мишки, делала лодочку и пр.)? дополнительные вопросы: Что Н.А. задумала сделать? Зачем? из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работы? Что сначала сделала, что потом? Что получилось? для чего сшили шапочку (слепили мисочку, сделали лодочку)?

В средней группе важно выяснить, понимает ли  дети  общественную значимость труда сотрудников детского сада (няня, повар, дворник), знают ли названия данных  профессий , трудовые процессы, выполняемые  детьми  людьми (направленность, содержание, структура).

В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать картинки с изображением няни, повара, дворника, врача, продавца, задать следующие вопросы: Кем работает эти люди, как ты догадался? Кем paбoтает (имя, отчество няни, повара)? Что делает няня (повар) в детском саду? Зачем нужна няня (повар, дворник) в детском саду? Предложить рассказать о любом трудовом процессе няни или повара: Расскажи, как няня моет посуду (как повар жарит блины)?

В  старших  группах необходимо выяснить, осознают ли  дети  общественную значимость труда людей разных  профессий  (строителя, работники почты, ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д.) и взаимосвязи различных видов труда; сформировано ли обобщенное  представление  о роли машин в труде (ускорение процесса получения результата груда, улучшение его качества, облегчение труда человека), обобщенное  представление  о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами.

Используя наборы картинок о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с  ребенком по следующим вопросам: Люди каких  профессий  работают на стройке (в ателье)? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр)? Почему настройке много строителей? Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны? Откуда, хлеб в городе? Расскажи, как его выращивают? Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Откуда колхозники (фермеры) получают машины? Зачем люди работают в городе и в деревне? Для чего все люди работают? Что будет, если люди перестанут работать?

Количественный и качественный анализ полученных данных дает воспитателю возможность получить полную картину результативности работы по трудовому воспитанию.

Вывод.

Показателями характера  представлений  о труде взрослых: полнота, содержательность  представлений  об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности  детей  о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Для чего люди ходят на работу?

Что такое  профессия ?

Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?

Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик.  Детям  предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных  профессий , их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты.  Ребёнок  самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений  о   профессиях , которые не были выбраны  детьми , необходимо в индивидуальной беседе показать  детям  эти изображения и попросить рассказать о данной  профессии .

Шкала оценок - Характеристика оценки ответов  детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство  дошкольников  с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Исследования, проведенные по трудовому  воспитанию , показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является  воспитание  у  дошкольников  способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Анализ психолого-педагогической литературы по  проблеме  формирования личности  дошкольника  в трудовой деятельности, позволил установить, что данная  проблема  является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш  взгляд , могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2010.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2006.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011.

4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2013. - № 4. - С. 168-179.

5. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 2013.

6. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 2007.

7. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2013. - 256 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2009. -288с

9. Выготский Л.С .Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 2014.

10. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 2010. -176с.

11. Година Г.Н.  Воспитание  положительного отношения к труду //  Воспитание  нравственных чувств у старших  дошкольников  / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2012.

12. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 2013. - 399с.

13. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 2008.

14. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.:Изд-во МГУ, 2010.

15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, 'Унiверсiтэцкае', 2007.

16. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2011. - 160 с.

17. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2013. - 80 с.

18. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое  воспитание  ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.

19. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2013. - 64с.

20. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 2013.

21. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2011. - 48с.

22. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2014.

23. Нечаева В.Г.  Воспитание   дошкольника  в труде.- М., 2010.

24. Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 2012. - 16с.

25. Нравственное и трудовое  воспитание   дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окр...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых"

Можно использовать как часть родительского собрания...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Значение труда в развитии ребенка. Ознакомление детей с трудом взрослых....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известны...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательной организации» от 28.04.2020

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательно...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №3Тема выпуска: "Все работы хороши" Формирование первоначальных представлений детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых.

    Для младших дошкольников характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компон...