Методическая разработка для педагогов ДОУ (доклад на педсовете) «Современные образовательные технологии в ДОУ»
методическая разработка

Виноградова Елена Васильевна

   В  настоящее  время  педагогические  коллективы  ДОУ  интенсивно внедряют  в  работу  инновационные  технологии.  Поэтому  основная  задача педагогов  дошкольного  учреждения  –  выбрать  методы  и  формы организации  работы  с  детьми,  инновационные  педагогические  технологии, которые  оптимально  соответствуют  поставленной  цели  развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr_doklad.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                               МБДОУ  Чернобаевский  детский  сад  «Березка»

                                 Старожиловский муниципальный  район  Рязанская  область

           Методическая разработка для педагогов ДОУ

                                (доклад на педсовете)

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

                                                                Подготовила  воспитатель  1  категории

                                                          Виноградова  Е.В.

                                                                                                  2019 г.

                                     

                                Современные образовательные технологии в ДОУ.

 

                                                                    Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

                                                         Педагогика должна дать направление этим случайностям.

                                                                                                                                           В. Ф. Одоевский                                                                    

 

   В  настоящее  время  педагогические  коллективы  ДОУ  интенсивно внедряют  в  работу  инновационные  технологии.  Поэтому  основная  задача педагогов  дошкольного  учреждения  –  выбрать  методы  и  формы организации  работы  с  детьми,  инновационные  педагогические  технологии, которые  оптимально  соответствуют  поставленной  цели  развития личности.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция  ребенка  в  воспитательно-образовательном  процессе,  отношение  к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения:  «Не  рядом,  не  над  ним,  а  вместе!».  Его  цель  -  содействовать становлению ребенка как личности.

    Сегодня  мы  поговорим  о  педагогических  технологиях  и  их эффективном  использовании  в  дошкольном  учреждении.  Вначале  давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

    Технология  – это  совокупность  приемов,  применяемых  в  каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая  технология  - это  совокупность  психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,  приёмов  обучения,  воспитательных  средств;  она  есть организационно  -  методический  инструментарий  педагогического  процесса

(Б.Т.Лихачёв).

 Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

 Основные требования (критерии) педагогической технологии:

•  Концептуальность

•  Системность

•  Управляемость

•  Эффективность

•  Воспроизводимость.

     Концептуальность  -  опора  на  определенную  научную  концепцию, включающую  философское,  психологическое,  дидактическое  и  социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

     Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

    Управляемость  –  возможность  диагностического  целеполагания, планирования,  проектирования  процесса  обучения,  поэтапной  диагностики,  варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

   Эффективность  –  современные  педагогические  технологии, существующие  в  конкретных  условиях,  должны  быть  эффективными  по результатам  и  оптимальными  по  затратам,  гарантировать  достижение

определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость  –  возможность  применения  (повторения, воспроизведения)  образовательной  технологии  в  образовательных учреждениях,  т.е.  технология  как  педагогический  инструмент  должна  быть гарантированно  эффективна  в  руках  любого  педагога,  использующего  ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

•  Концептуальная  часть – это  научная  база  технологии,  т.е.  психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

•  Содержательная  часть  –  это  общие,  конкретные  цели  и  содержание учебного материала.

•  Процессуальная  часть  –  совокупность  форм  и  методов  учебной деятельности  детей,  методов  и  форм  работы  педагога,  деятельности педагога  по  управлению  процессом  усвоения  материала,  диагностика обучающего процесса. Таким  образом,  очевидно:   если     некая      система   претендует   на роль  технологии,  она  должна  соответствовать  всем  перечисленным  выше требованиям.

 Взаимодействие  всех  субъектов  открытого  образовательного пространства  (дети,  сотрудники,  родители)  ДОУ  осуществляется  на  основе современных образовательных технологий.

 

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

•  здоровьесберегающие технологии;

•  технологии проектной деятельности

•  технология исследовательской деятельности

•  информационно-коммуникационные технологии;

 •  личностно-ориентированные технологии;

•  технология портфолио дошкольника и воспитателя

•  игровая технология

•  технология «ТРИЗ» и др.

