Конспект собрания для родителей подготовительной группы на тему: «Воспитание культуры общения у дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Бажутова Юлия Сергеевна

Воспитание культуры общения у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание для родителей подготовительной группы на тему: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

 

«От того, как прошло детство,

 кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш»

(В. А. Сухомлинский)

Форма проведения: круглый стол.

Цель: помочь родителям в воспитании культуры общения у детей 6-7 лет, увидеть им свои недостатки в процессе воспитания, и найти пути их преодоления.

Структура:

  1. Подготовительный.
  • анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребенок?» (анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе проведения)
  1. Вступительный.
  2. Основная часть.
  • актуальность.
  • Анализ результатов анкетирования родителей «Вежлив ли мой ребенок?»
  • правила этикета для дошкольников
  • способы воспитания вежливости
  • памятка «Секреты воспитания вежливого ребенка» (с советами по теме собрания)
  • подведение итогов собрания, обмен мнениями
  1. Вступление. «Добрый вечер, уважаемые родители!» У детей 6-7 лет огромная потребность в общении со взрослыми и детьми. Круг общения расширяется, самостоятельность выше во взаимоотношениях с окружающими. Это предъявляет детям более высокие требования к поведению, общению.

Тема нашего родительского собрания: «Воспитание культуры общения у детей». Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничего не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость». Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных  качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приеме гостей – словом во всем, с чем мы выходим в общество.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдет сегодня наш разговор, в ходе которого найдем ответы на многие вопросы.

Обратимся к результатам анкетирования (зачитываются ответы на вопросы анкеты):

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
  2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
  3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?

Вопрос: - С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова-Гангнус. «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливого – живой сказки, которая должна войти в ваш дом».  Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст от 3 до 7 лет назван психологами игровым.

Пусть иногда в комнате ребенка появится фея «Здрасте», в следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведениями.

Вопрос: - Нужно ли упражнять ребенка  в навыках культурного поведения? И каким образом? (выслушать ответы родителей)

Обобщение: «Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определенные нормы поведения».

Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла.

Вопрос: - А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой?

Не редко слышишь от родителей жалобы на то, что их ребенок не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить, но не знают, как правильно это сделать.

Вопрос к родителям: Дайте совет!

- Как поступили бы вы? (выслушать ответы родителей).

Рекомендация воспитателя.

«Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание». Молодые родители, не зная, как правильно воспитывать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания, и не задумываясь копируют воспитательную тактику последних. Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. А авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей. Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней общались вежливо. Часто можно услышать от родителей в приказном тоне: «Поздоровайся! Извинись!» маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама не  довольна. Вполне допустимо, что данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым, или ему просто лень, или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

- Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

- Так же он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваться с ним поутру, родители заставляют ребенка недоумевать: что правильно: и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

Рассмотрим такую ситуацию: «Мамочка вечером забирает ребенка из детского сада. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем!» Ребенок заглядывая в группу, говорит воспитателю: «До свидания!» Мама с ребенком уходят домой…»

Вопрос к родителям:

- Как вы думаете, все ли правильно было сделано со стороны привития ребенку правил культурного поведения?

Ситуация:

Две мамы разговаривают на улице, гуляя с детьми. Ребенок перебивая, дергает мать за рукав: «Мама, смотри, какой у мальчика шарик воздушный, купи мне такой!» Мать одергивая ребенка  «Не суйся, когда взрослые разговаривают. Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Что за ребенок! Минуту постоять не может, поговорить не дает!»

Вопросы: - Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

- Как вы поступаете, когда ребенок вмешивается в разговор? (высказывания родителей)

Обобщение: Если ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной); не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания.

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Вопрос: - Что делать, если ребенок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (ответы родителей)

Обобщение: Не всегда надо заострять внимание, если ребенок маленький, он быстро забудет. Если постарше – надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок, выплюнуть).

Правила этикета для дошкольников

  1. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увлечет болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия.
  2. Первые уроки основ этикета ребенок получает дома. Если в семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
  3. Правила вежливости только ради правил не сформулируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные  нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека, или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам.
  4. Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно радость, улыбка, добро. И если мама с утра хмурая, недовольная, то ребенку очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Способы воспитания вежливости

  1. Личный пример. Каждый день все люди здороваются друг с другом легко, непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте дети копируют старших до мелочей. Самый простой способ – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Кроме того , помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя требовать от ребенка здороваться по-другому.
  2. Игра. Создавайте игровую ситуацию, в игре легче донести до ребенка слова приветствия.
  3. Чтение. Придумайте сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите ребенка стать соавтором сказки.
  4. Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно.
  5. Похвала. Она для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения ребенка восторженными словами.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Прочитайте их (прилагается памятка)

      Вопросы:

  • Каково ваше мнение?
  • Согласны ли вы с данными советами?
  • Если да, то какой из них считаете наиболее значимым?
  • Какие из этих «секретов» вы использовали на практике и имели положительные результаты?

Поделитесь опытом (заслушивают выступления родителей).

(Звучит музыка Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

«Быстро летит время, растут дети, и наступит час, когда они придут к вам за советами по воспитанию своих детей».

Что скажете Вы? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность?

На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.

 Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями:

  1. Принять к исполнению правила для родителей по воспитанию культуры общения.
  2. Принять к сведению содержание памятки «Секреты воспитания вежливого ребенка».
  3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремиться к выполнению главной задачи – актуализировать понятие «культура общения, определить основные аспекты воспитания культуры общения у детей 6-7 лет»

Памятка для родителей:

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

  1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если Вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о Вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент Вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень хочется его проявлять, учтите благородству своего ребенка.

Помните , что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Анкета для родителей:

«Вежлив ли мой ребенок?»

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
  2. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  3. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей подготовительной группы на тему « Подготовка к школе или как помочь учиться».

Цель: сформировать у родителей представления в подготовке ребенка к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации по подготовке к 1 сентября....

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».

laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...

Семинар -практикум для родителей подготовительной группы на тему "Как правильно обучить грамоте дошкольника"

Семинар -практикум для родителей подготовительной группы на тему "Как правильно обучить грамоте дошкольника"...