Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
методическая разработка (старшая группа)

Кривоногова Ольга Васильевна

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_po_ritmu_2022.docx52.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка»

Методическая разработка

По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»

Выполнил:

Кривоногова О.В.,

Музыкальный руководитель

г. Советский

2022


Содержание:

  1. Введение
  1. Пояснительная записка
  1. Основная часть
  1. Теоретические аспекты развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах.
  2. Методические приемы по формированию чувства ритма у старших дошкольников
  3. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах
  1. Заключение
  2. Приложение
  1. Картотека музыкально-дидактических игр по формированию чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах

Актуальность

Творческое развитие детей является одной из важных проблем в сфере образования, перед каждым человеком возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и интересов. Педагоги и родители, в свою очередь, всегда заинтересованы в том, чтобы дети были способными, любознательными и одаренными. От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки, возможно даже способности.

Исследуя проблему развития музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей дошкольного возраста, мы обращаемся к ритмической организации не только музыки, но и жизни вообще. Ритм живет во всем: в смене времен года, в смене рождения смерти, в чередовании добра и зла, белого и черного. Шаги человека, дыхание и удары сердца находятся в определенном ритме, четырех дольном размере. Психологии заметили, что ритмическое чувство первично, изначально и элементарно, поэтому оно является основным свойством музыкальности. Чувства ритма формируется у детей в онтогенезе в первом по отношению к другим компонентам музыкальности.

Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма.

Наше тело является первым инструментом человеческого рода, которое поможет природную способность к ритму сделать видимой и слышимой. Ритм, который подарила природа каждому при рождении, дети передают звуками своего тела (топ, щелк, хлоп, шлеп), ударами палочек, движениями рук и тела. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной как дыхание, шаги, хлопки, прыжки. Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем переносим эту игру на клавиши, пластинки и т.д.

В музыкальной деятельности необходимо считаться с тем, что дети имеют различные задатки и уровень развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности. Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Без развитого чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.

В тоже время Б.М. Теплов, В.М. Бехтерев, считали, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

 


Теоретические аспекты развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982).

- о музыкально-ритмическом развитии (Э.Ж.Далькроз, Н.Г.Александрова, Е.В.Конорова, Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили, А.И. Буренина, Ж.Е.Фирилева, Т.Э.Тютюнникова, И.Г. Галянт и др.);

- Н.А. Ветлугина, В.А. Гринер, Е.А. Румер, А.В. Кенеман, М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зимина, Е.Н. Соковнина - они считали, что, музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество.

- предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.

- о психологии музыкальных способностях (Б.М. Теплов, Д. Кирнарская)

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает Б.Теплов. Он считал, что главным показателем музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами

комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Организационно - педагогические условия

изучение программ: «Детство» В.И. Логинова, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, учебно-методическое пособие «Основы детской хореографии» И.Э Бриске. « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «ЛАДУШКИ. Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева,

ПОСМОТРЕТЬ ПРОГРАММЫ Современные научные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Н.Г. Александровой, А.И. Бурениной

 

Принципы

учитываются принципы, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей:

- систематичность художественно-эстетического воспитания в процессе музыкально - ритмической действительности;

- разносторонность музыкально - художественного творчества;

- интеграция видов искусств, видов детской деятельности, задач образовательных областей

- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости задатков, заложенных от природы;

- своевременное и всестороннее развитие творческих задатков и способностей;

 

Противоречия

Поэтому традиционное музыкальное занятие, которое делится на отдельные виды деятельности, где дети выполняют все по отдельности: танцуют, заучивают

танцевальные движения; слушают и анализируют музыкальные произведения и поют сидя на стульях; играют на музыкальных инструментах, заучивая ритмический рисунок, считается неестественным для закономерного гармоничного и целостного развития детей. Развитие музыкально-ритмических способностей - это целостный процесс, которое должно осуществляется во всех видах деятельности.

Сложившуюся ситуацию можно определить как конфликт новых интересов современной педагогики в сфере дошкольного образования и устаревших подходов существующих программ и методик.

Недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; не разработанность комплекса педагогических методов и приемов, позволяющего рационально использовать время для выполнения большого объема двигательных упражнений и эффективно развивать способности к музыкально-ритмическим движениям

 

Цель: способствовать развитию музыкально - ритмических способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей музыкальность, чувство ритма, способности воспринимать музыку, чувствовать ее характер, настроение, понимать содержание музыкального произведения.

2. Содействовать обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений, развитию двигательных качеств (гибкости, координированности, ловкости, пластичности, точности) детей различных видах музыкальной деятельности.

3. Побуждать детей к импровизации, творческому самовыражению через движения, танец; выражать свои эмоции через мимику, пантомимику.

4. Развивать музыкальный кругозор, познавательный интерес к искусству.

 

Методы и приемы

Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям (движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом).

1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию.

На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движения и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

прием заражения (процесс передачи эмоционального состояния от педагога к детям)

прием «эмоционального поглаживания» в музыкальных играх – танцах реализуется как тактильный контакт для установления доброжелательных, позитивных отношений: поздороваться друг с другом частями тела, обнять друг друга, поиграть в «ладушки». Эти и другие приемы направлены на поощрения ребенка, концентрацию внимания на успешности его действий.

гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Есть еще одна особенность такого показа - он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения

В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.

2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции.

После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, педагог развивает у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно.

Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами).

На этом этапе используются следующие приемы:

· показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию);

· показ упражнения условными жестами, мимикой; словесные указания;

· «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть н навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако, некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») - мы разучиваем с детьми с целью последующего выступления. В этом случае велась более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно было воспитать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.

3-й этап - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Этот этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.

Инсценирование песен. Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем — игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песен.

На этом этапе работы мы использовали следующие методические приемы: · слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;

· подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» — без показа педагога;

· показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников. К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).

Методические приемы по формированию чувства ритма у старших дошкольников

 «Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)

         Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

        темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

        метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

        ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры.

Используя игры и упражнения, решаем следующие задачи:

1. Развитие у детей звуковысотного, ладового чувства, динамического, тембрового слуха, чувства ритма и метроритмического чувства.

2. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

4. Развитие речедвигательной координации.

5. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

6. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

В работе с детьми  используем следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

4. Игры с палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

5. Ритмические игры с предметами.

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения  музыкального ритма  в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

6. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

7. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

8. Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. 

Главные принципы такой системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

 

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах

Задание

Цель задания, музыкальный материал

Методика проведения

№ 1

Развивать у детей способность двигательно переживать музыку.

В. Калинников.  «Тень - тень».

(Приложение 2)

Педагог предлагает выбрать среди учащихся персонажи знакомой песни «Тень-тень»: Лиса, Заяц, Ежи, Блохи, Медведь, Коза. Затем ученики вместе обсуждают движения каждого персонажа, соответственно той роли, которая ему отводится в песне: Лиса - воображуля, хвастунья; Зайка - быстр, сноровист; Ежи – весел, шаловлив, грозит детей уколоть иголками; Блохи - беззаботны, веселы, самодовольны; Медведь - добродушен и неуклюж; Коза-дереза норовит забодать каждого, кто зазевался.

В беседе с детьми педагог обращает внимание на то, что важно импровизировать движения персонажа, помня о том, каким он дан в песне, и двигаться в соответствии с её звучанием.

Разучивание песни ведется по эпизодам.

№ 2

Развивать у детей способность двигательно переживать музыку, ощущать фразировку песни.

Рус. нар. песня

«Идет коза по лесу».

(Приложение 2)

Перед исполнением и обыгрыванием песни педагог объясняет детям, что в народе коза считалась одним из не поддающихся дрессировке животных. Коза, в народной традиции, - символ плодородия. Поэтому послушание Козы символизирует будущий хороший урожай.

