Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка по теме

Марьина Юлия Анатольевна

 Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила

педагог-психолог

 Марьина Ю.А.

2013-2014 уч.год

Дидактические упражнения для мальчиков.

 

« Слушаем тишину»

цель: развитие слухового внимания.

В течение 3 мин. слушать тишину, затем обсуждать, кто, что услышал, в каком порядке.

 

« Жил был кот»

цель: развитие слуховой памяти,воспроизвести информацию без искажения.

Составление ряда определений к существительному.Каждый участник повторяет весь  предыдущий ряд, добавляя своё определение. Например:

  • Это был красивый кот?
  • Это был красивый, пушистый кот?
  • Это был красивый, пушистый,зеленоглазый кот?и т. д.

Могут быть разные варианты, напр.: «  Бабушка испекла пирог, это был...»

«Что мы делаем?»

цель: Учить правильно употреблять глаголы в речи. Описание: Педагог шепотом дает задание ведущему, который пантомимой изображает соответствующее действие, не произнося ни слова. Задача уч-ков- отгадать действие.Кто правильно расскажет, тому и водить.

«Нарисуй картинку палочками»

цель:формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.

Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.

« Определение понятий»

цель: использование применения отвлеченных категорий при включении данного понятия в систему более общих понятий.

Оборуд-е: ряд слов, обозначающих разные понятия.

Ход: педагог предлагает детям ответить на вопрос: « Что  такое..стол?». Варианты: дружба, верность, землетрясение и т. д.

« Запоминаем вместе»

цель: развитие слух. Памяти.

Один ребенок называет предмет, второй повторяет слово и добавляет своё,третий ребенок повторяет два слова первых и добавляет третье и т. д.

«Кто, что слышит?»

цель:Развитие слов.запаса и фразовой речи.

Оборуд-е: ширма, разные звучащие предметы

описание: педагог за ширмой производит звуки разн.предметами, дети отгадывают, каким предметом произведен звук. Звуки д.б. четкими и контрастными.

« Назови предмет».

Цель:Развитие мыслит.операций синтеза.

Называется ряд признаков предмета. Дети мысленно объединяют их  и называют этот предмет.Напр.: упругий,круглый,красный (мяч)

«Слова»

цель: развитие слух.памяти.

Внимание: Слон, заяц,телевизор, курица,шарф,мышь, волк,диван, кресло, медведь.Повтори!

 

« Четыре стихии»

цель: развитие внимания,связ.с координацией слух.и двигат.анализаторов.

Педагог договаривается, что если он скажет слово «земля» то все опустят руки, если «вода»-руки вперед, если «воздух»- руки вверх, если « огонь»- вращение руками в локтях.Кто ошибся-проиграл.

« Путешествие в сочинялку»

цель: учить сочинять,импровизировать, разыгрывать диалоги,использов.выразительную речь.

Педагог начинает рассказ,дети продолжают, при затруднении взр-й задает наводящие вопросы.

« Инопланетяне»

цель:развитие связной речи

Ребенок должен рассказать инопланетянам понятнее и короче,что такое: карандаш,стол, книга, игрушка и яблоко.

« Составление предложений»

цель:формирование мыслительной операции синтеза.

Педагог называет любые три слова, не связанные по смыслу. Ребенок должен сост-ить как можно больше предложений с этими словами.Примеры набора слов: море,карандаш, медведь; улица, книга, фартук; мяч, небо,цветок; и т. д.

«Найди сходство-отличия»

цель:формирование мыслительных операций сравнения и синтеза

оборуд-е:2 предмета,изображения предметов, среди которых только 2 одинаковых.

Ход:педагог показывает 2 предмета и предлагает найти признаки, которые у них общие, и наоборот, 2предмета-найти призники их отличия,ребенку предлагается отыскать 2 одинаковых предмета среди нескольких игрушек или среди нескольких игрушек найти предмет, отличающийся от других. Объяснить.

« Придумай загадку»д/мальчиков ( о конфетах,ягодах. цветах)

цель:Развитие речевого творчества, подбирая точные образные слова для описания предмета.

Дидактические упражнения для девочек

« Комбинирование»

цель:развитие гибкости мышления.

Придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геом. фигуры(круг,квадрат т. д.)

«Встаньте те,кто..»

цель:развитие навыка выделения опред-х признаков, отвлеченных от остальных.

Сидя в кругу , одного стула не хватает. Педагог предлагает встать и поменяться местами тем, у кого голубые глаза и т.д.Ведущий тот ,у кого не хватило места. Варианты: длинные волосы, младший брат, у кого есть друг и т. д.

« Выложи кружки в той же последовательности»

цель:увеличение объема внимания и развитие памяти.

Пять разноцветных кружков выкладываются,дети повторяют в той же последовательности.

«Говорящие рисунки»

цель:развитие навыков использования схематизации вербального материала.

По серии рисунков составление целостного рассказа.

« Найди одинаковые»

цель:выделение признаков объекта при отвлечении от остальных.

Дети смотрят вокруг себя и должны увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, материала: предметы, названия кот.начин-ся с заданной буквы и т.д. Это м.б.детское лото,сюжетн.картинки. Выигрывает тот, который назвал предмет последним.

«Запомни картинки»

цель: развитие зрит.памяти

16 карточек перекладываются, запоминаются в течение 1 мин.и ребенок перемешивает и восстанавливает порядок.

« Угадай, какой буквы не стало»

цель: развитие памяти, объема вримания

Любые 8 букв лежат на столе в разной последоват-ти, ребенок в теч.10 сек.запоминает, закрывает глаза, затем определяет, какой буквы не стало.

« Сгруппируй буквы»

цель:развитие зрительного анализа.

Надо сгруппировать одинаковые буквы: по названию, жирным шрифтом,строчные,печатные, и т. д.

« Как это можно использовать»

цель: развитие гибкости мышления

Предлагается найти большее число вариантов использования какого-либо предмета.

«Рисуем по памяти узор»

цель:развитие зрит.памяти,внимания,мелкой моторики.

Ребенок 2 мин.смотрит на узор воспроизводит его по памяти.

«Спрятанная игрушка»

цель:Умение соотносить схему с реальным пространством.

Прячется игрушка, отмечается ее местонахождение на карте группы,дети ищут,потом сами могут прятать игрушку.

«Недостающие картинки»

Надо подобрать 8-10 пар картинок, связанных по смыслу, разложить

попарно.Педагог убирает левый ряд, ребенок называет недостающие в правом ряду картинки.

« Перевертыши»

цель: создание образов на основе фрагментов изображения

ход: педагог показывает фрагменты геом.фигур или линий и предлагает создать целостное изображение, затем переворачивает исходный фрагмент на 90 градусов и снова предлагает закончить рисунок, затем снова переворачивает и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит  актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...

Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

      Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкол...

Методические рекомендации воспитателям и родителям по воспитанию восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитателям старшей группы необходимо познакомить детей с цветовыми эталонами: расположением цветов в цветовом спектре на примере радуги. Расширить представления детей о получении оттенков любого цве...

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недос...