Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Грудцинова Наталия Николаевна

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкольных уччреждений и родителям детей длшкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.po_ekologii_2017.docx764.06 КБ

Предварительный просмотр:


Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать понимание объективных законов развития природы и общества, активизировать познавательную деятельность, учить быть соучастниками событий, рационально использовать природные ресурсы и разрабатывать мероприятия по охране природы и экологической безопасности.

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста,  которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении.

Адресуется воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям детей дошкольного возраста.

Автор-составитель: Грудцинова Н.Н., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..4

1 Теоретическая часть…………………………………………………………………….

1.1 Специфика экологического развития ребенка……………………………………..5

1.2 Актуальность темы…………………………………………………………………...6

2 Практическая часть………………………………………………………………………

2.1 Диагностика по изучению уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста…………………………...................................................................6

2.2 Цель, задачи..................................................................................................................6-7

2.3 Принципы………………………………………………………………………………7

2.4 Методы формирования нравственно-экологического отношения к природе……………………………………………………………………………………..7

2.5 Методический инструментарий………………………………………………………8

3 Создание условий для успешного формирования экологических навыков……………………………………………………………….....................................

3.1 Создание развивающей среды…………………………………………………….8 - 10

3.2 Использование экологических игр……………………….....................................10 - 12

3.3 Преемственность в работе с родителями…………………..........................................12

3.4 Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Фасоль сажаем – урожай собираем» ……………13 -15

Заключение…………………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………………...17

Приложения…………………………………………………………………………….18 - 25

Введение

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

        Мировое сообщество серьезно озабочено состоянием окружающей среды, деградация которой происходит по вине человека. В декабре 2015 года в Париже было достигнуто глобальное соглашение о предотвращении изменений климата. Представители 195 государств договорились сокращать выбросы в атмосферу, чтобы сдерживать повышение температуры воздуха на планете. По мнению ученых это позволит избежать изменений климата, которые могут, вероятно, стать катастрофическими и необратимыми.

        Серьезность проблем экологии осознается и в нашей стране. Президент В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии – в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

        Экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Экологическое образование  дошкольников – начало формирования экологической культуры человека, важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Формирование знаний в экологическом  воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность.

Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

1.Теоретическая часть


1.1. Специфика экологического развития ребенка

Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:

Область «Социально-коммуникативного развития» способствует развивитию отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.

Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.

Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.

Область «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

Специально организованный процесс освоения ребёнком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:

теоретический — овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;

практический — активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа приобретения новых знаний.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

Игровая — вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.

Познавательная — активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа.

Трудовая — осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.

Художественно-эстетическая — гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

1.2 Актуальность

Проблема формирования  у дошкольников экологической грамотности в природных условиях, поддержания интереса к объектам живой и неживой природы, воспитания эмоционально-положительного, бережного отношения к объектам окружающей природы является актуальной на сегодняшний день. В период дошкольного детства ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность этого возраста очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

         Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Каждому человеку необходимо знать родную природу и знать своё место в окружающем мире. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

2. Практическая часть

2.1 Диагностика по изучению уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания условий для развития у детей экологически грамотного поведения в природных условиях,  поддержания интереса к объектам живой и неживой природы, воспитания эмоционально-положительного, бережного отношения к объектам окружающей природы.

Работу по развитию экологических знаний у детей я начала с диагностики:

Для выявления отношения детей к объектам живой и неживой природы использовала метод наблюдения, беседы с детьми, игры.

Для изучения экологических знаний детей спланировала дальнейшую работу по экологическому воспитанию, провела диагностику по методике  Цветковой И. В. (Приложение1)

2.2 Цель, задачи

Проанализировав результаты диагностики, я поставила для себя цель:

Цель: - создание условий для развития гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

             Для достижения цели требуется решить ряд задач:

Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы.

Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды, развивать практические навыки по трудовой деятельности в природе.

Воспитательная — способствовать становлению экологического мышления, совершенствованию эмоционально-мотивационной области, нравственного воспитания и формирования ценностных ориентиров.

Задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,   «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что  обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.3  Принципы

              Работу строила  на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.


2.4 Методы формирования нравственно-экологического отношения к природе

               1. Метод экологического отождествления.
Постановка себя на место того или иного природного объекта, погружении в ситуацию, в которой этот объект находится.

                2. Метод экологического сопереживания. Стимулирование сопереживания ребенком состоянию природного объекта, сочувствия ему.

            
3. Метод экологической рефлексии. Стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.


2.5      Методический инструментарий

Формы

Методы и приемы

Средства

Игры:

-дидактические,

-творческие,
- ролевые экологические,

-подвижные.

Совместная деятельность.

