Мастер-класс с воспитателями по развитию чувства ритма у младших дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Корякина Ольга Игоревна

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_vospit_po_ritmu.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  с воспитателями по развитию чувства ритма у младших дошкольников

 В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области музыка важно применять и положительно приветствовать практические разработки И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей воспитанников не только в сфере восприятия, но и в организации движения. И если дети от этих музыкально - ритмических двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Ведь известно, что ритм – это один из основных элементов выразительной мелодии. Мелодия же образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т. е. обладают определёнными длительностями.

Ритм обладает большой силой, он подчас настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать лишь по обозначению длительностей звуков (марш, танец - вальс, танец-полька).

Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя детям сразу внушать понятие обязательного труда. Во время занятия с детьми не стоит забывать о том, что они пока не обладают большим умением сочетать музыку, ритм, движение. Занятия должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо негативных высказываний детям, а только с положительной оценкой. С особенным терпением и мягкой, но неуклонной настойчивостью нужно работать над нервными, робкими натурами, стараться побороть их волнение и вселить уверенность в своих силах. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, чтобы интерес воспитанников к познаниям не иссякал.

Предлагаю несколько музыкально- ритмических игр:

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (маршируют)

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бегут на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять, лучше буду танцевать (исполняют простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.:

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик).

Ход игры:Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот).

Музыкальный руководитель: Испугались ребята такой погоды и побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложняется, дети с помощью взрослого придумывают новые события, которые происходят на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становятся все разнообразнее и сложнее.

Пальчиковая игра «Дятел»

Цель: Учить детей передавать чёткий ритм

Как из леса слышен звук(подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)

«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)

Это кто ж там силы тратит (пожимаем плечами)

Ну, конечно, это дятел (раскрыть ладони перед собой)

Вот сейчас жучка достанет, (раскрываем и закрываем пальцы перед собой)

И опять стучать он станет, (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)

И опять польётся звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)

«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (бьём пальчиками по вертикальной ладони)

«Музыкальный перепляс»

(диск1, №7,ср. гр., И. Каплунова)

Музыканты, веселей! Барабанов не жалей (хлопки)

1,2,3 и 3,2,1-начинаем перепляс (притопы)

Собирайтесь плясуны, бегемоты и слоны (идут в круг)

Зайцы, ёжики, еноты – все, кому плясать охота (из круга)

Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп.

А потом прыг-скок,

А потом ещё разок.

А потом вприсядку, и снова по порядку.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

«Дождик»

Кто там топает по крыше? (хлопки)

-Топ-топ-топ. (шаги на месте)

Чьи шаги всю ночь я слышу?

-Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

«Три фасольки, два боба»

(диск1, №12,ср. гр., И. Каплунова)

Дети стоят парами по кругу

Ора-ора-ора-ра(2 раза)- хлопки

Три фасольки, два боба(2 раза)- удары по коленям

Побежали в огород(2 раза) - идут по кругу

Положили прямо в рот(2 раза)

Ора-ора-ора-ра(2 раза)- хлопки

Три фасольки, два боба(2 раза)- удары по коленям

«Дождик»

Кто там топает по крыше? (хлопки)

-Топ-топ-топ. (шаги на месте)

Чьи шаги всю ночь я слышу?

-Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

Музыкальный руководитель: Спасибо, уважаемые коллеги. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы  по развитию чувства ритма.

Конспект  мастер – класса

        Мастер – класс

«Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:  Повышение педагогической компетентности музыкальных руководителей в вопросах формирования ритмической деятельности детей.

                Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о возможностях использования       игр и  упражнений со звучащими жестами в группах детей дошкольного возраста.
  2. Обосновать значимость игр и упражнений со звучащими жестами в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, листовки.

Ход мастер – класса:

Музыкальный руководитель:

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

 Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Исследователи  отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

    Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании.     Речевые игры и упражнения проводятся в специально организованной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов». 
    Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное,
 выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.  

Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным

     Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».  
      Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.

Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется.      

При разучивании новых  распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.  

 Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

- С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.

Игра-приветствие «Здравствуйте»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ручки! 

Дети: Здравствуйте!  (хлопают) 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки! 

Дети: Здравствуйте!  (топают) 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, коленочки! 

Дети: Здравствуйте!  (шлепают по коленям)

«Лиса»
Уж как шла лиса домой,   (Хлопок, шлепок по коленям) 

Нашла книгу под сосной   (Поочерёдно шлепки по коленям) 

Она села на пенёк  (Притопы)

И читала весь денёк.  (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу») 

«Лепёшки»
Наберу мучицы,  (Круговые движения по коленям) 

Подолью водицы  (Шлепки по коленям) 

Для детей хороших  (Притопы) 

Напеку лепёшек.  (Хлопки) 

«Листопад»

Осень, осень! Листопад!   (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат    (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат   (трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят    (качают руками)


«Дождь»

Дождь,  дождь, дождь с утра    (Хлопки чередуются со шлепками по коленям) 

Веселится детвора!          (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам,        (Притопы)

Шлеп – шлеп!

Хлоп в ладоши         (Хлопки)

Хлоп – хлоп!

Дождик нас не поливает,      (Грозят пальцем)

А скорее догоняет!         (Убегают от дождика)

«Водят пчелы хоровод»

Водят пчелы хоровод    (дети топают на месте)

Брум, брум    (хлопают «тарелочками»)

В барабан ударил кот    (имитируют пальцами игру на барабане)

Трум , трум      (стучат кулачком о кулачок)

Стали мыши танцевать   (выставляют ногу на пятки)

Три-ля-ля

Так, что начала дрожать    (кружатся дробным шагом)

Вся земля     (хлопают в ладоши)  

«Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!       Хлопки

Обезьяна на печи.           Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!       Хлопки

Грызет с маком калачи.  Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!        Хлопки

Поиграть я с ней хочу.   Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!       Хлопки

Я смеюсь и хохочу!       Дети весело смеются.

Музыкальный руководитель: Спасибо, уважаемые коллеги, присаживайтесь на свои места, и я предлагаю вам провести рефлексию. Если вам интересен представленный материал, и Вы будете использовать его в работе, показываете такой жест – большой палец вверх (на слайде). Если вам интересен материал, но его стоит переработать для использования в своей деятельности – указательный палец вверх (на слайде). Если представленный материал не интересен, вы не будете использовать его в работе – большой палец – вниз (на слайде).

Проведение диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Консультация для воспитателей «Роль музыкально-развивающих игр в развитии чувства ритма и коммуникации дошкольников»

«Роль музыкально-развивающих игр в развитии чувства ритма и коммуникации дошкольников»...

Проект "Шумовой оркестр как средство развития чувства ритма у младших дошкольников"

Проект "Шумовой оркестр как средство развития чувства ритма у младших дошкольников"...

Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"

Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников...