Главные вкладки

    Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

    ОБУХОВА Елена Анатольевна

    Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» используется в сфере образования в следующих аспектах:

    -  виртуальный музей дошкольной организации;

    - средство организации образовательного процесса через музейную педагогику на основе информационно-коммуникационных технологий;

    - средство интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;

    - средство поисково - исследовательской деятельности;

    - расширение взаимодействия всех участников образовательных отношений, соответственно, воспитательных возможностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_rekomendatsii_1.docx447.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный орган управления образования

    городского округа Краснотурьинск

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 8»

    Методические рекомендации

    для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни опаленные войной»

    г. Краснотурьинск, 2016

    Автор:

    Е.К. Патрахина, старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 8»

    Е.А. Обухова, музыкальный руководитель МБ ДОУ "детский сад № 8"

     

            Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» используется в сфере образования в следующих аспектах:

    -  виртуальный музей дошкольной организации;

    - средство организации образовательного процесса через музейную педагогику на основе информационно-коммуникационных технологий;

    - средство интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;

    - метод поисково - исследовательской деятельности;

    - расширение взаимодействия всех участников образовательных отношений, соответственно, воспитательных возможностей.

    Содержание

    Введение ……………………………………………………………………..

    3

    1. Виртуальный музей «Песни опаленные войной» как средство формирования духовно - нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста………………………………………….

    5

    1.1 Технология создания виртуального музея «Песни опаленные войной»………………………………………………………………………..

    6

    1.2 Создание сайта при помощи конструктора системы Google………..

    7

    1.3 Содержание и формы работы виртуального музея «Песни, опаленные войной»…………………………………………………………..

    8

    2. Проектирование методической и педагогической деятельности

     

    2.1  Перспективный план занятий  с использованием виртуального музея «Песни, опаленные войной»…………………………………………

    11

    2.2 Взаимодействие с педагогами……………………………………….......

    17

    2.3Взаимодействие с семьёй…………………………………………………

    18

    3. Методики определения уровня сформированности духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….

    21

    Заключение ………………………………………………………………….

    26

    Список использованной литературы ……………………………………

    28

    Введение

    Российские образование  существует сегодня в быстроизменяющихся условиях: информационные технологии оказывают заметное влияние на социокультурные процессы нашей страны. Большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники  достаточно уверенно используют различные электронные устройства в различных целях (образование, общение, игра и т.д.).        

    Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» приобретает всё большее значение в жизни человека, являясь важным фактором окружающей действительности и формирования личности.  Нет никаких сомнений, что роль сети «Интернет» из года в год будет только усиливаться.

    С каждым последующим годом происходит прирост интернет-сайтов, причем нереальными темпами. Ежедневно создаются, удаляются десятки тысяч всевозможных сайтов на различные тематики. В 2013 году количество сайтов уже активно стремилось достигнуть миллиарда. И вот по состоянию на начало 2014 года, по данным крупной мониторинговой компании количество сайтов составило порядка 860 миллионов! А в 2015 году количество сайтов превысило 1 миллиард. Если примерно посчитать, сколько лично вы сайтов просматриваете за день и сколько всего пользователей всемирной паутины, то получится баснословная цифра… Можно себе только представить масштаб сети Интернет!

    Интернет – часть нашей реальности. Но может ли сам ребёнок адаптироваться к ней? Ответ однозначно отрицательный. Бесконтрольное использование ресурсов сети негативно влияет на целостное развитие психики ребёнка. Наша задача, задача окружающих ребёнка - родителей, значимых взрослых и общества в целом обеспечить детям гармоничное взаимодействие с информационной магистралью, воспитав у ребёнка культуру общения с ней со своими нормами, правилами и ограничениями.

    Каждый родитель хочет видеть в своём ребёнке гармоничную адаптивную личность с выработанной волевой регуляцией поведения, духовно-нравственными основаниями и мировоззренческими установками, социальным интересом, потребностью принадлежать к определённой социальной группе, удовлетворяя свои потребности высшего уровня – принятие, уважение, самоактуализация.

    Огромные возможности для формирования духовно-нравственного потенциала заложены в музейной педагогике.

    Одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» являются виртуальные музеи – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.  Но сайты традиционных музеев - далеко не единственная форма существования музеев онлайн. Работает множество виртуальных музеев, присутствующих только в сети «Интернет»: виртуальные музеи открывают частные лица, их создают организации, которые не являются музеями – образовательные  учреждения, учреждения культуры и административные единицы.  

    Идея создания «Виртуального музея» - это пример инновационного метода сохранения и распространения музейного материала, реальная возможность сочетать мир современных компьютерных технологий и главную задачу музея - сохранять и распространять информацию о прошлом и настоящем. Виртуальный музей может постоянно расширяться и обновляться необходимой информацией. 

     

    1. Виртуальный музей «Песни опаленные войной» как средство формирования духовно - нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста

    На базе МБ ДОУ № 8 создан свой виртуальный музей «Песни, опаленные.войной». Виртуальный музей располагается по адресу (https://sites.google.com/s/0BzKVmdku4MgfYUtndmVBZkFYN0U/p/0BzKVmdku4MgfZjlOTFBtMTY1Z2c/edit).

    Данный музей представляет собой цифровой информационный ресурс, находящийся в свободном доступе в сети Интернет, электронную экспозицию интерактивного выставочного пространства, посвященного   Великой Отечественной войне.   

    Основной целью виртуального музея является создание эффективной системы использования музейной педагогики на основе информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе, направленного на формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно – нравственного потенциала, гражданской позиции и патриотизма, сохранения памяти обо всех, кто внес вклад в Победу в Великой Отечественной войне. 

    Музей также призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования образовательного процесса.  

    Задачи

    - сохранение памяти об участниках войны, ветеранах трудового фронта;

    - создание неразрывной связи поколений;

    - развитие гражданственности и патриотизма воспитанников;

    - стимулирование творческой, познавательной и исследовательской деятельности воспитанников;

    - создание и внедрение новых педагогических средств в образовательной деятельности  с использованием ИКТ.

    1.1 Технология создания виртуального музея

    «Песни опаленные войной»

    В МБ ДОУ оборудована современная, эргономичная, безопасная, развивающая предметно-пространственная среда. Имеется ресурсное обеспечение:  

    - материально – техническое: компьютеры, многофункциональное устройство (сканер, принтер, копир), цифровой фотоаппарат,   мультимедийный проектор, экран;

    - кадровое: 60% педагогов владеют компьютером на уровне уверенного и «продвинутого» пользователя;

    - информационное:   виртуальный сайт создан при помощи конструктора Googlе. Доступ к нему возможен с 8.00 до 19.00. В работе используются    информация, адаптированная для целевой аудитории (воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители). Время проведения занятий с использованием виртуального музея не более 20 мин.

    Этапы создания веб-сайта виртуального музея МБ ДОУ:

    - выбор инструментов создания сайта и его дизайна;

    - определение структуры сайта;

    - моделирование системы построения виртуального макета музея;

    - наполнение контентом первых веб-страниц;

    - проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам.

    Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников образовательных отношений: детей, родителей и педагогического коллектива. В создании некоторых презентаций и экспозиций принимали участие дети и родители.  Для этого созданы условия для свободного доступа к виртуальному музею и предоставлена возможность пользователям пополнять экспозиции своими экспонатами.

    1.2 Создание сайта при помощи конструктора системы Google

    Как непрофессионалу легко и быстро, без особых усилий создать бесплатный сайт?  Для создания любого сайта необходимо иметь: 1 - хостинг, 2 - название сайта и 3 - программу, которая позволит наполнить сайт информацией.

    Хостинг. Сайт должен где-то находиться. Если он располагается на компьютере пользователя, то должен работать круглосуточно. Ведь обращение к сайту может произойти в любой момент. Однако, это не всегда удобно, поэтому пользователи прибегают к услугам специализированных компаний, которые круглосуточно предоставляют место на своих носителях. Это называется хостингом. Как правило, хостинг стоит денег, но существуют и бесплатные хостинги. Данные услуги предоставляет система Google.

