Консультация для педагогов
консультация

Полякова Анастасия Александровна

Как понимать и ценить детские рисунки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как понимать и ценить детские рисунки Подготовила п едагог-психолог Полякова А.А.

Слайд 2

Сюжет

Слайд 3

Сюжет

Слайд 4

Цветовая гамма Синий - цвет уверенности и спокойствия. Зеленый –ощущение надежности, принятия. Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой. Розовый – ощущение нежности, чувствительности. Серый – состояние смутной тревоги. Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания если его слишком много в рисунках

Слайд 5

Количество цветов

Слайд 6

Штриховка

Слайд 7

Общее впечатление

Слайд 8

Нажим

Слайд 9

Агрессивные тенденции

Слайд 10

Нарушение принятых норм

Слайд 11

Ценность рисунка Развитие мелкой моторики Развитие пространственного интеллекта и воображения 3.В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. 4.Через рисунок ребенок самовыражается

Слайд 12

Ценность рисунка 5.Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием 6 . Выработка усидчивости, формирование дисциплинированности 7.Через живопись дети учатся понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Учебно-воспитательный комплекс №1»

структурное подразделение  детский сад

Конспект консультации для педагогов ДОО

«Как понимать и ценить детские рисунки»

педагога-психолога

Поляковой Анастасии Александровны

Воронеж, 2019 г.

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия». Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую. Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца и провести уточняющие беседы.

Анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

  •  Прежде всего – обратите внимание на сюжет рисунков. Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и  деревья, трава и цветы. Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
  • При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий - цвет уверенности и спокойствия.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

  •  Количество используемых ребенком цветов - в первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент.
  •  Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх.
  • Размер деталей рисунка. Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника.  То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить.
  •  Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим рисунком?
  • Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения.
  •   Очень слабый нажим карандаша встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.
  • Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных.
  •  Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения.

Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для детей до 4-х лет это частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

 Картина, созданная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка рисунок ценен не результатом, а непосредственно творческим процессом:

1.Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.

2.У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.

3.В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.

4.Через рисунок ребенок самовыражается.

5.Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием.

6.Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.

7.Через живопись дети учатся понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....