После педагог сам показывает движения по тексту - «попрыгаем», «подрыгаем», «похлопаем», «потопаем». Затем вместе с учащимися придумывает их варианты и объясняет детям, что каждая Коза должна импровизировать движения, не повторяя варианты движений предыдущих солистов. Например, «попрыгаем»: прыжки на двух ногах; прыжки на одной ноге или с чередованием ног; прыжки на двух ногах крест-накрест; прыжки с поочерёдным движением ног вперёд – назад; прыжки вокруг себя.

Дети должны повторять движения за козой. Песня осваивается несколько уроков.

№ 3

Развивать у детей способность активно (двигательно) переживать музыку.

Бел. нар. песня «Перепёлочка».

(Приложение 2)

Исполняя песню, учащиеся водят хоровод вокруг «перепёлки». Текст песни подсказывает им, какие движения выполняет «перепёлка» по указанию ведущей хороводницы (запев). Когда хоровод детей поёт припев, «перепёлка» выполняет движение, а хоровод хлопками на каждую долю подбадривает её (первая фраза припева), на вторую фразу припева хоровод выполняет движения вместе с перепёлкой.

Далее по тексту - «рученьки болят», «ноженьки болят». В продолжении учащиеся сами придумывают новые движения. В конце «перепёлка» выбирает себе замену.

№ 4

Развивать у детей способность ощущать фразировку,  метрическую и долевую пульсацию.

Г. Эрнесакс.  «Паровоз».

(Приложение 2)

Педагог говорит детям, что они поедут в гости. Но паровоз их старый и поэтому он движется не спеша, с пыхтением. Паровоз трогается по сигналу (ученик в роли Дежурного по вокзалу ударяет по треугольнику). Дети руками, согнутыми в локтях, имитируют вращение колёс (на сильные доли) и поют песню.

Вдруг поезд сломался. Дети расходятся на прогулку, песня продолжается («мы к соседям ...»). В это время паровоз меняют на тепловоз и раздается опять сигнал к отправлению. Путешествие продолжается.

Темп движения оживляется, шаги детей и движения рук убыстряются и соответствуют теперь долевой пульсации песни. В конце пути тепловоз останавливается, все дети издают крик: «Чу-у-у-х! Приехали!».

Перед исполнением песни педагог уделяет внимание разучиванию движений колёс паровоза в соответствии с метрической и долевой пульсацией на слова «чух! чух!».

№ 5

Развивать у детей способность ощущать фразировку,  метрическую и долевую пульсацию.

Рус. нар. песня
«Во поле береза стояла».  

(Приложение 2)

Дети поют песню, разделившись на три группы, каждая из которых вступает в своем такте: 1-й        т. - первая гр., 2-й т. такт - вторая гр., 3-й        т. - третья гр. Каждой из фраз соответствуют свои движения:

-        1 фраза - движения по кругу вправо простым хороводным шагом ровными долями;

-        2 фраза - те же движения влево (правая рука с платочком, поднятая над головой, покачивается, совпадая с долевой пульсацией);

-        3 фраза - после хлопка на сильную долю такта выполняется кружение мягким приставным шагом вправо за рукой;

-        4 фраза - стоя на месте, дети выполняют ритм фразы топающими негромкими шагами.

№ 6

Развивать у детей способность точно воспроизводить ритм и пульсацию музыки.

Рус. нар. песня
«Во поле береза стояла».  

(Приложение 2)

Дети поют песню, прохлопывая её ритм. Затем педагог предлагает разделиться на группы и исполнить ритм песни одной группе хлопками, а другой - притопами. Далее дети, пропевая текст песни, исполняют ее ритм двумя группами одновременно: первая - хлопками, вторая – притопами и наоборот.

Затем исполняют ритм со словами, украшая их притопами и хлопками

№ 7

Развивать у детей способность двигательно переживать музыку, воспроизводить ритм и пульсацию музыки.

Рус. нар. потешка

«Чиж».

(Приложение 2)

Считалкой дети выбирают «Чижа». Количество участников должно быть нечётным. Хоровод идёт по кругу ровными долями, а Чиж внутри круга выполняет движения по тексту песни или импровизирует.

По окончании потешки каждый из детей выбирает себе пару. Тот, кому пара не досталась, становится Чижом.