    Название сайта. Название сайта состоит из постоянного адреса (sites.google.com/site) и имени (например, сайт будет иметь имя abcsiteg). Первая часть состоит из имени домена, на котором будет находиться наш сайт (sites.google.com) и имя папки(/site), в которой будет располагаться файлы нашего сайта. Полное имя сайта будет – https://sites.google.com/site/abcsaitg/.  Отметим, что название можно написать как заглавными, так и прописными символами – это будет один и тот же сайт, например, sites.Google.com, SItes.google.com, Sites.google.COM.

    Программа. Система Google предоставляет программу Конструктор, которая позволяет легко, без знания языков программирования создать свой сайт. Кстати, данный сайт создан при помощи Конструктора системы Google. В Google имеется режим помощи, где можно узнать, как создать свой сайт (http://www.google.com/support/sites/).  

    Что нужно для создания сайта? Нужно подготовить содержимое сайта. Кроме того, нужно представить, как эта информация будет расположена на сайте.  Если вы все это имеете, можно приступать к созданию сайта.

    1.3 Содержание и формы работы виртуального музея

    «Песни опаленные войной»

    Виртуального музея (в отличие от реального) организационно не существует. Выставки виртуального музея могут длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями и интересными проектами.  Экспонаты виртуального музея не приходят в негодность.  Посещать виртуальный музей можно в любое время и попасть в него можно из любого уголка мира. Предоставляется возможность вносить новый материал, участвовать в творческой и проектной деятельности. Для этого необходимо пройти по ссылке, затем сайт «опубликовать», «открыть», «изменить страницу».    

    Структура виртуального музея, в целом, аналогична реальному музею. Музей состоит из 7 виртуальных «выставочных залов» (разделов - страниц). По каждому из разделов сайта представлены обзорные экскурсии, материалы для которых, в основном, - архивные документы  и военные фотографии, первоисточники, методические разработки, видеоролики, обучающие презентации, галерея творческих работ воспитанников и др.

    В «залах» выставлены музейные экспонаты в соответствии с направлениями и тематикой материалов. Каждый раздел имеет подразделение на подстраницы:

    - «Главная» (подстраницы: «О нас», «Положения конкурсов и проектов»);

     - «Бессмертный полк» (подстраницы: «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Люди Победы», «Города герои»);

    - «Фалеристика» (подстраницы: «Ордена», «Медали»);

    - «Песни военных лет»;

    - «Связь поколений» (подстраницы: «Наши деды - славные победы», «Война глазами детей»);

    - «Виртуальная экскурсия по памятникам и памятным местам Екатеринбурга, связанных с воинской славой Отечества»;

    - «Методическая копилка» (подстраницы: «Читаем детям о войне», «Проект «Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста», «Методические рекомендации для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной», «Консультации для родителей», «Консультации для воспитателей ДОО», «Интерактивная игра для родителей «Великая Отечественная война»).

            В главном разделе размещены  ссылки на Интернет – ресурсы: песни военных лет, видео - кадры «Из хроники Второй Мировой войны», фильмы и мультфильмы о Великой Отечественной войне для семейного просмотра и обсуждения.

    В содержание виртуального музея вошли следующие формы работы:  

    - организация конкурсов, выставок, тематических занятий и др.;

    - создание электронной экспозиции, интерактивного выставочного пространства;

    - создание презентаций для использования в педагогической деятельности и демонстрации их в рамках образовательных мероприятий.

    Продуктами проектной деятельности воспитанников являются:

    - «Наши деды славные победы»: материалы о своих родственниках, участниках войны, тружениках тыла, рассказы о них, их воспоминания, фото, документы, письма, артефакты военных лет.

    - «Дорогами войны»: результаты творчества воспитанников.

    Разработаны виртуальная экскурсия по памятникам и памятным местам Екатеринбурга, связанных с воинской славой Отечества, презентации («Дети - герои Великой Отечественной войны»; «Города герои»; «Ордена, медали»;

    «Фронтовые письма»); интерактивные игры (для детей «Песни, опаленные войной»; для родителей «Великая отечественная война»), методические материалы: картотека стихов о Великой Отечественной войне для воспитанников старшего дошкольного возраста; консультация для родителей «Как рассказать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне»; список рекомендуемой художественной литературы для детей о Великой Отечественной войне и др.

