Главные вкладки

    Механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
    статья (старшая, подготовительная группа)

    Ладода Любовь Викторовна

    В статье раскрываются понятия игра, сюжетно-ролевая игра, раскрываются механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 06_statya._mehanizmy_podderzhki_sr_igry.29.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ладода Л.В.

    Механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

    Игра для ребенка дошкольного возраста – это потребность, тесно переплетенная с трудом и обучением. В процесс игры вовлекаются все стороны личности дошкольника: движение, общение, познание (мышление, воображение, память), социально-коммуникативные навыки (эмоциональные и волевые проявления). Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Современная педагогика характеризует игру как ведущий вид деятельности дошкольника, под действием которой происходят важнейшие изменения в психике ребенка, а также осуществляется подготовка к новой деятельности – учению. Игры детей отличаются большим разнообразием, они различны по содержанию, организации, значению для ребенка, а также предметам, используемым в процессе игровой деятельности. Особая роль  в развитии дошкольника отводится творческим играм и среди них – сюжетно-ролевой игре.

    Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [8]. Но не всякая сюжетно-ролевая игра, согласно Новоселовой С.Л., может выступать в качестве ведущей деятельности. «Наибольшее влияние на психическое развитие ребенка» (А.В. Запорожец) оказывает самодеятельная игра – игра, цели, способы и средства которой определяются ребенком, а не взрослым. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предписывает реализацию Программы в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…»[1]. Данная позиция зачастую понимается педагогами прямолинейно и, как результат, свободная игра в дошкольных учреждениях замещается организованной педагогом игрой, включающей в себя практически все образовательные задачи. Следует отметить, что Стандарт также указывает на «поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства», однако эта позиция остается зачастую без должного внимания педагогов.

    Чем же отличает сюжетно-ролевая игра, обеспечивающая возрастное развитие ребенка дошкольного возраста?

    Сюжетно-ролевой игре присущи такие черты как: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность и творчество. Можно выделить следующие особенности, характерные сюжетно-ролевой игре:

    • спонтанность;
    • моделирование в процессе игры общественной жизни взрослых;
    • наличие воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей;
    • наличие негласных правил, которые накладываются на играющего его ролью;
    • наличие условного пространства, в котором оперирует ребенок в процессе игры и предметов-заместителей.

    Игра в старшем дошкольном возрасте, согласно О.В. Солнцевой [6], характеризуется:

    • Разнообразием игровых действий
    • Свободой использования предметов-заместителей
    • Использованием достаточно развернутых ролевых высказываний
    • Осознанием и обозначением ребенком своей роли в игре
    • Проявлением творчества в создании игрового образа, выразительностью его передачи
    • Самостоятельность и творчество при создании игрового пространства
    • Согласованность замысла с замыслом партнера по игре
    • Роли и сюжеты обогащаются впечатлениями от художественных произведений, любимых мультфильмов, рассказов взрослых, личным опытом ребенка
    • В процессе игры ребенок стремиться передать эмоциональное состояние персонажа, во главе угла ставятся взаимоотношения героев.

    Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость поддержки педагогом спонтанной игры у дошкольников, которая ведется в двух направлениях: первое – это создание педагогом условий для развития игры, и второе – это взаимодействие педагога с детьми, способствующее развитию игровой деятельности.

    К условиям, необходимым для развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников следует отнести:

