Формулировка темы, разработка плана работы над проектом, распределение ролей по его реализации.
проект (средняя группа)

Гелунова Татьяна Александровна

АННОТАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 

Проект направлен на формирование и совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._plan_raboty_nad_proektom.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формулировка темы, разработка плана работы над проектом, распределение ролей по его реализации

Тема проекта в рамках дисциплины «Нарушения голоса, дизартрия, ринолалия»: «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

ОПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Название проекта: «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет», Курск, Россия.

3. Ишкова Елена Юрьвна, студенты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направление «Логопедия детей и взрослых».

4. Российская Елена Николаевна, к.пед.н., начальник управления академической политики, доцент кафедры Логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования КГУ.

АННОТАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Проект направлен на формирование и совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Цель проекта: разработка цикла логопедических сказок, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи проекта:

  1. Изучение педагогической и психологической литературы по вопросу использования логопедических сказок, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Выбор речевого материала, направленного на активизацию процессов восприятия, внимания и памяти у детей.
  3. Повышение мотивации, интереса к логопедическим занятиям, приобщение детей к процессу активного познания.
  4. Создание методической разработки по теме: «Использование логопедических сказок с мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи».

Ожидаемые результаты проекта: 

  1. Формирование у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия») знаний по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  2. Создание методической разработки с видео-приложением и мини флеш-игрой, которые помогут в работе учителю-логопеду и воспитателю в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Актуальность проекта:

Словарный запас является одним из компонентов речевого развития ребенка, а овладение лексикой выступает условием речевого развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения [Филичева, Чиркина, Коновалова, Кондратенко, Воробьева ].

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении, поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции развития активного словаря.

В работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, эффективным развивающим и коррекционным средством развития всех компонентов речевой системы является сказка.

Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является мощным дидактическим и коррекционным средством в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

На наш взгляд, использование логопедических сказок на формирование и совершенствование словаря является эффективным методом работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Таким образом, существует потребность в разработке логопедических сказок, направленных на совершенствования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Все выше изложенное определило цель проекта.

Новизна предлагаемых решений состоит в том, что в ходе реализации проекта особое внимание уделяется разработке методического пособия, которое содержит цикл логопедических сказок с видеоприложением и мини флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Социальная значимость проекта определяется следующим:

  1. Выбранный речевой материал направлен на активизацию процессов восприятия, внимания и памяти у детей.
  2. Повышение мотивации, интереса к логопедическим занятиям, приобщение к процессу активного познания.
  3. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей

Перспективы своей работы мы видим в апробации подобранного материала.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь 2018)

Задачи этапа:

Разработка проекта (определение темы, задач, ожидаемых результатов, этапов реализации проекта).

2. Распределение ролей по реализации проекта:

- Подбор, адаптация диагностического материала:

1. Составление план-схемы проекта (2 студента);

2. Сбор и обработка литературы, информации, дополнительного материала (3 студента);

3. Систематизация отобранного материала (3 студента).

II этап - основной (октябрь-ноябрь 2018г.)

Задачи этапа:

  1. Создание методической разработки для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
  2. Создание видеоприложения к методической разработке для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
  3. Создание мини-флеш игры к методической разработке для учителей-логопедов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

III этап - обобщающий (декабрь 2018г.)

Задачи этапа:

1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Презентация проекта.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия. 2000, 400 с.
  2. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-Пресс. 2001, 240 с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» М.: Просвещение, 1981, 256 с.
  4. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ. 2006, 141 с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. М.: Просвящение. 1985, 112 с.
  6. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. М.: Соц.-полит, журн. 1994, 96 с.
  7. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Академия. 2005, 144с.
  8. Макарова В.Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, В.И. Яшиной. Орел.: ОГУ. 2002, 48с.
  9. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-пресс. 2015, 245 с.
  10. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Гном и Д, 2002. 48с.
  11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001, 240с.
  12. Яшина В.И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение. 1993.