    Рассказы о прошедших войну людях, размещенные на страницах виртуального музея образовательной организации, наглядно транслируют позитивный жизненный опыт, содействуя духовно-нравственному воспитанию детей на примерах военных судеб по принципу «равнение на героев». Кроме того, для наполнения информацией раздела виртуального музея «Наши деды – славные победы» необходимо сначала провести определенную поисковую работу, принять участие в деятельности «следопытов», что вовлекает и воспитанников, и родителей, и педагогов в организованные формы досуга, способствующие повышению интереса к истории не только своей страны, но и семьи. Представленные здесь материалы имеют значительную исследовательскую ценность, но  достаточно низкую степень доступности для большинства населения России, - это коллекции семейных архивов.

     

    2. Проектирование методической и педагогической деятельности

    2.1  Перспективный план занятий  с использованием виртуального музея «Песни опаленные войной»

    Месяц

    Содержание занятия

    Планируемый результат

    Совместная познавательно-исследовательская деятельность

    Февраль

     

    Знакомство с виртуальным музеем.

     «Мирное время и начало войны»

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представления о Великой Отечественной войне. 

    - познакомить с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа».

    Развивающие:

    - развивать интерес к историческим военным событиям страны.

    Воспитательные:

    - воспитывать желание активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, уважительно относиться друг к другу.

    Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,  участвует в совместной деятельности. 

    Знакомство с виртуальным музеем.

    «Памяти героев Отечества посвящается…» (раздел «Бессмертный полк» («Люди Победы»))

    Задачи:

    Образовательные:

    - обогащать представления детей о Великой отечественной войне, о подвигах советских солдат.

    Развивающие:

    - формировать духовно-нравственные качества: доброта, храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

    Воспитательные:

    - воспитывать чувство патриотизма.

    Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. 

    Март

    «Они защищали Родину» (раздел «Бессмертный полк» Дети – герои Великой Отечественной войны»)) 

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представления   о детях  -  героях Великой Отечественной войны.

    Развивающие:

    - продолжать развивать интерес к подвигам  героев войны;

    - развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе общения.

    Воспитательные:

    - воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

    Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

    Учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

    «Солдаты идут в бой» (раздел «Бессмертный полк» («Города – герои»))

    Задачи:

    Образовательные:

    - продолжать обогащать представления воспитанников о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

    Развивающие:

    - развивать чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к  Родине, 

    - воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники.

    Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

    Учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

    Апрель

    «Боевые награды» (Раздел «Фалеристика» («Ордена», «Медали»))

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представления о боевых наградах Великой отечественной войны;

    - закреплять и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны и ее героях,  знания о том, что во все времена народ чтит память о  защитниках Отечества.

    Развивающие:

    - умение передавать свои чувства, свое отношение к событиям военных лет;

    Воспитательные: 

    - воспитывать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны.

    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, активно участвует в совместной деятельности.   Учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

    Май

    «След войны в моем доме» (раздел «Наши деды – славные победы»)

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представления о поисково-исследовательской деятельности.

    Развивающие:

    - развивать потребность в самостоятельном   изучении истории своей семьи;

    - развивать умение представить  поисково – исследовательский  продукт.

    Воспитательные:

    - воспитывать уважительное отношение у  к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  поступкам людей; склонен наблюдать.   Обладает начальными знаниями о себе,   и социальном мире, в котором он живет. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

    Итоговое мероприятие.

    Праздник, посвященный 9 Мая «Нет в Краснотурьинске семьи такой, где бы не памятен был свой герой»

    Цель: формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста патриотические чувства, уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов; ярких впечатлений, вызывающих эмоциональные переживания, посредством музыкально-литературного наследия времен Великой Отечественной Войны.

    Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.   Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.  

    Совместная музыкальная деятельность

    Февраль

    Знакомство с виртуальным музеем. Раздел

    «Песни военных лет»

    Задачи:

    Образовательные:

    - расширять представления детей о многообразии песен военной поры;  

    - учить  выражать свои впечатления от просмотра в виртуальном музее военной хроники парада Победы.