Работа в парах, микро группами.

Индивидуальная работа.
Экологические занятия.
Экологические экскурсии.
Уроки доброты
Экологические акции.
Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
Трудовой десант.
Экологические праздники и фестивали.
Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

Экологические конкурсы.

Работа с дидактическими пособиями.

Драматизация известных художественных произведений.
Наблюдения.

Разговоры-рассуждения.
Экологические проекты.

Словесные:

- беседы;

- чтение художественных произведений;

- анализ ситуаций

- вопросы.

Наглядные:

-мультимедийные презентации;

- демонстрация наглядных пособий.

Игровые:

- дидактические игры;

- игровые упражнения.

Практические:

- практические упражнения;

- зарисовки.

- МР-3 проигрыватель;

-  ноутбук;

-  экран;

-мультимедийные презентации;

- листы бумаги;

-гуашь, фломастеры, цветные карандаши;

-художественная литература;

- дидактический материал.

-

3. Создание условий для успешного формирования нравственно-экологического отношения к природе

          Для того, чтобы получить хорошие результаты, и выполнить вышеперечисленные задачи важно создать необходимые условия.

3.1 Создание развивающей среды

Основной частью экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

        В группе создан «Центр природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Состав «Центра природы» независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями.

Для опытно-экспериментальной деятельности, в старшем дошкольном возрасте детям обеспечена максимальная самостоятельность и свобода от взрослого. Воспитанники, занимаясь в лаборатории, не спрашивают у воспитателя как делать тот или иной опыт, какие материалы им взять для исследований. Вместе с детьми мы определили место, где будут проходить наши исследования и по крупицам создали исследовательский центр (мини-лаборатория). Мы начали вместе с детьми компоновать наборы для тех или иных экспериментов. Вместе с детьми рисовали схемы - последовательность выполнения опыта. И дети в последующем, без помощи взрослого, смогли проводить опыты, эксперименты. В мини-лаборатории действуют определенные правила поведения, которые отображены на схемах.
            Кроме того, в группе все центры расположены так, чтобы дети могли получать и закреплять экологические знания. Так, в центре «Книжкин дом»  дети всегда могут почерпнуть знания из энциклопедий, художественной литературы по теме («Растения», «Животные», «Окружающий мир» и др.). В центре нравственно-патриотического воспитания «Россия – Родина моя» дети знакомятся с растениями и животными родного края, с природными ресурсами, полезными ископаемыми, рассматривая подбор карточек с картинками, фотографии по данной теме.  «Математический»  и «Речевой» центры включают в себя разнообразие дидактического, раздаточного, демонстрационного материала (овощи, фрукты, обитатели, морей, дикие и домашние животные и др.) В центре «Кубики» дети могут построить зоопарк, заповедник или что-либо другое в данном направлении. В центре «Творчество»  дошкольники с удовольствием изобразят животное или какой-либо объект природы (минералы, реки, леса и т.д.) с помощью красок, пластилина, глины.  Повадки животных, их звуки дети передают играя в  театрально-музыкальном центре. В центре крупной моторики проводятся соревнования по уборке овощей (фруктов).  Разнообразие природного материала (шишки, желуди, фасоль и др.) в центре развития мелкой моторики напрямую связаны с природой.В центре сюжетно-ролевых игр любой ребенок может стать ветеринаром, экологом или лесником. В центре безопасности дети реализуют себя в роли спасателей, пожарных, оказывающих помощь лесу и его обитателям.  

Для ознакомления детей с природой во время прогулки широко используется, созданная на территории «Экологическая тропа». Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное и оздоровительное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель в любом пункте «Экологической тропы» имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Важной частью экологической среды является организация огорода на территории детского сада, где воспитатели совместно с детьми организуют труд по выращиванию овощей. Воспитателю важно приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).

3.2 Экологические игры

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Для того, чтобы пробудить у детей живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы, сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды необходимо применять, прежде всего,  игровую деятельность.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры).

Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).

Необходимо заранее провести беседы по данной теме, обратить  внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось  жить.         Затем рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составляем карточки – схемы, работаем по чертежам, анализируем постройки, ищем пути решения.

Важное место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если мы, взрослые будем приобщать ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд художественную литературу, телепередачи и так далее, его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в играх.

Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребёнка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные). Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках), так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить?

Например, надо построить овощехранилище. Дети ставят перед собой цели: большое, чистое, удобное, хорошо проветриваемое, а главное – овощи должны сохраниться как можно дольше свежими, долго не портиться.

Также дети могут сначала составить чертежи строительства бассейна или парка, в котором строят фонтан, качели, «сажают» растительность и так далее.

