Тренинг общения и позитивного отношения к себе (для школьников)
классный час

Ледникова Анна Святославна

Тренинг общения и позитивного отношения к себе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshcheniya_i_pozitivnogo_otnosheniya_k_sebe.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг общения и позитивного отношения к себе

Цель тренинга: создать условия для формирования навыков эффективного взаимодействия с окружающими: сверстниками и самим собой.

Задачи тренинга:

развитие коммуникативных навыков;

формирование навыков уверенного поведения;

осознание своих положительных и отрицательных качеств

формирование положительной «Я-концепции»

Подготовительная работа: объяснение законов тренинга.

1)Закон микрофона (говорит тот, у кого микрофон в руках)

2)Закон «Я-высказывания» (излагать свою точку  зрения только от первого лица)

3)Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы («У всех нас есть достоинства и недостатки. Во время тренинга необходимо терпимо относиться  к чужим особенностям. Если вас что то не устраивает, сообщите об этом ведущему тренинга в корректной форме, чтобы не обидеть и не задеть никого из участников»)

4)Закон вежливости

5)Закон «Здесь и сейчас» (все происходящее в настоящем времени и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии вашей жизни)

6)Закон конфиденциальности («Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, не участвующих в тренинге, не обсуждается»)

Стимульный материал к тренингу: карточки с числами от 1 до 11, набор карточек с названиями животных (11шт)

                                                          РАЗМИНКА

Упражнение1

«Мои ожидания от тренинга»

Цель. Узнать степень настроя группы и каждого отдельного участника на работу в тренинге.

Инструкция.  Сейчас каждый по кругу ответит на вопросы:

с каким настроением я пришел на тренинг?

Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?

что я жду от сегодняшнего дня?

Упражнение2.

Снежный ком «фотоальбом»

Упражнение3

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как все руки соединены попарно,  предлагается участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Ведущий  тоже принимает участие в упражнении, но при этом во время «распутывания» активного участия в поисках вариантов не принимает. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае ведущий должен спокойно сказать, что задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (этот вариант является более предпочтительной, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей?»).

Упражнение4

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день»,

При обсуждении выполнения упражнения можно пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поставив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?» При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт возникает в том случае, когда обращение к человеку не соответствует его потребностям, интересам.

Упражнение5

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Ведущий  раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

                                              Основная часть

Упражнение «Ассоциации»

Цель: дать возможность участникам группы посмотреть на себя со стороны, развитие интуиции.

Один из участников становиться ведущим. Он выходит из комнаты. Группа загадывает одного из участников. Задача ведущего отгадать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали.  При этом ведущий может  задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ассоциации. Например: «Если бы этот человек был книгой, деревом, мебелью, то каким?»

Упражнение «Похвастайся соседом»

Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию другому человеку.

Ведущий говорит «Всем очень нравится когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того кто сидит справа от вас. Подумайте какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие поступки он совершал? Чем он может понравиться?»

 Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого либо сходства с собой. Например: «Света выйди  пожалуйста ко мне потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Света выходит в круг и приглашает выйти кого нибудь другого из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Психологическая поддержка»

Цель: дать возможность участникам группы осознать свои отрицательные черты, развить умения оказания психологической поддержки другому человеку, сформировать положительную самооценку.

Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за… . Сосед  справа поворачивается к нему и произносит: « все равно ты молодец потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого участника, он оказывает психологическую поддержку.

Ведущий задает следующие вопросы:

какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?

Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?

 Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества?

                               Заключительная часть

Упражнение «Я дарю тебе»

Цель: рефлексия, выражение эмоций.

Участникам предлагается поблагодарить соседа за участие в тренинге и подарить ему какой либо подарок ( нематериальный) с пожеланиями. Таким подарком может стать удачный комплимент, теплое пожатие руки или объятие, предложение дружбы, стихотворение или песня в честь того человека, которому предназначен подарок.

Рефлексия

Обсуждение: что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Заполнение анкеты.

Список использованной литературы:

1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу. Под ред. Фила Рэйса, СПб, "Питер", 2003 г.

С. И. Макшанова, Н. Ю. Хрящева «Психогимнастика в тренинге» СпБ, 1993

 Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989. 

Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер,2007

                                     

Анкета

Ф. И.О.______________________________________________________________________

Возраст_____________________________

Место учебы_________________________________________________________________

Дата________________________________

Ваши впечатления о тренинге___________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Какие темы тренингов вам были бы наиболее интересны___________________________

____________________________________________________________________________

Пожелания по организации тренинга_____________________________________________

____________________________________________________________________________

Что бы вы хотели еще добавить от себя___________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Спасибо!

Анкета

Ф. И.О.______________________________________________________________________

Возраст_____________________________

Дата________________________________

Ваши впечатления о тренинге___________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Какие темы тренингов вам были бы наиболее интересны___________________________

____________________________________________________________________________

Пожелания по организации тренинга_____________________________________________

____________________________________________________________________________

Что бы вы хотели еще добавить от себя___________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тренинг позитивных отношений"

Участники тренинга познакомятся с основным законом продолжения отношений. Выполнят упражнения на различение главного от второстепенного. Создадут портрет "идеального  родителя", "идеального педаг...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами  тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отношений»

Для педагогов ДОУСеминар1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально з...

Консультация для педагогов «Как развивать позитивное отношение к себе?»

Образовательная Кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения л...