    Развивающие:

    - развивать умение участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

    Воспитательные:

    - воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

    Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. 

    «Песни опаленные войной»

    Задачи:

    Образовательные:  

    - формировать представления об историческим прошлом страны  через творчество композиторов в годы Великой Отечественной войны.

    Развивающие:

    - развивать познавательный интерес к истории нашей страны.

    Воспитательные:

    - воспитывать чувство любви к Отечеству через знакомство с песнями военных лет.

    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,   самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.   Обладает элементарными представлениями из области истории.  

    Март

    «Песня, зовущая в бой. Знакомство с песней «Священная война»»

    Задачи:

    Образовательные:

    - продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, познакомить детей с военно-патриотической песней А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
     Развивающие:

    - расширить музыкальный кругозор;

    - развивать интерес к песням, созданным во время Великой Отечественной войны.

    Воспитательные:

    - воспитывать чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину.

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении. Овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям.

    Апрель

     

    «Шутка и задор на войне. Милая сердцу «Катюша»»

    Задачи:

    Образовательные:

    - познакомить с историей создания песни «Катюша», выявить ее роль и значение в жизни защитников Родины.
     Развивающие:

    - стимулировать развитие способности эмоционально воспринимать военно-патриотические песни, закрепить знания детей о характере музыки.

    Воспитательные:

    - использовать силу воздействия военной песни на формирование духовно-нравственной личности воспитанников, их нравственных убеждений.

    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывает объяснения поступкам людей; склонен наблюдать.

    «Лирика в военных песнях. «В землянке», «Темная ночь»».

    Образовательные:

    - формировать умение самостоятельно высказываться о характере песни,
     Развивающие:

    - развивать способность с помощью средств музыкальной выразительности достигать то или иное настроение, выражать патриотические чувства; развивать музыкальный слух.

    Воспитательные:

    - воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

    Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

    Май

    Итоговое мероприятие.

    Итоговое мероприятие.

    Праздник, посвященный 9 Мая «Нет в Краснотурьинске семьи такой, где бы не памятен был свой герой»

    Цель: формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста патриотические чувства, уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов; ярких впечатлений, вызывающих эмоциональные переживания, посредством музыкально-литературного наследия времен Великой Отечественной Войны.

    Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.   Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.  

    2.2 Взаимодействие с педагогами

    Главным условием повышения качества  образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с чем, необходимо формировать профессиональную компетентность педагогов, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.

    Мероприятие

    Задачи

    Ответственный

    Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    - повышение уровня профессиональной компетентности по созданию условий для формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста

    Старший воспитатель

    Семинар – практикум «Виртуальный музей как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»

    - повышение уровня профессиональной компетентности по использованию музейной педагогики на основе информационно-коммуникационных технологий

    Старший воспитатель, музыкальный руководитель

    Консультация «Планирование работы с детьми»

    - повышение уровня профессиональной компетентности по планированию образовательной деятельности на основе виртуального музея»

    Старший воспитатель, музыкальный руководитель

    Консультация «Взаимодействие с родителями. Проектная деятельность «След войны в моем доме»»

    - повышение уровня профессиональной компетентности по использованию музейной педагогики на основе информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности, по привлечению родителей к участию в образовательном процессе.

    Старший воспитатель

    Мониторинг по развитию духовно-нравственного потенциала

    - повышение уровня профессиональной компетентности по использованию диагностических методик, направленных на изучение духовно-нравственного потенциала

    Старший воспитатель

    2.3 Взаимодействие с семьёй

    В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 

    В процессе работы с родителями устанавливали партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединяли усилия для развития и воспитания детей, создавали атмосферу общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, активизировали и обогащали воспитательные умения родителей, поддерживали их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Содержание работы с родителями реализовали через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные.

    Перспективный план работы с родителями

    Мероприятие

    Срок

    Ответ - ый

    1

    Анкетирование

    февраль

    2

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание и развитие воспитанников старшего дошкольного возраста»

    февраль

    3

    Консультация «Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста».