То есть, дети должны подходить к строительству со стороны экологической направленности (экологически чистый материал, воздух, продукты).

Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями), ипподром и так далее.

Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.

В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоём»позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

4. Игры – путешествия.

Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и такдалее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

5. Дидактические игры.

Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).

Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

7. Дидактические игры.

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?»,

«Береги природу!» и так далее.

4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).

При организации игр  используется системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная.
           В процессе игровой деятельности  у детей формируются  умение осознать себя частью мира, формируются  и углубляются представления о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются  знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания.

3.3 Преемственность в работе с родителями.

Провожу с родителями воспитанников консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбирается соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. В помощь родителям оформлен   «Экологический стенд» со статьями, стихами, загадками по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Предлагаю родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр, привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, рекомендую принимать участие в экологических акциях, привлекаю родителей к участию в различных конкурсах (рисунков по теме, в областных конкурсах, например: «Зелёная планета»). Даю  рекомендации родителям вести регулярный просмотр телевизионных передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкосгь и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждаем ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

3.4 Конспект  непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста



Тема: «Фасоль сажаем – урожай собираем»
 

Цель:
формирование знаний детей о процессе посадки растений.

Задачи:

-
образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, закреплять знания о различиях семян гороха, фасоли,  продолжать знакомить детей с нормами и правилами поведения в природе;
-
развивающие:   формировать умение сажать семена овощей в землю аккуратно, навыки труда в природе, дать представление об условиях, необходимых для прорастания посевов, способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать кругозор, мышление, связную речь;
-
воспитательные: воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать бережное отношение к посаженным семенам.


Предварительная работа:

-
чтение художественной литературы (стихотворение Л. Некрасова «Огородники», стихотворение Ю. Тувима «Овощи»,  сказки «Репка», «Медведь и мужик»),
- д/и «Вершки и корешки», «Во саду ли в огороде», «Съедобное - несъедобное»,
- с/р игра «Огородники»,
- загадывание загадок,
- наблюдения,
- беседы.

Материалы и оборудование: семена фасоли, гороха,  лейки с водой,  садовый инвентарь (детские грабли); экран, запись видеообращения.

Ход НОД

I Оргмомент
Воспитатель.  Дети, я получила видеописьмо от Мышонка, который просит нас о помощи.

(Просмотр видеообращения к детям от Мышонка.
Приложение 2)

Воспитатель.  Итак, о чем нас просит Мышонок?
Дети. Мышонок просит нас помочь ему вырастить фасоль для друга Хомячка, который пригласил его на день рождения.
Воспитатель.   Поможем Мышонку?
Дети. Поможем.

II Основная часть
Воспитатель.
  Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы вырастить фасоль?
Дети. Почва, воздух, вода, тепло, свет.
Воспитатель.   Верно. Молодцы. Для того, чтобы узнать какие инструменты нужны огородникам, необходимо отгадать загадки.

(Воспитатель читает загадки.)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (.Лопата)

В огород несем за ручку

Мы пластмассовую тучку.

Эй, морковка, воду пей-ка!

Что за тучка? - Это ...(Лейка)

Зубья остры, хоть и редки.

На меня не наступай!

Мною листики и ветки

В кучки ровные сгребай. (Грабли)

Воспитатель.   Молодцы, ребята. Мы определили, что нам необходимо для посадки и выращивания фасоли. Нам нужно подготовить семена фасоли. Рассмотрите в коробочке семена. Что вы заметили?
Дети. Семена разные. Перемешались семена гороха и семена фасоли.
Воспитатель. Дайте описание семенам гороха.
Дети. Семена гороха круглые, гладкие, желтого цвета.
Воспитатель. Расскажите, как выглядят семена фасоли.
Дети. Семена фасоли продолговатые, гладкие, белого (с крапинками) цвета.
Воспитатель. Помогите, пожалуйста, отделить семена фасоли от семян гороха. Чтобы ваши пальчики  были послушными выполним для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика
(Поочередно загибать пальцы.)
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры-
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата-
Много разного салата.
У бабушки Феклы-
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса-
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки-
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.

(Дети  раскладывают семена по двум коробочкам, отделяя фасоль от гороха.)

Воспитатель. Итак, все готово. Перед началом работы в огороде, предлагаю вам сделать разминку, чтобы мышцы и суставы не чувствовали нагрузку.

