Статья для родителей на тему: "Подготовка детей к школе"
статья (подготовительная группа)

Панца Наталья Михайловна

В своей статье я хочу донести информацию родителям о том, как правильно подойти к такому вопросу "Как подготовить своего ребёнка к новому этапу жизни - школа". Подготовить физически, морально, чтоб не навредить своему ребёнку. Ведь многие родители , как и дети нуждаются в нашей помощи и рекомендациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей:

«Подготовка ребёнка к школе!»

Автор: Панца Наталья Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад                                                                                                                                                          № 67 Приморского района Санкт-Петербурга

Уважаемые мамы и папы!

  Приближается то время, когда ваш ребёнок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с  этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребёнка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

 Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребёнок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждении, готовящих детей к поступлении в школу. Но, забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй.

 В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребёнка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная  подготовка к школе?

 Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

 Физиологическая готовность ребёнка к школе.

Этот вид означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребёнка имеются серьёзные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.

 Психологическая готовность ребёнка к школе.

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

 Интеллектуальная готовность к школе:

- к первому классу у ребёнка должен быть запас определённых знаний;

- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

 Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность – это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

- ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

 Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает:

- понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения;

- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 Познавательная готовность к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

 Что нужно знать родителям, занимаясь с ребёнком дома?

Домашние занятия с ребёнком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребёнка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребёнка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребёнка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Занимаясь с ребёнком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребёнок отвлёкся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т.п.

 Родители должны знать и ещё одну важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они  развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься ребёнку в игровой форме, а домашние занятия не должны превра-щаться в учебный процесс. Занимаясь с ребёнком дома, не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего ребёнка можно постоянно. Например, когда вы гуляйте во дворе, обратите внимание ребёнка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. Старайтесь, чтобы ребёнок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

 Большую помощь могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка. Прежде чем показать игру ребёнку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития вашего ребёнка. Когда ребёнок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. Задавайте вопросы, чтобы ребёнок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребёнок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребёнку и исправляйте. Разучивайте с ребёнком скороговорки и стишки, пословицы, поговорки, песенки.

 Очень важно развивать мелкую моторику ребёнка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка в школе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребёнку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребёнком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Можно, например, нарисовать геометрические фигуры и попросить ребёнка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, учите вместе с детьми пальчиковые разминки. Кроме того, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнуровок, нанизывания бусинок, перебирания в домашних условиях различных круп, бобовых продуктов, предварительно смешав их.

 Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребёнка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребёнка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребёнка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстаёт по своему развитию от сверстников. Поэтому рекомендуется детям заниматься занятиями на развитие мелкой моторики.

 Рекомендации родителям будущего первоклассника.

Чтобы ваш ребёнок с радостью пошёл в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учёба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к рекомендациям психологов и педагогов.

  1. Не будьте слишком требовательны к ребёнку.
  2. Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребёнка чрезмерной.
  4. Если вы видите, что у ребёнка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т.п.
  5. Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребёнку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк всей семьёй.
  6. Следите за режимом, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьёй перед сном.
  7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
  8. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как ведёт себя в общественных местах. Ребёнок шести-семи лет должен управлять своим поведением и адекватно выражать свои эмоции. Следует уделить особое внимание, если он агрессивно реагирует на различные ситуации.
  9. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но всё-таки постепенно приучайте ребёнка, чтобы он в течение 15-20 минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  10. Обеспечьте для домашних занятий ребёнку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начал лепить, взять альбом и краски и порисовать и т.д.
  11. Если ребёнок отказывается выполнять задание, то найдите способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, но ни в коем случае не пугайте, что лишите его сладостей, что не разрешите ему поиграть и т.п. Будьте терпеливы к капризам вашего  ребёнка.
  12. Рассказывайте ребёнку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  13. Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень добрые и хорошие. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
  14. Обратите внимание. Использует ли ваш ребёнок «волшебные» слова. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребёнку команды: принеси то, сделай это, убери на место – а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребёнке ненормативную лексику, если в семье грубость и жестокость в поведении, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребёнок в школе дерётся, задирает всех, агрессивен к окружающим.

 С того момента, когда ваш ребёнок впервые переступит порог школы, начнётся новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребёнок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребёнку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

 Используемая литература:

  1. Шанина С.А. Гаврилова А.С. «Играем пальчиками – развиваем речь» М.2008
  2. Розум С.И. «Психология социализации и социальной адаптации человека» М. Речь 2006
  3. Дронова Т. «О концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе» // Дошкольное воспитание. № 8, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе».

Консультация для родителей о том как подготовить детей к школе. Советы для родителей...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка к школе детей подготовительной группы"

Разработана консультация для родителей подготовительной группы на тему"Подготовка к школе"....

Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада....

Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"

В консультации рассказаны условия успешной подготовки к школе....

Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе».

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошко...

Статья для родителей на тему: «Подготовка ребенка к школе»

Данная статья предназначена для родителей подготовительной группы....