    февраль

    4

    Семинар «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании»

    март

    5

    Вечер - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

    апрель

    6

    Викторина «Над памятью время не властно»

    май

    7

    Участие родителей в деятельности виртуального музея «Песни, опаленные войной»

    в теч. уч. года

    8

    Мини – библиотека. 

    Выставки методической литературы по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.

    в теч. уч. года

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители!

    Просим Вас ответить на вопросы анкеты  

    1. Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

    а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей 

    б) мы все больше в этом убеждаемся

    в) с этим утверждением мы не согласны

    г) другой ответ  

    2. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

    а) о православных праздниках,

    б) о традициях нашей духовной культуры,

    в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.

    4. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом? а) подаем пример в семье,

    б) читаем духовно-нравственную литературу

    в) экскурсии по культурным достопримечательностям  города.

    5. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

    а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,

    б) достойным гражданином своей страны,

    г) уважительным к людям,

    д) патриотом своей Родины,

    ж) умеющим дать нравственную оценку поступкам

    6. Чем нравится заниматься вашему ребенку, какие игры он предпочитает?

    7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историческими событиями в годы Великой Отечественной войны?

    а) да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей,

    б) нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.

     в) затрудняюсь ответить.  

    8. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?

     

    9. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны? Если да, напишите, кто именно.

           

    Благодарим за сотрудничество!

     

     

    3. Методики определения уровня сформированности духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста

    Методика «Закончи историю»

    (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой)

    Цель: изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

    Предъявление задания.

    В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

    История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

    После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»

    История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой» Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

    История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитатель и сказала: «Мы сейчас будем обедать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

    История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

    Все ответы ребенка, по возможности, фиксируются в протоколе. Результаты анализа ответов ребенка заносятся в таблицу.

    Критерии оценки

    Фамилия, имя ребенка

    Ребенок не может оценить поступки детей (о баллов)

    Ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (1 балл)

    Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (2 балла)

    Ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (3 балла)

    Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья»

    (адаптированная методика Е. И. Изотовой)

    Цель: изучение особенностей сопереживания и сочувствия старших дошкольников.

    Материалы: пиктографические карточки с изображениями гномиков с разным настроением (например, радостный, грустный, удивленный; испуганный); сюжетные картинки, в которых представлены данные настроения (соответственно 4 варианта).

    Организация диагностической процедуры. Проводится индивидуально.

    Инструкция.

    1. Сегодня к нам пришли гости из Зазеркалья. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из них есть настроение, так же как у тебя, у меня и у всех людей.

    Экспериментатор показывает детям карточки, идет обсуждение каждого персонажа. После обсуждения карточку с изображением героя убирают и задают вопросы для обсуждения.

    Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика?

    У тебя бывает такое настроение? Когда?

    У кого еще ты часто замечаешь такое настроение?

    Как ты думаешь, почему?

    Ответы ребенка оцениваются по следующим критериям:

    - вербальное обозначение эмоционального состояния с опорой на лицевую экспрессию (пиктограммы);

    - выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмоций;

    - установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией из личного опыта.

    2. Создание проблемной ситуации: «Так случилось, что по дороге к нам в гости наши новые знакомые поссорились. Хотел бы ты их помирить? Давай попробуем.

    Гномики разбежались, и каждый из них спрятал свое настроение в картинках. Я тебе сейчас покажу эти картинки, а ты на них внимательно посмотри и попробуй найти все настроения».

    По очереди предъявляются картинки и задаются вопросы для обсуждения.

    Как ты думаешь, что чувствуют персонажи?

    Почему они радуются, грустят и т.д.?

    Представь, что ты оказался рядом, что бы ты почувствовал?

    Представь, что ты можешь изменить одну из этих ситуаций, какую ты выберешь?

    Что бы ты сделал, чтобы ее изменить?

    Ребенку предлагается проверить, удалось ли помирить гномиков, для этого все картинки переворачиваются, и из них ребенок складывает пиктограмму с изображением радости.

    Оценка результатов.