    • Наличие свободного для игры времени. Согласно современным методическим рекомендациям, оно должно составлять не менее одного часа в день и не менее 20 минут подряд (для возможности разворачивания и развития сюжета). Данная возможность определяется режимом дня ДОО и не должна нарушаться педагогами в пользу организованной деятельности.
    • Наличие достаточного места в пространстве для игры детей. Определяется моделированием педагогами пространства группы: мебель расставляется с учетом гендерных особенностей детей группы, пространство зрительно должно быть разделено на зону активной деятельности и спокойную зону, зоны с различными игровыми сюжетами также должны зрительно быть разграничены. Выполнение данных требований позволит избежать конфликтных ситуаций у детей и развернуть воспитанникам несколько сюжетов одновременно.
    • Игровые зоны и их наполнение должны быть современными, они должны отражать жизненный опыт детей, а не педагогов. Атрибуты, малознакомые детям, применение которых вызывает неуверенность у ребенка, не спровоцирует игровой интерес.
    • В связи с активным использованием в старшем дошкольном возрасте предметов-заместителей, а также возможностью самостоятельного изготовления недостающих атрибутов, педагогам при организации игровой среды не следует перенасыщать игровые зоны готовыми материалами. Каждая игровая зона должна быть как «зарисовка», «эскиз», который дополняется воспитанниками недостающими предметами самостоятельно по своему игровому замыслу.
    • Отсюда вытекает следующее требование – наличие и доступность в среде группы неоформленных материалов для самостоятельного создания атрибутов для игры: бумага (белая и цветная), карандаши, краски, картон; природный материал, бросовый материал; нитки, ленты, тесьма; глина, соленое тесто; различные виды конструкторов и многое другое. А также наличие образцов и схем для создания некоторых атрибутов (далее дети могут создавать иные атрибуты по аналогии).
    • Наличие и доступность в среде группы материалов для самостоятельного моделирования пространства – это бросовый материал; отрезы ткани, прищепки, нитки, ленты, тесьма; мягкие модули, моделируемые системы хранения (ящики для игрушек на колесиках, которые можно перевернуть и превратить в стол), раскладывающиеся домики/палатки/шатры; крупный конструктор для больших построек и т.д.
    • Наличие и доступность материалов для создания образа. Т.к. в старшем дошкольном возрасте к образу предъявляются большие требования, то необходима тщательность в его исполнении. В среде группы должны быть ткани различных размеров, цветов и материалов; кушаки, ленты; платки, шарфы, шляпки; готовые костюмы, отражающие различные профессии и т.д. Здесь также следует учитывать гендерную специфику воспитанников группы.
    • Игры в группах с детьми старшего дошкольного возраста хранятся в «свернутом» виде, т.е. необходимые атрибуты должны быть убраны в различные системы хранения и подписаны (наличие этикеток с картинками). «Развернутыми» остаются только те игры, которые проигрываются детьми в настоящее время.

    Поддержка педагогом развития игровой деятельности достигается также через взаимодействие педагога с детьми:

    • В первую очередь педагогу следует уделить особое внимание обогащению социального опыта детей, ведь именно данный опыт является источником игровых тем, сюжетов и ролей. Подробное знакомство именно с деятельностью человека, ее значением для общества, вдохновляет ребенка на воссоздание образа в игре. Через различные виды деятельности (экскурсии, наблюдения, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы) педагог знакомит детей с деятельностью человека, его поведением, эмоциями, что обогащает игру ребенка и выводит на соответствующий стершему дошкольному возрасту уровень.
    • Интерес к новым игровым сюжетам, к развитию уже знакомых достигается путем привлечения детей педагогом к созданию атрибутов для игры и оформлению игрового пространства. Новые, созданные самостоятельно атрибуты к игре, стимулируют игровую деятельность детей, обогащают ее.
    • Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно самостоятельны в игровой деятельности. Тем не менее, им может понадобиться помощь взрослого. Роль педагога в данном случае – наблюдать за игрой детей и помогать в случае затруднения: иногда сюжет заходит в «тупик», из которого детям трудно выйти самостоятельно в силу еще недостаточно развитого воображения, взрослый может помочь, взяв на себя эпизодическую роль и добавив в сюжет проблемной ситуации (пример: дети играют в дочки-матери, сюжет зацикливается на режимных моментах – спать, есть и гулять, педагог может взять на себя роль неожиданного гостя и тем самым дать развитие имеющемуся сюжету). Также внесение нового предмета в уже начавшуюся игру может стимулировать новые сюжетные линии или роли.
    • Педагогу следует быть внимательным к детям: имея различный темперамент, некоторым из них может потребоваться помощь взрослого для включения в уже имеющуюся игру детей. Новые роли, вначале небольшие, потом более значимые, помогут включиться стеснительным детям в детское игровое сообщество.
    • Наличие проблемной ситуации, созданной педагогом искусственно, также может стимулировать не только познавательный интерес детей, но игровой (в зависимости от самой проблемной ситуации). Проигрывая вначале эпизод в организованной педагогом деятельности, дети впоследствии переносят его уже в самостоятельную игровую деятельность.

    Важно помнить: педагог не должен самоустраняться из игровой деятельности детей, оставив ее на самотек. Наблюдение, участие в случае необходимости и только в условиях партнерских отношений, необходимы для развития сюжетно-ролевой игры, настолько значимой для детей дошкольного возраста.

    Литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года
    2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС // Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, - 2015, - 128 с.
    3. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность//Дошкольное воспитание №11, 2017, - с. 12-19
    4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, - 2000, - 712 с.
    5. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника//Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. - №6. – с. 74-78
    6. Солнцева О.В. Характеристика игры как инструментария оценки социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста // Экспертиза качества дошкольного образования. Коллективная монография/под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С.119-128
    7. Трифонова Е.В. Игра как ведущая деятельность дошкольника. На рубеже веков: движение в сторону свободы//Вестник МГПУ. Серия: педагогика и психология №4 (42), 2017, - 80-88 с.
    8. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology_pedagogy.academic.ru/6833/Игра_сюжетно-ролевая (дата обращения: 03.02.2020)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

    В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

    примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

    Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

       Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

    Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

    Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

    Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

    Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...