Последние две строки «Чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай» проговариваются говорком.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«КОЗЕЛ»

Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую

пульсацию.

Описание:

дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой,    показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла.   Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем  перейти к распределению действий подгрупп.

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит,

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«ГДЕ СПИТ РЫБКА?»

Стихотворение И.Токмаковой

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок. Закреплять умение изображать

шумовыми инструментами длинные и короткие звуки.

Описание:

Музыкальный руководитель.                 Ночью темень. Ночью тишь.

Дети.                                               Тишшшь        , тишшшь      .

Музыкальный руководитель.                 Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети.                                                 Спишшшь     , спишшшь      .

Музыкальный руководитель.                 Лисий след ведет к норе.

Дети.

Изображают шумовыми инструментами шаги лисы.

Музыкальный руководитель.                 След собачий к конуре.

Дети.

Изображают шаги собаки.

Музыкальный руководитель.                 Белкин след ведет к дуплу.

Дети.

Двигаются, как белочки.

Музыкальный руководитель.                 Мышкин – к дырочке в полу.

Дети.

Изображают мышку.

Музыкальный руководитель.                 Жаль, что в речке, на воде.

Дети.                                               Глиссандо на металлофоне вверх-

Вниз.

Музыкальный руководитель.                 Нет следов твоих нигде.

Дети.                                               Пожимают плечами и разводят руки

В стороны.

Музыкальный руководитель.                 Только темень. Ночью тишь.

Дети.                                               Тишшшь        , тишшшь      .

Музыкальный руководитель.                 Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети.                                               Беззвучно открывают рот          .

 «ДОЖДИК: КАП!»

Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Описание:

Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!         Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!          Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!      Топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха!             Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама:  ах, ах, ах!                   Качают головой.

Дождик: кап, кап, кап!  Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах!   Топают ногами.

«НЕБО СИНЕЕ»

Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Описание:

Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

В не-бе пе-се-нки зве-нят,

Все ре-бя-та вверх гля-дят:

Мно-го в не-бе пти-чьих стай,

По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

«КАПЕЛЬКИ»

Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.

Описание:

назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

Дождь по крыше заплясал,

Капельками застучал:

Вот одна, а вот другая,

Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ЗАЙЦЫ И ЛИСА»

Цель:  развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.

Ход  игры:

дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Звучит мелодия М.Красева «Зайцы и лиса» (см. ноты ниже).

Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 -  три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 – повтор движений.

Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 – Два раза гладят правое ухо.

Такт 18 – два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 – вертят «хвостиками».

Такт 21-22 – прыгают.

Такт 23-24 – кружатся.

Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

«КАРУСЕЛИ»

Цель:  развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры:

Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.

При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».

ТЕКСТ                                                  ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Еле-еле, еле-еле                                    медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,                        ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом.

Побежали, побежали                             бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите,                       движения замедляются и

Карусель остановите,                             дети останавливаются,

Раз-два,                                           поворачиваются лицом к центру,

Раз-два,                                           кладут ленту на пол.

Вот и кончилась игра.

«КОЗЕЛ»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры:

Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая  козла, который  трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.

«ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ!»

Цель:   развитие координации движений, ритмичности.

Ход игры:

Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки,

щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.

В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:

Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!

Шлеп, шлеп! Топ, топ!

Текст может изменяться таким образом:

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хлопай так!!!

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»

Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.

Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»

Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.

Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.

Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).

Ход игры:

дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.

1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.

Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.

2 вариант.  Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.

Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья  – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского).  Четвертая  –  характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.

Список информационных источников

1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.

2. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е.А. Медведевой // М.: Издательский центр «Академия» 2002.

3. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н.В.Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.

4. Ратнер, Ф.Л., Юсупова Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, Ю.А. Юсупова // М.: Владос, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие ритмического слуха у старших дошкольников через игру на деревянных инструментах»

Мастер-класс предназначен для музыкальных руководителей. В течение занятия педагоги познакомились с методами и приемами обучения детей игре на народных музыкальных инструментах, а также с разнообразие...

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».

Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр»....

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Методическая разработка руководителя для воспитателей...

"Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре"

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и...