 

1. Здоровьесберегающие технологии

   Целью  здоровьесберегающих  технологий  является  обеспечение  ребенку возможности  сохранения  здоровья,  формирование  у  него  необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

   Здоровьесберегающие  педагогические  технологии  включают  все аспекты  воздействия  педагога  на  здоровье  ребенка  на  разных  уровнях  — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

   В  современных  условиях  развитие  человека  невозможно  без построения  системы  формирования  его  здоровья.  Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

   от типа дошкольного учреждения,

   от продолжительности пребывания в нем детей,

   от программы, по которой работают педагоги,

   конкретных условий ДОУ,

   профессиональной компетентности педагога,

   показателей здоровья детей.

 

  Выделяют  (применительно  к  ДОУ)  следующую  классификацию здоровьесберегающих технологий:

 1.  медико-профилактические  (обеспечивающие  сохранение  и  приумножение  здоровья  детей  под  руководством  медицинского  персонала  в  соответствии  с  медицинским  требованиями  и  нормами,  с

использованием  медицинских  средств  -  технологии  организации  мониторинга  здоровья  дошкольников,  контроля  за  питанием  детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.    физкультурно-оздоровительные  (направленные  на  физическое  развитие  и  укрепление  здоровья  ребенка  —  технологии  развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

 3.  обеспечения  социально-психологического  благополучия  ребенка (обеспечивающие  психическое  и  социальное  здоровье  ребенка  и направленные  на  обеспечение  эмоциональной  комфортности  и

позитивного  психологического  самочувствия  ребенка  в  процессе общения  со  сверстниками  и  взрослыми  в  детском  саду  и  семье; технологии  психолого-педагогического  сопровождения  развития

ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

 4.    здоровьесбережения  и  здоровьеобогащения  педагогов  (направленные  на  развитие  культуры  здоровья  педагогов,  в  том  числе  культуры  профессионального  здоровья,  на  развитие  потребности  к  здоровому  образу  жизни;  сохранения  и  стимулирования  здоровья  (технология

использования  подвижных  и  спортивных  игр,  гимнастика  (для  глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

 5.  образовательные  (воспитания  культуры  здоровья  дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

 6.    обучения  здоровому  образу  жизни  (технологии  использования физкультурных  занятий,  коммуникативные  игры,  система  занятий  из серии  «Уроки  футбола»,  проблемно-игровые  (игротренинги,

игротерапия),  самомассаж);  коррекционные  (арт-терапия,  технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

 7.  К  числу  здоровьесберегающих  педагогических  технологий  следует  отнести  и  педагогическую  технологию  активной  сенсорно- развивающей среды,  под которой понимается системная совокупность

и  порядок  функционирования  всех  личностных  инструментальных  и  методологических  средств,  используемых  для  достижения педагогических целей.

 

2. Технологии проектной деятельности

 

   Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

 

   Педагоги, активно использующие проектную  технологию  в  воспитании и  обучении  дошкольников,  единодушно  отмечают,  что  организованная  по ней  жизнедеятельность  в  детском  саду  позволяет  лучше  узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  «игровые»  —  детские  занятия,  участие  в  групповой  деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  «экскурсионные»,  направленные  на  изучение  проблем,  связанных  с окружающей природой и общественной жизнью;

    «повествовательные»,  при  разработке  которых  дети  учатся передавать  свои  впечатления  и  чувства  в  устной,  письменной, вокальной  художественной  (картина),  музыкальной  (игра  на  рояле) формах;

    «конструктивные»,  нацеленные  на  создание  конкретного  полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.  по доминирующему методу:

•  исследовательские,

•  информационные,

•  творческие,

•  игровые,

•  приключенческие,

•  практико-ориентированные.

2.  по характеру содержания:

•  включают ребенка и его семью,

•  ребенка и природу,

•  ребенка и рукотворный мир,

•  ребенка, общество и его культурные ценности.

3.  по характеру участия ребенка в проекте:

•  заказчик,

•  эксперт,

•  исполнитель,

•  участник от зарождения идеи до получения результата.

