Консультация для родителей «О кризисах в развитии детей»
консультация

Бажутова Юлия Сергеевна

"О кризисах в развитии детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_krizisah_v_razvitii_detey_konsult.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О кризисах в развитии детей »

     Все взрослые знают, что в развитии детей бывают особые трудные периоды – кризисы.

  • Что же такое кризисы развития?
  • Сколько их и в каком возрасте они бывают?
  • Обязательно ли каждый ребенок проходит через все кризисы?

     Кризисы развития – это относительно короткие (несколько месяцев до 1-2 лет) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становится совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни.

     Для детей, живущих в условиях современных, чаще малочисленных семей и одновозрастных детских коллективов в детских садах, лишенных постоянного общения со старшими и младшими ребятишками, их собственное ближайшее прошлое и будущее остается абстракцией, не имеющей конкретного содержания. Конечно, не каждый ребенок вообще-то знает, что он растет, что он был совсем маленьким и будет большим. Но, находясь преимущественно среди взрослых и детей своего возраста, он не видит, не чувствует того, что скоро с ним будет.

     Надо заметить, что острота протекания кризиса не является однозначно отрицательным показателем хода развития. Напротив, нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные новообразования, нужные для дальнейшего развития и наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, является свидетельством того, что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений. Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в этой связи у родителей и педагогов, если они оказываются не в состоянии их разрешить.

     Совсем по другому проходят кризисы у детей, чем у взрослых. В относительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода:

  • Кризис новорожденности;
  • Кризис 1-ого года;
  • Раннее детство
  • Кризис 3-х лет;
  • Дошкольное детство;
  • Кризис семи лет.

Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество) до 3-4 лет (дошкольный возраст).

     Самое неприятно следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве – это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.

     Во время каждого кризиса почти неизбежно возникают те или иные проблемы. Бывает, что у ребенка появляется только слегка повышенная тревожность или какой-нибудь конкретный умеренно выраженный страх – например, темноты или собак. Часто повышенная возбудимость выражается в упрямстве, обидчивости. Иногда появляется излишняя двигательная активность. Чаще всего такое «веселье» кончается каким-нибудь неприятным происшествием – ссорой, ушибом, разбитой посудой и слезами по этому поводу.

     Взрослые не всегда знают, как надо реагировать на «плохое поведение» ребенка.

     Часто вместо того, чтобы найти ему подходящее занятие, приласкать его, или, наконец, просто твердо его остановить, пока еще не разошелся, родители начинают бороться с возникшей воспитательной проблемой «в лоб». Они могут идти при этом двумя путями.

1 путь – это терпеть все выходки ребенка, поставив себе целью не раздражаться. Это возможно до известного предела, по достижении которого терпение лопнет и последует реакция, вероятно, более резкая и суровая, чем хотели бы родители и чем ожидал ребенок. Нужно учитывать, что у детей есть достаточно выраженное чувство справедливости. Ребенок знает, когда он ведет себя плохо и ждет за это наказание, считая его справедливым. Если родитель его простил, ребенок чувствует облегчение, но если прощения не последовало, а наказание откладывается, это беспокоит его. Он ждет какой-то страшной расплаты. Такие ситуации могут повторяться часто.

2 путь – при каждом проявлении нежелательного поведения пытаться «правильно» отреагировать на него, осудить его, заставить сделать «как надо», добиться «раскаяния», обещая впредь так не делать.

     Так же наивно думать, что «сражаясь» с действительно заупрямившимся маленьким ребенком, можно «победить» его с какой-то пользой для его воспитания. Для взрослых такая борьба чревата опасностями.

     Кризис 3-х лет – это тяжелое испытание. Малыш был все таки довольно покладистым – если взрослые не успели закрепить у него сложности, возникшие в прошлом кризисе (ранее детство), и вдруг новые капризы и упрямства. Да такое упрямство, какого еще не было! 3-х летка – это не годовалый малыш, которого было так легко обмануть и отвлечь. В 3 года ребенок уже не поддается на примитивные приманки. Это очень неприятная черта 3-х летнего ребенка и в тоже время это его достижение. Он больше не раб наглядной ситуации. Существенное приобретение кризиса 3-х лет – самостоятельная сюжетная (режиссерская) игра. Это такая игра, в которой играют в одиночку с маленькими игрушками или заменяющими их предметами – коробочки, пуговки…Режиссерская игра – это создание и обыгрывание ситуаций. У 3-х леток начинается настоящий расцвет таких игр.