    Высказывания ребенка, его эмоциональные проявления фиксируются и затем анализируются по следующим критериям:

    - наличие эмоционального отклика на ситуацию; 

    - установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией;

    - выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмоций;

    - желание выразить свои чувства, переживания в речи (действии, деятельности), делиться своими переживаниями с другими;

    - обозначение совокупности признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций;

    - понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в контексте заданной ситуации;

    - использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания).

    Диагностическая беседа

    «История страны в годы Великой Отечественной войны»

    Цель: выявление гражданских чувств, ценностного отношения к Родине, познавательного интереса к истории   страны, представлений о событиях в стране в годы Великой Отечественной войны.

    1. Как называется страна, в которой ты живешь?

    2. Выбери (из предложенных) герб, флаг своей страны.

    3. О каких городах ты слышал?

    4. Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?

    5. Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

    6. Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания - для всей страны, для всего города, - какие бы три желания ты загадал бы?

    7. Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

    8. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

    9. Как началась Великая Отечественная война?

    10. Назови героев – защитников Отечества. Какой подвиг они совершили?

    11. Как ты думаешь, кто такие ветераны?

    12. Кто-нибудь в твоей семье воевал в Великую Отечественную войну? Расскажи об этом.

    Оценка результатов:

    Высокий уровень (3 балла)

    Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника может рассказать о своей стране, о ее истории, о семье в летописи Великой Отечественной войне. Ребёнок передает настроение, впечатление от рассказа о Великой Отечественной войне.

    Средний уровень (2 балла)

    Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.  

    Низкий уровень (1 балл)

    Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются.  

    Заключение

    Организация образовательного процесса с использованием музейной педагогики на основе информационно-коммуникационных технологий имеет большое значение для формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста. Виртуальный  музей   формирует любознательность, повышает эрудицию  детей, создает ситуацию успеха для всех детей, и сильных, и слабых.  Успех проводимых мероприятий зависит от общих усилий всех участников образовательных отношений.

    На наш взгляд, подобная форма работы более нацелена на формирование духовно-нравственного потенциала, чем традиционная   непрерывная образовательная деятельность.

      Главные преимущества электронной формы представления образовательной  информации - компактность, значительные выразительные возможности в представлении материала (видео, звук, анимации).   Представление информации в электронной форме позволяет лучше структурировать образовательный материал, дает возможность альтернативных вариантов его изучения.  

     Какова же результативность?

     Во – первых, повысился уровень освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и качество знаний  детей. Уровень освоения стабильный и составляет 95 %.

     Во – вторых в результате педагогической диагностики выявлено увеличение количества воспитанников  уровнем сформированности духовно-нравственного потенциала.

     В – третьих, повысился уровень участия родителей в образовательном процессе.

    Наши дети – творческие, активные, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям.   Учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты

     Таким образом, духовно-нравственный потенциал воспитанников необходимо рассматривать в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия в будущей жизни.

    Список использованной литературы

    1. Бердышев С.Н. Искусство оформления сайта. - Дашков и Ко, 2010.

    2. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004.

    3. Максимова, Т. Е. Виртуальный музей учебного заведения как инструмент интерактивных технологий воспитательного процесса: из опыта работы [Электронный ресурс] / Т. Е. Максимова. — Режим доступа: http://docme.ru/doc/1072054/mitrakova-s.v 

    4. Максимова, Т. Е. Роль виртуальных музеев в модернизации образовательного процесса современных образовательных учреждений / Т. Е. Максимова // Оптимизация образовательного процесса в современном университете / под. ред. А. Г. Казаковой. — М., 2014.

    5. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008

    6. Рыжова  Н.А.  Мини-музей  в  детском  саду,  как  форма  работы  с  детьми  и  родителями  [Текст]  /  Н.А.  Рыжова.  М.:  Педагогический  университет  «Первое  сентября»,  2010.  —  96  с.

    7. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая шкала, 2004.

    8. Суковская  Г.З.  Музейная  педагогика.  Организация  воспитательно-образовательного  процесса  посредством  создания  мини-музеев  [Текст]  / 

    Г.З. Суковская. Апатиты, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

    Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

    Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

    Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

    Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

    Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

    Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

    Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

    Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

    Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

    Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи

    Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

    Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...