4.  по характеру контактов:

•  осуществляется внутри одной возрастной группы,

•  в контакте с другой возрастной группой,

•  внутри ДОУ,

•  в контакте с семьей,

•  учреждениями культуры,

•  общественными организациями (открытый проект).

5.  по количеству участников:

•  индивидуальный,

•  парный,

•  групповой,

•  фронтальный.

6.  по продолжительности:

•  краткосрочный,

•  средней продолжительности,

•  долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

 

    Цель  исследовательской  деятельности  в  детском  саду  -  сформировать  у дошкольников  основные  ключевые  компетенции,  способность  к исследовательскому типу мышления.

 

    Надо  отметить,  что  применение  проектных  технологий  не  может  существовать  без  использования  ТРИЗ-технологии  (технологии  решения изобретательских  задач).  Поэтому  при  организации  работы  над  творческим  проектом  воспитанникам  предлагается  проблемная  задача,  которую  можно  решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

 Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской  деятельности:

- эвристические беседы;

 - постановка и решение вопросов проблемного характера;

 - наблюдения;

 - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

 - опыты;

 -  фиксация  результатов:  наблюдений,  опытов,  экспериментов,  трудовой

деятельности;

 - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

 - подражание голосам и звукам природы;

 - использование художественного слова;

 - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации;

- трудовые поручения, действия.

 

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

 

1.  Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение  воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

2.  Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

3.  Путешествие по карте

  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные  ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.  Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее  человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История  жилища и благоустройства.

4. Информационно-коммуникационные технологии

   Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом  отличается  от  мира,  в  котором  выросли  его  родители.  Это  предъявляет качественно  новые  требования  к  дошкольному  воспитанию  как  первому звену  непрерывного  образования:  образования  с  использованием  современных информационных  технологий  (компьютер,  интерактивная  доска, планшет и др.).

   Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  идти в ногу со временем,

  стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

  наставником в выборе компьютерных программ,

  сформировать основы информационной культуры его личности,

  повысить  профессиональный  уровень  педагогов  и

компетентность родителей.

   Решение  этих  задач  невозможно без актуализации и пересмотра всех  направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

•  Исследовательский характер

•  Легкость для самостоятельных занятий детей

•  Развитие широкого спектра навыков и представлений

•  Возрастное соответствие

•  Занимательность.

Классификация программ:

•  Развитие воображения, мышления, памяти

•  Говорящие словари иностранных языков

•  Простейшие графические редакторы

•  Игры-путешествия

•  Обучение чтению, математике

•  Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

•    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

•  несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

•    движения,  звук,  мультипликация  надолго  привлекает  внимание ребенка;

•  обладает стимулом познавательной активности детей;

•  предоставляет возможность индивидуализации обучения;

•    в  процессе  своей   деятельности  за  компьютером  дошкольник  приобретает уверенность в себе;

•  позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни.

 

 

Ошибки  при  использовании  информационно-коммуникационных

технологий:

•  Недостаточная методическая подготовленность педагога

•    Неправильное  определение  дидактической  роли  и  места  ИКТ  на занятиях

•  Бесплановость, случайность применения ИКТ

•  Перегруженность занятия демонстрацией .

ИКТ в работе современного педагога:

 

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

  • Подбор  дополнительного  познавательного  материала  к  занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

  • Обмен  опытом,  знакомство  с  периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

  • Оформление  групповой  документации,  отчетов.  Компьютер  позволит  не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

  • Создание  презентаций  в  программе  Рower  Рoint  для  повышения эффективности  образовательных  занятий  с  детьми  и  педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 

5. Личностно - ориентированная технология

 

   Личностно-ориентированные  технологии  ставят  в  центр  всей  системы дошкольного  образования личность  ребенка,  обеспечение  комфортных  условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

   Личностно-ориентированная  технология  реализуется  в  развивающей среде,  отвечающей  требованиям  содержания  новых  образовательных  программ.

