Мастер-класс по теме: «Развитие ритмического слуха у старших дошкольников через игру на деревянных инструментах»
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Кадукова Юлия Сергеевна

Мастер-класс предназначен для музыкальных руководителей. В течение занятия педагоги познакомились с методами и приемами обучения детей игре на народных музыкальных инструментах, а также с разнообразием инструментов ( традиционных, экспериментальных, из подручных средств).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuliya.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение детский сад

                                                                 общеразвивающего вида № 98 «Ивушка»

                                                            г. Волжского Волгоградской области

Кадукова

Юлия Сергеевна

«Развитие ритмического слуха дошкольников через игру на народных деревянных инструментах»

Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов г.Волжского

                                                   26 марта 2013 года

Ничего так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей живет  исключительно ею. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое.

         Американские ученые в процессе проведения долгих исследований о влиянии музыкального жанра на психику человека, пришли к выводу, что музыка по-разному влияет на психологическое состояние. Исследования были проведены не только на людях, но и на растениях. Результаты были ошеломительными.

         Тяжелый рок и громкие звуки губительно влияют на психику, в первую очередь разрушительному воздействию подвергается печень и кишечник. Портиться настроение. Есть определенные аккорды, которые оказывают на психику человека существенное воздействие - « Музыкальный яд».

« Музыкальный эликсир» -это классическая и народная музыка, которая оказывает исцеление действие на психику человека. По итогам  американских исследований, рост пшеницы под  классическую музыку увеличивался на 20%.

Вот почему так важно оберегать детей от сильных воздействий  на  их организм и неокрепшую психику.

 Именно поэтому я выбрала эту тему: « Развитие ритмического слуха через игру на деревянных  музыкальных инструментах», т.к. я сама народница и работа над  этим материалом очень близка и она мне очень нравится.

 Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».

Цель: « Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревянных инструментах.

В процессе музыкального воспитания  детей  дошкольного возраста , оправданно включение большого спектра различных  шумовых  инструментов. В процессе самообразования для себя открыла  много интересных инструментов такие как: рубель, деревянная коробочка, хлопушки, всевозможные колотушки…

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая  ритмическая  деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. Знакомство с  различными  ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку так же первоначальный опыт слухового восприятия.

 Например: органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление о других видах музыкальных  соотношений: динамических  тембровых, т.к. каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр. Силу звучания  которая рождается под воздействием многих факторов (величины резонатора, породы дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления. ( Слайды музыкальных инструментов).

Задачи:

- Воспитание интереса, любви и потребность к занятиям музыкой.

- Обучение основам техники игры на деревянных инструментах.

- Развитие динамического, ритмического, звуковысотного слуха дошкольников.

Методы:

- Объяснительно-иллюстративный ( беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

- Репродуктивный ( разучивание, закрепление материала).

- Исследовательский ( самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

- Метод побуждения к сопереживанию  (эмоциональная отзывчивость на прекрасное ) .

- Метод поисковых ситуаций ( побуждение детей к творчеству и практической деятельности).

Приемы:

- Пальчиковые игры.

- Дидактические игры

-Ритмические упражнения ( народный фольклор: потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки).

- Соревнования  между подгруппами.

- Создание собственных приемов игры на деревянных инструментах.

Использование ИКТ ( информационно-компьютерные технологии ).

  1. Для отработки техники игры на деревянных инструментах.
  2. В ритмической тренировке.
  3. При знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным материалом.
  4.  Для  самооценки ( дети просматривают собственное исполнение,

Делают выводы, анализируют.

  1. На праздничных  утренниках , концертах и фестивалях.

Музыкальное оборудование:

  1. Традиционные  русские  народные деревянные  инструменты.
  2. Экспериментальные музыкальные инструменты.
  3. Инструменты из подручных средств.

    Ожидаемый результат:

Результатом деятельности  педагога  является те изменения, которые происходят в ребенке. Это изменения будут появляться в его музыкальной культуре, в характере  музыкальной деятельности. Для достижения результата, педагога  необходимо проектировать, конструировать содержание учебного материала.

- Играть индивидуально в ансамбле, соблюдая ритм.

- Слышать, понимать музыкальное произведение, его основную тему.

-Петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на инструменте.

- Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

- Выступать на утренниках, вечерах – развлечениях ,праздниках, фестивалях.

                         ПРАКТИЧЕСКАЯ     ЧАСТЬ.

  1. Клависы. ( Ритмические палочки), выполненные из бука. Игра на клависах  развивает Чувство ритма, слух, а так же музыкальные навыки.

Игра производится сидя на полу, на коленях. Руки должны быть перед собой, локти слегка расставлены в стороны, осанка прямая.

1.Метод , используемый в игре на клависах –метод метрической организации ,т.е .ритмической  пульсации.  Ребенок должен прочувствовать ритм  через себя.

Например прием: « Простучать на клависах свое имя». Этот метод мы можем  использовать в раннем возрасте.

-Игра: « Сделай как я». Педагог показывает, а дети повторяют.

Например: X  II L + Г Т Х V

- Игра: « Эхо»

Муз . Рук.- ТУ-КИ - ТАК; ТУ-КИ-ТАК     Х

Дети повторяют.

- Игра: « Вы, скачите, палочки».

Вы, скачите, палочки,

как  солнечные зайчики. (Стучат по полу двумя клависами  одновременно).

Прыг-прыг,

скок-скок. ( Х).

Прискакали на лужок. ( Стучат по очереди по полу клависами).

Правой ножкой топ – топ, ( стучат правой рукой).

Левой ножкой  топ-топ, ( Стучат левой рукой).

На головку сели,  ( «рожки»)

песенку запели. ( Х).

-Игра по  мнемотаблице.

2. Ложки и кубики.

Ложки - своеобразный русский –народный , ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных  и популярных  у русских инструментом. Для оркестра  используются ложки из березы и клена. Игра на ложках исправляет детский ,кривой почерк. Развивается мелкая моторика. Мы знакомимся не с сложными приемами игры на ложках: « Лошадка», «Удар», « Хлопок», « Тремоло», « Часики», « Копытца», « Тарелочки». Более сложные  приемы или сложные композиции требуют уже значительно -длительного времени.

С кубиками аналогично.

-метод метрической организации.

- метод диалога. Прием: « Придумывание ситуации». Например РНП: « Я на горку шла». Здесь нужно подобрать любой диалог.

Догоню я вас.  ( Ложки)

Догоню сейчас.

Не догонишь , не догонишь, не догонишь нас! ( Кубики)

Мы получили  диалог.

3.Эксперементальные инструменты и бытовые  предметы.

Это кухонные лопатки; кухонные  большие деревянные ложки; щеты; бамбуковые инструменты(авторские).

Метод-« Импровизация».

Метод- « Хаос и порядок».

Метод игры по речевым формулам. Участвуют три подгруппы.

Р.Н.П. « Светит месяц». Придумываем.

1.Партия.

Подберезовик, волнушка, подосиновик, волуй.

2.Партия

Белый, грузди, сыроежки, мухоморы  не бери.

3.Партия

Рыжик, опята, опята, опята.

4.Партия

Гриб, гриб, гриб,гриб.

( Затем проговариваем только про себя, только играем).

Методы игры по ритмическим формулам. Здесь используются картинки. Заранее рассказываем и показываем ноты со штилями  и как они соотносятся с выбранными картинками. Используем слоги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»

Данная разработка мастер- класса  может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...