Трудовая деятельность
статья

Селиверстова Татьяна Николаевна

Работа воспитателя с  детьми по  трудовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovaya_deyatelnost.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность в развитии ребенка

Дошкольный возраст – период формирования картины мира ребенка. В это время закладывается фундамент образа окружающего мира. Но процесс этот не должен быть хаотичным, без помощи взрослых полноценная картина мира у ребенка не будет сформирована. Социально-коммуникативное развитие ребенка происходит в различных видах деятельности, и именно оно служит основой для формирования образа мира.

Окружающий мир многогранен и разнообразен, поэтому важно формировать и развивать различные умения и навыки у дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития является становление самостоятельности ребенка и саморегуляции собственных действий, а также формирование позитивного отношения к различным видам труда.

Трудовая деятельность позволяет сформировать у ребенка позитивное отношение к разным видам труда, а также к миру в целом. Именно трудовая деятельность дает возможность развить умение следовать социальным нормам поведения в ходе различных видов деятельности.

Правильное использование технологий привития положительного отношения к труду способствует психическому развитию дошкольника, позволяя проявить собственную самостоятельность в рамках выполнения трудовых действий.

Начинать трудовое воспитание нужно уже в раннем возрасте. Ребенок должен воспринимать труд не как наказание, а как способ познания мира и проявления собственных умений и навыков.

В ходе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста формируются и развиваются умения ставить цель, действовать под влиянием общественно значимых мотивов, планировать работу и достигать результата с последующей его оценкой. Каждым из этих умений ребенок овладевает в соответствии с возрастом.

Трудовая деятельность позволяет развивать ребенка, реализуясь через помощь в приобретении определенных трудовых навыков и умений, в ходе освоения структуры трудовой деятельности. Помимо этого происходит развитие свойств и качеств личности ребенка, а также происходит формирование опыта социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в труде.

С дошкольных образовательных организациях используются следующие виды труда: ручной труд, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Самым простым видом для овладения является самообслуживание, которое включает умение одеваться-раздеваться, правильно принимать пищу и осуществлять санитарно-гигиенические процедуры. Этот вид деятельности ребенком осуществляется ежедневно в условиях детского сада и дома, начиная с первых дней нахождения в дошкольной образовательной организации. И если в младшем дошкольном возрасте навыки только формируются, то в среднем и старшем дошкольном возрасте они развиваются и совершенствуются, поэтому этот вид труда актуален в любом возрасте.

Следующим видом труда, которым ребенок может овладеть в дошкольном детстве, является хозяйственно-бытовой труд, который включает в себя, например, уборка помещения, мытье посуды и т.д. И если в условиях детского сада эти навыки только закладываются, то дома они должны развиваться и совершенствоваться, так как этот вид труда направлен на общественное взаимодействие.

В ходе труда в природе ребенок учится взаимодействовать с растениями и животными, в процессе происходит нравственное воспитание дошкольника, а также формируются основы экологического воспитания и образования.

В ходе ручного труда дети создают различные поделки из природных материалов, из бумаги и картона, ткани и дерева. В процессе выполнения различных поделок у детей дошкольного возраста развивается воображение, фантазия, мелкая моторика, формируется умение доводить начатое дело до конца и т.д.

Трудовая деятельность в дошкольной образовательной организации может быть организована через поручения, которые воспитатель в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями дает детям. Поручения чаще всего носят эпизодический характер, при этом они в целом должны охватывать всех детей в группе.

Еще одним видом организации труда является дежурство, то есть выполнение одним или несколькими детьми действий, направленных на пользу группе. Например, дежурство в период сервировки стола для завтрака, обеда, полдника и ужина. В ходе дежурства формируется гуманное отношение к окружающим и природе, стремление помочь другим.

Помимо этого используются такие формы, как общий труд (нет разделения труда, все делают общее дело) и совместный труд (пооперационный, то есть дети договариваются о выполнении какого-то определенного действия). Эти формы трудовой деятельности позволяют закрепить навыки взаимодействия, а также получить собственный опыт ребенком. В младшей группе в связи с возрастными особенностями используется другая форма – труд рядом, в ходе которого дети выполняют одинаковую работу.

В качестве примера организации трудовой деятельности детей хочу привести студию "Кулинарная академия". Здесь вместе с детьми мы готовим. Процесс готовки очень интересен детям, так как позволяет им побыть в роли взрослого, а также получить не только моральное удовлетворение, но и реальный результат (определенное блюдо). В процессе готовки с детьми обязательно проводятся беседы, рассказывается и показывается процесс приготовления конкретного блюда (например, блинов), дети учатся правильно отмерять пропорции, узнают о взаимодействии различных продуктов.

В ходе трудового воспитания происходит развитие детей дошкольного возраста, так как в соответствии с возрастом происходит усложнение трудовых заданий и поручений, что позволяет детям приобрести практический личный опыт. То, что ребенок делает сегодня со взрослым, завтра он сможет выполнить самостоятельно.