 

   Отмечаются  попытки  создания  условий  личностно-ориентированных  взаимодействий  с  детьми  в  развивающем  пространстве,  позволяющей  ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

   Однако,  сегодняшняя  ситуация  в  дошкольных  учреждениях  не  всегда  позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации  идей  личностно-ориентированных  технологий,  именно  предоставление возможности  детям  для  самореализации  в  игре,  режим  жизни  перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

   В  рамках  личностно-ориентированных  технологий  самостоятельными  направлениями выделяются:

•  гуманно-личностные    технологии,    отличающиеся  своей  гуманистической  сущностью  психолого-терапевтической  направленностью  на  оказание  помощи  ребенку  с  ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

   Данную  технологию  хорошо  реализовать  в  новых  дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель,  много  растений,  украшающих  помещение,  игрушки,

способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.      Музыкальный  и  физкультурный  залы,  кабинеты  долечивания  (после  болезни),  помещение  по  экологическому  развитию  дошкольника  и продуктивной  деятельности,  где  дети  могут  выбрать  себе  занятие  по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру  в  творческие  силы,  здесь  нет  принуждения.  Как  правило,  в  подобных  дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

•  Технология  сотрудничества  реализует  принцип  демократизации дошкольного  образования,  равенство  в  отношениях  педагога  с ребенком,  партнерство  в  системе  взаимоотношений  «Взрослый  - ребенок».  Педагог  и  дети  создают  условия  развивающей  среды, изготавливают  пособия,  игрушки,  подарки  к  праздникам.  Совместно определяют  разнообразную  творческую  деятельность  (игры,  труд, концерты, праздники, развлечения).

 

    Педагогические  технологии  на  основе  гуманизации  и  демократизации педагогических  отношений  с  процессуальной  ориентацией,  приоритетом личностных  отношений, индивидуального  подхода,  демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом  обладают  новые  образовательные  программы  «Радуга»,  «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

 

    Сущность  технологического  воспитательно-образовательного  процесса конструируется  на  основе  заданных  исходных  установок:  социальный  заказ (родители,  общество)  образовательные  ориентиры,  цели  и  содержание образования.  Эти  исходные  установки  должны  конкретизировать

современные  подходы  к  оценке  достижений  дошкольников,  а  также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление  темпов  развития  позволяет  воспитателю  поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

 

    Таким  образом,  специфика  технологического  подхода  состоит  в  том, чтобы  воспитательно-образовательный  процесс  должен  гарантировать достижение поставленных целей.  В  соответствии с  этим в  технологическом подходе к обучению выделяются:

•  постановка  целей  и  их  максимальное  уточнение  (воспитание  и обучение с ориентацией на достижение результата;

•  подготовка методических пособий (демонстрационный и  раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

•  оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

•  заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

 

Личностно-ориентированные  технологии  противопоставляют  авторитарному,  обезличенному  и  обездушенному  подходу  к  ребенку  в традиционной  технологии  –  атмосферу  любви,  заботы,  сотрудничества, создают условия для творчества личности.

 

6. Технология портфолио дошкольника

   Портфолио  —  это  копилка  личных  достижений  ребенка  в разнообразных  видах  деятельности,  его  успехов,  положительных  эмоций, возможность  еще  раз  пережить  приятные  моменты  своей  жизни,  это своеобразный маршрут развития ребенка.

 

   Существует ряд функций портфолио:

   диагностическая  (фиксирует  изменения  и  рост  за определенный период времени),

     содержательная  (раскрывает  весь  спектр  выполняемых работ),

     рейтинговая  (показывает  диапазон  умений  и  навыков ребенка) и др.

 

   Процесс  создания  портфолио  является  своего  рода  педагогической технологией.  Вариантов  портфолио  очень  много.  Содержание  разделов  заполняется  постепенно,  в  соответствии  с  возможностями  и  достижениями дошкольника.

Раздел  1  «Давайте  познакомимся».  В  разделе  помещается  фотография ребенка,  указываются  его  фамилия  и  имя,  номер  группы;  можно  ввести рубрику  «Я  люблю...»  («Мне  нравится...»,  «Обожаю,  когда...»),  в  которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел  2  «Я  расту!».  В  раздел  вносятся  антропометрические  данные  (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел  3  «Портрет  моего  ребенка».  В  разделе  помещаются  сочинения родителей о своем малыше.