Физминутка
Дети вынесли лопатку,
(ходьба на месте)
И вскопали они грядку.
(«копают»)
Дети спинки наклоняют,
(плавные наклоны вперед)
И фасоль они сажают.
(«сажают»)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой.
(имитация прополки грядок)
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать.
(приседания)
Урожая ждет народ,
(встают)
Поливает огород.
(«поливают»)
Опустили руки вниз,
А теперь уж потрудись.
Воспитатель. Итак, друзья настало время приступить к работе. Мы будем применять садовый инвентарь. Вспомним правила работы с ним.
(Инструктаж по технике безопасности при работе с инвентарем.)

1. Перед началом работ следует проверить исправность инструментов (рукоятки должны быть надёжно закреплены).

2. Использовать инструменты можно только по их прямому назначению.

3.  Переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.

4. При обработке почвы граблями следует беречь ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов.

5. Нельзя бросать инструменты, передавать их нужно из рук в руки.

6. Нельзя находиться вблизи (сзади) человека, работающего граблями.

7. Для защиты рук рекомендуется пользоваться перчатками и рукавицами.

8. При переносе лопат, граблей, на острые поверхности следует надевать защитный чехол.

9. После работы инструменты должны быть очищены от земли   и сложены в специальном месте.

 10.  Вымыть руки с мылом, привести одежду в порядок.

Воспитатель. Верно. Теперь приступаем к работе. Сделаем на грядке (она подготовлена воспитателем) не глубокие лунки, чтобы семена быстро проросли. Затем кладем в каждую лунку по одному семени фасоли, засыпаем лунки землей и поливаем водой из лейки.
Воспитатель. Теперь нам остается дождаться всходов и ухаживать за ними: поливать, убирать сорняки. Осенью фасоль созреет и мы уберем урожай для Мышонка.

Итог НОД
Воспитатель. Друзья, вы сегодня сделали доброе дело – оказали помощь Мышонку. Мы научились сажать семена фасоли, закрепили знания о различиях семян гороха и фасоли.

Заключение

У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, уметь оберегать и поддерживать.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным кострам, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей широкие и достаточно глубокие представления об экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик. Дети учатся чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее, созидая, сохранять и преумножать ее богатства.

        

Литература

1.Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)

2.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).  

3.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:          Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.

4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

5.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. — Москва: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети).

6.Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

7.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
           8.Рыжова Н.А.  Я и природа:Учеб.-метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, илл. (Сер. «Наш  дом – природа)

9.http://www.pedagog.kamardin.com/index.php/2011-01-06-20-23-35/29-13/151-2011-03-23-16-18-54

10. http://paidagogos.com/?p=18794

11.http://studbooks.net/1840936/pedagogika/analiz_raboty_ekologicheskomu_vospitaniyu_diagnostika_ekologicheskogo_vospitaniya_deti_starshego_doshkolnogo

12.https://infourok.ru/nod-po-ekologii-temami-druzya-prirodi-961983.html

Приложение 1

Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников (автор И. В. Цветкова)

1 Раздел. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

1.1 Методика «Удивительная прогулка»

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:

1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают. Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2.

Экспериментатор задает ребенку вопросы:

-"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

-"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

-"Какие условия жизни им необходимы"?

-"Где обитают эти животные"?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются по пяти уровням

Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

1.2. Методика "Живая - неживая природа"

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

1.3 Методика "Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. 

Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.

2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированности представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. 

Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). 

Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

- За что лес мог бы сказать тебе спасибо?
- За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. 

Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

2.2.Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.

Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.

3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.

3.1. Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. 

Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг- золотой".

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали".

2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

- Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

- Что тебя больше всего огорчило?

Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,

проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

3.2 Методика "Секретный разговор"

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.

Проведение исследования:

Методика протекает в два этапа:

1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Обработка данных.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Очень низкий уровень (1)

Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.

3.3. Методика "Картинная галерея"

Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним.

Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:

1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остроухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.

2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".

3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.

Обработка данных:

Очень высокий уровень (5)

Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.

Высокий уровень (4)

Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.

Средний уровень (3)

Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.

Низкий уровень (2)

Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности по отношению к природе.

Очень низкий уровень (1)

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.

4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

4.1. Методика «Экологический светофор»

(Модификация методики Цветковой И. В.)

Цель: выявить у детей уровень представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности; умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); опыта в экологически ориентированной деятельности. 

Подготовка исследования: набор цветных карандашей на каждого ребенка; набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе; листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу каждого рисунка - не закрашенный кружок).

Проведение исследования  (проходит в форме игры)

Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:

Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3) 

Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1) 

Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

4.2. Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. 

Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. 

Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

У растения появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ему помощь? Как ты можешь ему помочь?

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3)

Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1)

Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
следующим.

Приложение 2

C:\Users\user\Desktop\ВГ - 2019\Методич.разраб\метод.разр. по экологии 2017\Приложение  фото\20170815_102136.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Методическое пособие для воспитателе "Значение формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит опр...