Раздел  4  «Я  мечтаю...».  В  разделе  фиксируются  высказывания  самого ребенка  на  предложение  продолжить  фразы:  «Я  мечтаю  о...»,  «Я  бы  хотел быть...»,  «Я  жду,  когда...»,  «Я  вижу  себя...»,  «Я  хочу  видеть  себя...»,  «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел  5  «Вот  что  я  могу».  В  разделе  помещаются  образцы  творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел  8  «Спрашивайте,  родители!».  В  разделе  родители  формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

 ИЛИ

Раздел  1  «Познакомьтесь  со  мной»  содержит  вкладыши  «Полюбуйтесь  на  меня»,  куда  последовательно  вклеиваются  портреты  ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация  о  росте  ребенка  с  первого  года  жизни,  и  «Мои  достижения  за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 

Раздел  3  «Моя  семья».  В  содержание  этого  раздела  включаются краткие рассказы о членах семьи  (кроме  личных данных, можно упомянуть  профессию,  черты  характера,  любимые  занятия,  особенности  совместного времяпрепровождения с членами семьи).

 

Раздел  4  «Чем  могу  —  помогу»  содержит  фотографии  ребенка,  на которых он изображен за выполнением домашней работы.

 

Раздел  5  «Мир  вокруг  нас».  В  данный  раздел  вносятся  небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 

Раздел  6  «Вдохновение  зимы  (весны,  лета,  осени)».  В  разделе размещаются  детские  работы  (рисунки,  сказки,  стихи,  фотографии  с утренников,  записи  стихотворений,  которые  ребенок  рассказывал  на утреннике и др.)

 

  Таким  образом,  портфолио  (папка  личных  достижений  ребенка) позволяет осуществить индивидуальный  подход  к  каждому  ребенку  и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

 

7. Технология «Портфолио педагога»

 

    Современное образование нуждается в новом типе педагога:

   творчески думающим,

   владеющим современными технологиями образования,

   приемами психолого-педагогической диагностики,

   способами самостоятельного конструирования педагогического

процесса в условиях конкретной практической деятельности,

   умением прогнозировать свой конечный результат.

 

   У  каждого  педагога  должно  быть  досье  успехов,  в  котором  отражается  все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных  видах  деятельности  (воспитательной,  учебной,  творческой, социальной,  коммуникативной),  и  является  альтернативной  формой  оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

 

     Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

   Этот  раздел  позволяет  судить  о  процессе  индивидуального личностного  развития  педагога  (фамилия,  имя,  отчество,  год рождения);

   образование  (что  и  когда  окончил,  полученная  специальность  и квалификация по диплому);

   трудовой  и  педагогический  стаж,  стаж  работы  в  данном образовательном учреждении;

   повышение  квалификации  (название  структуры,  где  прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

   копии  документов,  подтверждающих  наличие  ученых  и  почетных званий и степеней;

   наиболее  значимые  правительственные  награды,  грамоты, благодарственные письма;

   дипломы различных конкурсов;

   другие документы по усмотрению педагога.

 

       Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

  Содержание  данного  раздела  формирует  представление  о  динамике результатов  деятельности  педагога  за  определенный  период.  В  раздел могут быть включены:

   материалы  с  результатами  освоения  детьми  реализуемой программы;

   материалы,  характеризующие  уровень  развития  представлений  и умений детей, уровень развития личностных качеств;

   сравнительный  анализ  деятельности  педагога  за  три  года  на основании  результатов  педагогической  диагностики,  результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

   анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

 

       Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

   В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

   материалы,  в  которых  описываются  технологии,  используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

   материалы,  характеризующие  работу  в  методическом  объединении, творческой группе;

     материалы,  подтверждающие  участие  в  профессиональных  и творческих педагогических конкурсах;

   в неделях педмастерства;

   в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

   авторские программы, методические разработки;

   творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

 

       Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

   Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

   планы по организации предметно-развивающей среды;

   эскизы, фотографии и т. д.

 

      Раздел 5 «Работа с родителями»

   Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы  работы; сценарии мероприятий и др.).

   Таким  образом,  портфолио  позволит  самому  педагогу  проанализировать  и  представить  значимые  профессиональные  результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

 

  8. Игровая технология

   Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного  процесса  и  объединенное  общим  содержанием,  сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

•  игры  и  упражнения,  формирующие  умение  выделять  основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

•  группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

•  группы  игр,  в  процессе  которых  у  дошкольников  развивается  умение отличать реальные явления от нереальных;

•   группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

   Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

   Обучение  в  форме  игры  может  и  должно  быть  интересным, занимательным,  но  не  развлекательным.  Для  реализации  такого  подхода необходимо,  чтобы  образовательные  технологии,  разрабатываемые  для обучения  дошкольников,  содержали  четко  обозначенную  и  пошагово описанную  систему  игровых  заданий  и  различных  игр  с  тем  чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он  получит  гарантированный  уровень  усвоения  ребенком  того  или  иного предметного  содержания.  Безусловно,  этот  уровень  достижений  ребенка должен  диагностироваться,  а  используемая  педагогом  технология  должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В  деятельности с  помощью игровых технологий  у  детей развиваются психические процессы.

    Игровые  технологии  тесно  связаны  со  всеми  сторонами  воспитательной  и образовательной  работы  детского  сада  и  решением  его  основных  задач.

    Некоторые  современные  образовательные  программы  предлагают использовать  народную  игру  как  средство  педагогической  коррекции поведения детей.

 

   9. Технология «ТРИЗ»

   ТРИЗ  (теория  решения  изобретательских  задач),  которая  создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель  использует  нетрадиционные  формы  работы,  которые ставят  ребенка  в  позицию  думающего  человека.  Адаптированная  к дошкольному  возрасту  ТРИЗ-технология  позволит  воспитывать  и  обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо  как  сформируется  ребенок,  такова  будет  и  его  жизнь,  именно  поэтому важно  не  упустить  этот  период  для  раскрытия  творческого  потенциала каждого ребенка.

   Целью  использования  данной  технологии  в  детском  саду  является развитие,  с  одной  стороны,  таких  качеств  мышления,  как  гибкость, подвижность,  системность,  диалектичность;  с  другой  –  поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

   Основная  задача  использования  ТРИЗ  -  технологии  в  дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

   Основной  критерий  в  работе  с  детьми  –  доходчивость  и  простота  в подаче  материала  и  в  формулировке  сложной,  казалось  бы,  ситуации.  Не стоит  форсировать  внедрение  ТРИЗ  без  понимания  детьми  основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации  – вот  та  среда,  через  которую  ребенок  научится  применять  «тризовские» решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он  сам  будет  стремиться  к  идеальному  результату,  используя многочисленные ресурсы.

Можно  применять  в  работе  только  элементы  ТРИЗ (инструментарий),  если  педагог  недостаточно  освоил  ТРИЗ- технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  Первый  этап  –  определение  положительных  и  отрицательных свойств  качества  какого-либо  предмета  или  явления,  не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

  Второй  этап  –  определение  положительных  и  отрицательных свойств предмета или явления в целом.

  Лишь  после  того,  как  ребенок  поймет,  чего  от  него  хотят взрослые,  следует  переходить  к  рассмотрению  предметов  и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую,  педагог  уже  проводит  «тризовские»  занятия,  даже  не подозревая  об  этом.  Ведь,  именно,  раскрепощенность  мышления  и способность  идти  до  конца  в  решении  поставленной  задачи  –  суть творческой педагогики.

 

Заключение:  Технологический  подход,  то  есть  новые  педагогические технологии  гарантируют  всестороннее развитие  дошкольника  и  в  дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

 

Каждый  педагог  –  творец  технологии,  даже  если  имеет  дело  с заимствованиями.  Создание  технологии  невозможно  без  творчества.  Для педагога,  научившегося  работать  на технологическом  уровне,  всегда  будет главным  ориентиром  познавательный  процесс  в  его  развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 

                                                        Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не

                                                            помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз Диккенс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

Доклад на тему:"Современные образовательные технологии в ДОУ"

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...

Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....

Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий и программ»

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогноз...

Доклад на педсовете "Современные образовательные технологии в ДОУ"

Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его н...